Внеклассная работа в 4-м классе "Я живу в Красноярском крае"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи.

Образовательная: способствовать формированию представления о растительном м животном мире севера Красноярского края.

Развивающая: развивать умения сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления.

Воспитательная: подвести школьников к пониманию того, что внимательность и бережливость – формы гуманистического отношения между человеком и природой.

Оборудование: физическая карта России, карта природных зон России, карта Красноярского края, гербарии растительности природных зон, фотографии ландшафтов природных зон Красноярского края. Таблицы с изображением растений и животных.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Территория Красноярского края уникальна по богатству и красоте природы, огромным запасам разнообразных полезных ископаемых, по своей роли в экономической, научной и культурной жизни страны. Нет такого понятия, которое мы могли бы применить к Красноярскому краю в его высочайшем значении.

Красноярский край был образован 7 декабря 1934 года и является вторым по величине в России.

На территории края расположены Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономный округа, 42 района, 24 города.

Красноярский край занимает центр азиатской части России. От берегов Северного Ледовитого океана на севере до Саянских гор на юге край протянулся почти на 3 тысячи километров.

Самая Северная точка – мыс Челюскина – является самой северной точкой России и Азиатского материка.

Красноярский край относится к благополучным по обеспеченности водными ресурсами регионам России. С юга на север по территории края протекает одна из крупнейших рек мира – Енисей. Общая численность озёр в крае составляет 323 тысячи.

Важнейшие природные богатства края – хвойные леса, гидроэнергия, нефть, газ, уголь, железные руды, нерудные материалы. Но не только лесом, рыбой, наземными и подземными ресурсами, таёжным зверем и птицей богат Красноярский край. Главное богатство Красноярья – это люди. По переписи населения в крае насчитывается 124 национальности, которые подразделяются на три этнические группы – русские, пришлое нерусское и коренное население.

Флора края насчитывает более 450 видов растений, на его территории обитает 342 вида птиц и 89 видов животных.

Сибирь, Сибирь!
Люблю твои края!
Твои озёра, реки и поля.
Навек ты стала судьбой,
Нельзя расстаться с тобой.
Любимый край, мой дорогой!

2. Выступление учащихся.

1 ученик:

Когда смотрю я на карту,
Висящую на стене,
На сетку меридианов,
Широт, неведомых мне,
Я думаю: как далеки
Заметные едва-едва,
Затерянные в океане
Полярные острова…

2 ученик: Мы живём на самом севере Красноярского края. Город Норильск расположен на полуострове Таймыр, в 300 км к северу от Полярного круга, в зоне лесотундры и тундры. Тундрой обычно называют безлесные ландшафты, расположенные к северу от тайги – вдоль побережья Северного Ледовитого океана и на его островах.

3 ученик: Слово “тундра” пришло от финского языка, где оно означает “плоская голая возвышенность”. Тундра представляет собой безлесное пространство с низким и не всегда сплошным растительным покровом. Основу его составляют мхи и лишайники, и на фоне которых развиваются низкорослые цветковые растения: кустарники, травы.

4 ученик: Деревьев в настоящей тундре нет – условия жизни здесь для них слишком суровы. За короткое и холодное лето на молодых побегах не успевает полностью сформироваться защитный слой покровной ткани, необходимый для нормальной перезимовки (без такого слоя молодые ветви погибают зимой от потери воды).

5 ученик: Растительный мир тундры представлен около 360 видов растений. Богата тундра ягодами – голубикой, брусникой, клюквой. Обычно их высота достигает 10 сантиметров, а часто 3-5 сантиметров. Очень большую роль в растительном покрове тундры играют мхи и лишайники. Они нередко образуют сплошной ковёр на огромных пространствах. Основную массу цветковых растений составляют, кустарнички и многолетние травы.

3. Отгадывание загадок

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки
Опадают те иголки. (Лиственница)

Не пихта и не ель я,
Но в родном лесном краю
Круглый год я зеленею,
Холодов не признаю. (Брусника)

Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника)

Зелёные кусточки,
Алые цветочки,
Когти – ноготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)

4. Игра “Третий лишний”.

- Ягель, брусника, олень. (Олень)

- Песец, полярная ива, клюква. (Песец)

- Морж, лишайники, карликовая берёза. (Морж)

- Мхи, лемминг, жарки. (Лемминг)

(Картинки с изображением “третьего лишнего” вывешиваются на доску)

5. Викторина.

- Часть России от Урала до Дальнего Востока (Сибирь)

- Полуостров в составе Красноярского края (Таймыр)

- Самая полноводная река России. (Енисей)

- Самый крупный приток реки Енисея. (Ангара)

- Горы на юге Красноярского края. (Саяны)

 

6. Подведение итогов.

Учитель: На этом наше небольшое путешествие по родному краю заканчивается.

Мы понимаем, что очень многое осталось за “кадром”.

Красноярский край – самый перспективный регион Российской Федерации. Знание территории научит нас понимать связи явлений, знание природы – понять её ценность, как живой “фабрики”, производящей для человека и чистый воздух, и воду, и плодородные почвы, то есть создающей благоприятные условия жизни. Природа своей территории для любого человека – это источник духовного развития, в трудные минуты она даст нравственные силы.

Талантливейший русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов ещё в своё время предугадал великое предназначение Сибири:

Напрасно строгая природа
От нас скрывает место входа
С брегов вечерних на Восток -
Я вижу умными очами:
Коломб Российский между льдами
Спешит и побеждает рок!