Серия классных часов по теме "Наша Вселенная"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие личности младших школьников, воображения, творческой активности, наблюдательности, любознательности, мышления; воспитания эстетического восприятия, любви и бережного отношения к уникальной природе Земли.

Задачи:

  • Формирование и развитие коллектива класса;
  • Создание условий для развития учащихся
  • Формирование навыков работы с научной литературой
  • Формирование нравственных качеств детей
  • Повышение интеллектуального уровня

1. Классный час

1. “Наша планета”

Учитель:

Земля моя, планета голубая!
Ты даришь жизнь или приносишь смерть,
А человечество живет не понимая,
Что это все рождает твоя твердь.
Беречь тебя, лишь ныне понимаем.
Вести потерям в Красной книге счет.
И, как всегда, при этом забываем,
С сердец своих убрать намерзший лед.
Нам всем с обледеневшими сердцами
Вовек родную Землю не понять:
Так кто она, что носит нас веками,
Где нам ответ на это разыскать?
Она, возможно, существо живое,
Спешащее в космическую даль?
И бьется сердце в глубине земное,
Познавшее и радость и печаль?
Или корабль плывущий во вселенной,
Который запустил когда-то Бог?
Корабль космический с командою отменной:
Всего живого, что создать он смог.
А что же, в будущем ждет каждого из нас?
Еду и топливо пока дает Земля.
Какой у нас есть жизненный запас,
Известно ли команде корабля?
Земля моя, планета голубая!
Тебя мы начинаем лишь ценить.
Простишь ли, человечество, не знаю,
Поможешь ли лед сердца растопить?

– Что вы знаете о нашей планете? Почему ее называют голубой планетой?

2. Что такое Вселенная?

Вселенная – это весь окружающий нас бесконечный мир. Это другие планеты и звезды, наша планета Земля, ее растения и животные. Это все мы.

3. Земля и Вселенная

Наша Земля – третья планета от Солнца. Со стороны она выглядит как круглый голубой драгоценный камень. Голубая потому что ? ее поверхности покрыты голубой водой океанов. Ни на одной планете нет столько воды. Окружность по экватору 40076 км. Спутник земли – Луна.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

4. Сочинения детей о Земле

5. Итог классного часа

– Что вы узнали о нашей планете?
– Почему ее надо беречь?
– Единственная ли живая планета во Вселенной?

6. Задание для следующего классного часа

Найти материал о Солнце и Солнечной системе.

2. Классный час

1. “Солнце и солнечная система”

Учитель:

Мы тему сегодня давайте наметим:
Планеты у Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с луной.
И огненный Марс, что кружит над Землей.
За ними Юпитер – из всех великан,
А дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их отличим мы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон
Вот мы и нашли планетарный закон.

– Что такое Солнце?

Выступления детей.

1.

Солнце – это гигантский шар из раскаленного газа. Самая жаркая его часть – это центр, внутреннее ядро. Температура солнечного ядра 15 млн. градусов С. Поверхность гораздо холоднее ядра, ее температура 6000 градусов С, но это в 25 раз горячее самой жаркой духовки. На поверхности Солнца возникают темные области, солнечные пятна. Они холоднее всей остальной поверхности, излучают меньше света. Солнце – это самая близкая к нам звезда. Единственная, которая находится близко к Земле, что мы можем чувствовать ее тепло. Свет Солнца достигает Земли за 8,3 минуты. В солнечной короне возникают языки пламени, которые носят название – протуберанцы.

– Как вы думаете, вечно ли Солнце?
– Является ли Солнце самой близкой большой звездой?
– Что такое Солнечная система?

Выступления детей.

Земля вовсе не в одиночестве вращается вокруг Солнца. Девять планет, как девять бегунов на круглом стадионе, в центре которого Солнце. Бегут каждый по своей “дорожке” и с разной скоростью. И пока дальние проходят по одному кругу, ближние успевают многократно обернуться вокруг Солнца. Это значит, что каждая из планет имеет свою орбиту и живет по своему календарю. Планеты назывались в честь римских богов и расположены от Солнца в таком порядке:

Меркурий – бог торговли
Венера – богиня любви и красоты
Земля – считали, что находится “не на небе”
Марс – бог войны
Юпитер – верховный бог, громовержец
Сатурн – бог Земли и плодородия
Уран – бог неба
Нептун – бог моря и судоходства
Плутон – бог подземного царства мертвых.

3. Викторина

– Что такое Вселенная?
– Что такое Млечный путь?
– Сколько звезд во Вселенной?
– Из чего сделаны звезды?
– Вечны ли звезды?
– Форма звезд?
– Сколько лет Солнцу?
– Почему звезды мерцают?
– Что такое красные гиганты?
– Что такое Солнце?
– Вечно ли Солнце?
– Назови планеты Солнечной системы?

4. Задание для следующего классного часа

Подбор материала из различной литературы о каждой планете Солнечной системы.

3. Классный час

1. “Планеты Солнечной системы”

Учитель:

Хочу Вселенную узнать,
Учусь искать и познавать,
Знания свои передавать,
Уровень свой поднимать!

2. Планеты земной группы

Четыре планеты земной группы – это ближайшие к Солнцу планеты. Ближе все маленький Меркурий, за ним Венера, Земля и Марс. Все они близки по размерам и химическому составу. Они состоят из скальных пород в отличие от планет – гигантов. У планет земной группы твердая поверхность, на которую могут совершить посадку космические корабли.

3. Планеты-гиганты

За Марсом следуют самые крупные в Солнечной системе Юпитер и Сатурн, 5 и 6 планеты – гиганты. Юпитер в 1300 раз больше Земли. Они состоят из газа, только ядра из скальных пород. Однако не следует думать, что это огромные газовые шары. Из-за высокого давления, обусловленного силой притяжения, газ сжат до жидкого или даже твердого состояния.

4. Дальние планеты

После Сатурна – 7,8,9 планеты Солнечной системы: Уран, Нептун, Плутон со спутником Харон. Эти планеты не были известны древним астрономам. Они находятся так далеко и так слабо светят. Уран и Нептун – гигантские газовые планеты. Плутон и Харон состоят из скальных пород и вероятно были захвачены солнечным притяжением на самой границе Солнечной системы.

– Какие планеты относятся к земной группе?
– К какой группе относится Юпитер?
– Какие планеты обладают системой тонких колец?

5. Просмотр фильма на ДВД

“Заочное путешествие по Солнечной системе”
Планеты Солнечной системы – ближайшие соседи и родственники нашей Земли. Но что мы знаем о них? Как они выглядят? Как образовались? Хотите узнать ответы на эти и многие другие вопросы? Фильм о небесных делах Солнечной системы приглашает нас в увлекательное путешествие. Фантастическая красота неземных пейзажей никого не оставит равнодушным.

6. Задание для следующего классного часа

Нарисовать рисунок “Наша Вселенная”

4. Классный час

1. “О каждой планете”

Учитель:

Законы любознательных

  1. Мир активно познавай
    Воли лени не давай
  1. Умей выступать.
    Умей и слушать.
  1. Нашел интересное – поделись,
    На похвалы товарищам – не скупись.
  1. Будь любознательным.
    Вежливым и внимательным.
  1. Фантазируй, не робей
    Жить прекрасно на Земле!

1. Меркурий
Атмосфера Меркурия сильно разряженная и не может смягчить падение метеоров и сгладить образовавшиеся кратеры. Пролетая над его поверхностью, мы увидим огромные пустые равнины, расщелины и бесконечную желтую пыль. Масса его в 20 раз меньше массы Земли.

2. Венера
Самая горячая планета Солнечной системы. Ее поверхность бесплодна. Образовавшийся в ее атмосфере газ создает “парниковый эффект”, задерживающий солнечное тепло, что повышает температуру до 470 градусов С. Благодаря плотной атмосфере, Венера хорошо отражает солнечный свет и блестит как звезда. Ее назвали утренней или вечерней звездой, т.к. ее можно наблюдать на небе.

3. Марс
Называют красной планетой, поскольку он ржаво – красного цвета. На поверхности много пыли с высоким содержанием железа, которое окисляется из-за углекислого газа. Ни одна космических экспедиций не нашла намеков на жизнь. Однако в 1996 году ученые обнаружили что-то похожее на остатки микроорганизмов в скалах.

4. Юпитер
Вращается быстрее всех планет. Состоит в основном из водорода и гелия в жидком состоянии из-за высокого давления. Под разряженной атмосферой состоит из аммиака и метана. У Юпитера не менее 16 естественных спутников. Это самая большая планета Солнечной системы. Температура поверхности – 150 градусов С.

5. Сатурн
Одна из красивейших планет Солнечной системы. Окружена гигантскими кольцами, которые состоят из маленьких частиц льда и пыли. Сатурн большой, но удивительно легкий. У него больше спутников, чем у любой планеты. Около 19. Янет – черный с одной стороны, белый – с другой. Энцелад покрыт мерцающими шариками снега.

6. Уран
Обращается вокруг Солнца как бы лежа на боку. Ось вращения почти лежит в плоскости его орбиты. Атмосфера состоит из водорода и гелия, а под ней лежит океан жидкого метана, что придает планете зеленовато – голубой цвет. Температура – 210 градусов.

7. Нептун
Обладает системой тонких колец. Разряженная атмосфера из водорода и гелия. Глубокий океан жидкого метана придает Нептуну кобальтовый цвет. Спутник Нептуна – Тритон – единственный спутник в Солнечной системе, который обращается вокруг планеты в направлении обратном ее вращению.

8. Плутон
Плутон и спутник его Харон так далеки от Солнца, что Солнце для их светит, как для нас Луна. Температура – 220 градусов. Очень невелик, поэтому его и не могли так долго обнаружить. Он в 5 раз меньше Земли и в 500 раз легче.

9. Викторина

– Какая планета была открыта последней?
– Вокруг каких планет есть кольца?
– У какой планеты есть спутник Харон?
– Из какого газа состоит атмосфера Плутона?
– Атмосфера какой планеты самая плотная?
– У какой планеты нет атмосферы?
– На какой планете скорость ветра самая большая?
– Какая планета названа в честь бога потустороннего мира?

10. Задания для следующего классного часа

Нарисовать одну из планет Солнечной системы.

4. Классный час “Небо и звезды”

Не то беда, что мы всегда чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда незнание скрываем.
Кто пыжится, чтоб умным слыть и скрыть прорехи в знании
Тому весь век невеждой слыть – могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего не знаешь… не умеешь,-
Тогда добъешься своего, узнаешь, поумнеешь.

1. Загадки о небе и звездах.

  1. Сито вито, решетом покрыто.
  2. Голубой шатер весь мир накрыл.
  3. Голубое поле серебром усыпано.
  4. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
  5. Что видно только ночью?

2. Сколько звезд во Вселенной?

Галактика Млечный путь состоит из 100 миллиардов звезд. Ученые посчитали примерный размер Вселенной и число ее звезд, то есть Вселенная бесконечна.

3. Из чего состоят звезды?

Звезды вовсе не твердые, как Земля у нас под ногами, они состоят из газов, как воздух, которым мы дышим. В основном, они состоят из водорода и гелия. Эти два газа – своеобразное звездное “топливо”, из которых получается тепло и свет звезд. Звезды круглые, как шары. С земли мы видим их мерцание, похожее на лучики. Звезды – как люди. Рождаются, живут – только очень долго – стареют и умирают. Звезды рождаются из гигантских взвихренных облаков газа и пыли. Газы и пыль уплотняются во множество вращающихся шариков, которые становятся звездным скоплением. Большинство звезд похожи на наше Солнце.

4. Почему звезды мерцают?

Это только нам кажется, когда на них мы смотрим с Земли, на самом деле они светятся ровным светом. Свет, идущий от звезд к земле преломляется и дрожит в потоках горячего и холодного воздуха. К концу жизни звезды остывают и разбухают, становятся в 100 раз больше своих размеров. Они превращаются в красных гигантов.

5. Задание для следующего классного часа

Проектирование стенных газет.

6. Классный час “Проектирование и выпуск стенгазет”

1. Название “Хочу все знать”

Выпуск 1.

Приведенная ниже информация располагается на силуэтах Солнца, планет и т.д..

Наше солнце родилось около 4,6 млрд. лет назад. Как и все звезды, Солнце – это гигантский шар из раскаленного газа. Это самая близкая к нам звезда.

На самом деле звезды круглые, как шары. Они рождаются, живут, стареют и умирают.

Высочайший вулкан Солнечной системы – гора олимп (27 км) расположен на Марсе и еще одно геологическое образование – каньон Долина Маринера длиной 4000 км.

Млечный путь – это наша Галактика. Она состоит из всех звезд, которые видны ночью на небе и из множества других звезд, которые не разглядишь невооруженным глазом.

Наша Земля – третья планета от Солнца. Со стороны она выглядит как круглый голубой драгоценный камень.

Все небесные тела движутся по определенным законам. Наука, изучающая эти законы. называется астрономией.

Самая большая планета – это Юпитер. Она вращается быстрее всех планет, полный оборот вокруг своей оси она совершает за 9,8 часа.

Днем мы видим только одно небесное тело – Солнце, потому что своим светом оно застилает все остальные небесные тела, которые видны нам ночью: луна, звезды, планеты, а иногда даже кометы и метеоры.

Внизу стенгазеты – карман “Спрашивайте, ответим!”

7. Классный час. Выпуск стенгазеты “Хочу все знать” Выпуск 2.

Хочу Вселенную узнать
Учусь искать и познавать

Отвечаем на ваши вопросы Викторина
Мир в 10 раз меньше Земли Какой день называется солнцеворотом?
Причиной магнитных бурь является Солнечной ветер Как назывался корабль на котором Ю.Гагарин совершил путешествие в космос?
Внешний слой Солнца называется короной За какое время Земля один раз обращается вокруг Солнца?
Солнечный ветер – это поток частиц испускаемых Солнцем. Меняется ли расстояние от Земли до Солнца?
Венеру называют сестрой Земли Сколько планет образуют большой парад планет?
Луна закрывает Солнце, когда происходит Солнечное затмение На какой планете есть гидросфера?

Победителей ждут награды?

Карман: “Спрашивайте – отвечаем!”

7. Классный час “Создаем проект”

1. Паспорт проектной деятельности.

А) Название проекта
Групповой информационный монопроект.

2. Проблема

Может ли существовать жизнь на других планетах Солнечной системы?

3. Возраст учащихся: 8-9 лет

4. Тип проекта: информационный

5. Заказчик проекта: детское направление “Юные астрономы”

6. Цель проекта: изучение возможности существования жизни на других планетах Солнечной системы.

7. Задачи:

А) Сбор и исследование информации о планетах Солнечной системы из разных источников.
Б) Анализ информации
В) Выводы

8) Вопросы проекта:

А) Что такое Солнечная система?
Б) Сколько планет в Солнечной системе?
В) На какие группы они делятся?
Г) Краткая информация о каждой из планет.

9) Оборудование

А) Детские энциклопедии
Б) Серии ДВДфильмов “Моя вселенная”
В) Научная литература

10) Аннотация

Проект актуален, так как младших школьников интересует: существует ли жизнь на других планетах и вообще во Вселенной. Дети хотят больше узнать о Солнце, звездах и других небесных телах.

11) Продукты

А) Альбом “Планеты Солнечной системы”
Б) Муляжи планет
В) Альбом сочинений и рисунков “Моя планета и Вселенная”

12) Этапы работы

А) Просмотр ДВД – фильмов
Б) Работа с информационной литературой
В) Анализ результатов
Г) Изготовление продуктов проекта

13) Оформление проектной папки (“портфолио”)

14) Презентация проекта

8. Классный час “Бонус-тест”

Вопрос и 4 варианта ответа. Выбери правильный ответ. В одной игре 12 вопросов. Если на все ответить правильно – результат будет отличный!

Примеры некоторых вопросов и вариантов ответов.

1. Какая из этих планет голубого цвета?

  • Сатурн
  • Плутон
  • Марс
  • Уран

2. Какое небесное тело закрывает солнце, когда происходит солнечное затмение?

  • Луна
  • Земля
  • Комета
  • Астероид

3. Атомы какого элемента вступают в реакцию внутри Солнца?

  • Кислород
  • Азот
  • Гелий
  • Водород

4. Как называют поток солнечных частиц, которые испускает солнце?

  • Солнечный ветер
  • Солнечное излучение
  • Солнечная река
  • Солнечное затмение

5. Как называется спутник Сатурна?

  • Титан
  • Мимос
  • Тафия
  • Энцелер

6. Название спутников какой планеты взяты из произведений Шекспира?

  • Сатурн
  • Нептун
  • Уран
  • Юпитер

7. Ось вращения какой планеты наклонена перпендикулярно остальным?

  • Марс
  • Уран
  • Нептун
  • Сатурн

8. Какая планета была названа в честь бога войны?

  • Меркурий
  • Марс
  • Сатурн
  • Уран

9. Какое из небесных тел не является спутником Сатурна?

  • Мимос
  • Рея
  • Каллисто
  • Уран

10. На какой планете сутки длятся больше года?

  • Меркурий
  • Нептун
  • Юпитер
  • Венера

Подведение итогов, награждение детей, давших на наибольшее количество правильных ответов.