Статья "Современный учитель: образование через всю жизнь"

Разделы: Администрирование школы


Успехи в обучении и воспитании детей определяются, многими факторами. Назовем лишь некоторые из них, это методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и многое другое. Кроме вышеперечисленных, важным фактором детского развития является и сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям.

Поэтому ответ на вопрос: “А нужен ли обществу учитель-профессионал, который сможет помочь детям научиться жить в современном мире?”, думаю очевиден: “Да и еще раз да!”

Именно поэтому в современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми. А как говорил К.Д. Ушинский “Только творческий учитель, личность может воспитать такого же ученика”, то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения самого педагога, его саморазвитию, а также развитию его профессионального и творческого потенциалов.

Каким же должен быть современный учитель? Требования, предъявляемые к учителю достаточно высоки. Учитель XXI века это не просто носитель определенной суммы знаний, владеющий методикой обучения и воспитательной работы, а партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве. Он не должен заниматься научением, он должен нести общечеловеческие ценности, жить этими ценностями, говорить о них и практиковать их, бескорыстно служить учительской деятельности, владеть информационными и коммуникационными технологиями, вместе с учащимися открывать новое, быть индикатором и ориентиром в мире знаний.

А где взять такого учителя? Проблема заключается в том, что новых преподавателей сегодня взрастить непросто. Для этого потребуются годы. Долгосрочный вариант – готовить кадры через изменение системы педагогического образования. Но это огромная работа без гарантии на успех: слишком уж консервативны и авторитарны педвузы. Единственный шанс – повышать квалификацию уже имеющихся педагогов. Таким образом, сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования, т.к. профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах учебного заведения, а продолжается на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.

Каким же может быть непрерывное образование современных педагогов? При организованном обучении учителей необходимо предоставить им как можно более широкий спектр возможностей. Прежде всего – это:

  • повышение квалификации педагогов через систему краткосрочных курсов на базе ВУЗОв и АПКРО: базовое, целевое и экспериментальное;
  • переподготовка, т.е. получение педагогом новой специальности;
  • стажировки и обмен специалистами учреждений образования;
  • подготовка кадров высшей научной квалификации через аспирантуру, соискательство, магистратуру.

Данное направление требует больших финансовых и временных затрат, как государства, так и самих педагогов, да и охватит всех педагогов в полном объеме вряд ли возможен. Поэтому приоритетным мы считаем направление по созданию в образовательных учреждениях таких условий, которые бы способствовали саморазвитию педагогов, повышению их профессионального мастерства и квалификации.

Безусловно, это усложняет функцию управления, изменяет содержание деятельности, определяет потребность в поиске новых форм и методов индивидуальной научно-методической работы с педагогическими кадрами, корректировки содержания основных направлений управленческой деятельности, поддержанию мотивации к стремлению педагогов по формированию своего индивидуального творческого стиля и др.

Помочь учителю в развитии нового педагогического мышления, сформировать готовность к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства, возможности выбора педагогом индивидуальной траектории. своего профессионального развития, может только гибкая, мобильная, дифференцированная система по развитию персонала.

Разработанная в образовательном учреждении программа повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов должна включать:

  • диагностико-развивающую работу с педагогами психолога;
  • методическую и информационную поддержку учителей;
  • организацию обмена опытом работы;
  • организацию и помощь в самообразовании.

Данная программа будет выступать необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, а так же создания в школе условий для профессионального и личностного роста педагогов.

Например, в нашем ОУ, участие в работе школы профессионального роста принимают все педагоги, желающие повысить свой профессиональный уровень, независимо от стажа работы и квалификации. Активными участниками школы являются более 70% педагогов.

Программа работы школы “Золотой резерв” включает:

  • тренинги профессионального и личностного роста педагогов. Набор в группы осуществляется как по желанию, так на диагностической основе (за последние три года проведено 3 тренинга, 6 семинаров и деловых игр);
  • фестиваль педагогического мастерства педагогов “Вдохновение”, объединивший в себе такие формы методической работы, как педагогические чтения, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы и др. За последние три года 70% педагогов участвовали в работе фестиваля с обобщение своего опыта.
  • работу по выпуску ежегодного журнала “Компас” (печатная и электронная версии).
  • участие в работе научно-практических и научно-методических конференций, фестивалей, конкурсов разного уровня. За последние три года количество выступлений педагогов на научно-методических и научно-практических конференциях возросло с 14 до 39, количество публикаций педагогов возросло с 21 до 56.
  • участие в работе Интернет-сообществ педагогов. Так 22 педагога являются членами педагогического клуба “Первое сентября”, 3 педагога членами “Сообщества творческих учителей”.

В рамках работы школы было проведено: 6 творческих отчетов, в том числе 3 городского уровня; 8 мастер-классов, в том числе 5 городского уровня; 14 семинаров для учителей города и курсы повышения квалификации для педагогов- организаторов и классных руководителей.

Для того чтобы помочь педагогу на пути самосовершенствования, нами разработано интерактивное учебно-методическое пособие “Карта повышения профессионального мастерства педагога, участника Школы профессионального роста “Золотой резерв””. Данное пособие призвано помочь педагогам, желающим повысить уровень своего профессионального мастерства и успешно пройти аттестацию организовать свою деятельность по самообразованию.

Реализация программы повышения уровня профессионального мастерства и квалификации педагогов позволила нам добиться следующих результатов. За последние три года наблюдается положительная динамика изменений в когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой сферах личности педагогов и повышение профессионального мастерства педагогов. За время реализации программы курсы повышения квалификации прошли 100% педагогов. Повысили уровень профессионального мастерства и были аттестованы на квалификационные категории 28% педагогов, в том числе на первую и высшую категории 17% педагогов.

Повышение профессионального мастерства педагогов оказывает позитивное влияние на количественные и качественные работы ОУ. По итогам 2008-2009 учебного года: качество обученности учащихся в среднем по школе составило 41,3%, успеваемость составила 99,3%, 100% выпускников средней полной школы успешно сдали ЕГЭ и получили аттестаты, увеличилось количество участников очных и дистанционных олимпиад, конкурсов, конференций и др.

Таким образом, непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой активизации его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития. При этом следует помнить, что рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический, индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски.