Урок обобщения изученного материала в 9-м классе "Неравенства второй степени"

Разделы: Математика


Тема: «Неравенства второй степени».

Цели:

  • Классификация типичных видов неравенств второй степени.
  • Развитие логического мышления, самостоятельности и обоснованности ответов.
  • Воспитание устойчивого внимания, целеустремленности, навыков самоконтроля.

Тип урока: Обобщение изученного материала.

Класс: 9.

На своих уроках я часто предлагаю учащимся составлять таблицы, содержащие теоретический материал или дополнительную информацию. Это позволяет не только более наглядно показать особенности изучаемого вопроса, но и систематизировать знания, создать «шпаргалку» к следующим урокам. Такие таблицы, сведенные в отдельную тетрадь, позволяют облегчить поиск теоретических знаний при подготовке к экзаменам.

В ходе представленного урока учащимся предлагается составить самостоятельно таблицу «Виды неравенств второй степени». Урок проводится при одновременной работе двух вариантов, домашнее задание также дифференцировано по вариантам.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Неравенства второй степени».

Открыли тетради и записали сегодняшнюю дату и тему урока.

Цель нашего урока – классифицировать типичные виды неравенств второй степени, рассмотреть способы их решения, выявить особенности.

Для более легкой систематизации знаний подготовим в рабочих тетрадях таблицу «Виды неравенств второй степени», которую будем заполнять по ходу урока.

Виды неравенств второй степени

 

a>0, y>0

a>0, y<0

a<0, y>0

a<0, y<0

D>0,
 2 различных корня

 

 

 

 

D=0,
2 совпавших корня

 

 

 

 

D<0,
корней нет

 

 

 

 

2. Актуализация знаний

Для того чтобы решать неравенства второй степени существует алгоритм. Давайте его вспомним.

Один учащийся записывает алгоритм на доске, остальные по цепочке называют шаги, которые необходимо выполнить при решении неравенств второй степени.

3. Решение упражнений

Все упражнения, решаемые на уроке и домашнее задание, выполняются в двух вариантах, в соответствии с занимаемым положением в классной комнате. Задания решаются одновременно с проверкой после решения. В зависимости от результата заполняется соответствующая ячейка таблицы. Оценки за решение у доски выставлять сразу после решения.

Задание 1. Решите неравенства второй степени:

I вариант х2 - 5х + 6 > 0
II вариант x2 – 5x + 6 < 0

После решения заполняется вторая и третья ячейки второй строки.

Задание 2. Решите неравенства второй степени:

I вариант - х2 - 5х + 6 > 0
II вариант - x2 – 5x + 6 < 0

После решения заполняется четвертая и пятая ячейки второй строки.

Задание 3. Решите неравенства второй степени:

I вариант х2 - 4х + 7 > 0
II вариант x2 – 4x + 7 < 0

После решения заполняется вторая и третья ячейки четвертой строки.

Задание 4. Решите неравенства второй степени:

I вариант - х2 + 2х - 8 > 0
II вариант - x2 + 2x - 8 < 0

После решения заполняется четвертая и пятая ячейки четвертой строки.

4. Домашнее задание

Решите неравенства второй степени:

I вариант 3х2 + 6х + 3 > 0, - х2 + 4х – 4 > 0
II вариант 3x2 + 6x + 3< 0 , - x2 + 4x – 4 < 0

После решения заполняются соответствующие ячейки таблицы.

5. Итог урока

Мы начали заполнять таблицу «Неравенства второй степени». Вот что должно у вас получиться в конце урока (продемонстрировать учащимся таблицу с заполненными ячейками, но только теми, которые успели решить).

 

a>0, y>0

a>0, y<0

a<0, y>0

a<0, y<0

D>0,
 2 различных корня

(-∞; х1) ᵕ (х2; +∞)

1; х2)

1; х2)

(-∞; х1) ᵕ (х2; +∞)

D=0,
2 совпавших корня

(-∞; х1) ᵕ (х1; +∞)

 

 

(-∞; х1) ᵕ (х1; +∞)

D<0,
корней нет

(-∞; +∞)

(-∞; +∞)

Дома вы продолжите заполнять таблицу, на следующий урок мы объединим ваши данные.

Рекомендуется на следующий урок продемонстрировать учащимся уже полностью заполненную таблицу, а если есть возможность, распечатать, каждому учащемуся, так как она пригодиться в дальнейшем изучении материала.