Н.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Ночь чудес и справедливости

Разделы: Литература


Цели: расширить знания учащихся о Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения, начать знакомство с повестью.

Перед уроком учащиеся получают задание по группам: подготовить рассказ о Вакуле, Солохе, Оксане, черте, Пацюке.

Оформление: кинофильм “Ночь перед Рождеством”, изображения главных героев, презентация.

План.

  1. Слово учителя.
  2. Сообщения учащихся.
  3. Работа по содержанию повести.
  4. Домашнее задание.

1. Слово учителя.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Хотите окунуться в счастливый мир сказки, рассказанной известным в Диканьке Пасичником Рудым Панько?

Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и очутиться в Диканьке в ночь накануне Рождества, посмотреть, как ведут себя жители, узнать, какие чудеса случаются в эту волшебную ночь. Мы рассмотрим, как в повести происходят чудеса, и свершается справедливость. Итак, перед нами повесть Николая Васильевича Гоголя.

- Что мы знаем о повести как о жанре литературы?

Слайд 2

(Повесть – один из жанров эпических произведений. По объему повесть больше рассказа, но меньше романа. В ней больше событий и действующих лиц. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя).

- Н.В.Гоголь – автор знаменитых произведений, таких как: “Заколдованное место”, “Майская ночь или утопленница”, “Пропавшая грамота” и другие. С некоторыми из них мы уже знакомы. Приоткроем еще одну страницу биографии писателя и посмотрим, как же создавалась “Ночь перед Рождеством”.

2.Сообщения учащихся (материал может подобрать учитель).

Слайд 3

- Что нового для себя вы узнали, слушая сообщения?

Рудый Панько, зазывая в Диканьку гостей, знает о том, что их ожидает встреча со сказочным, чудесным. Эта встреча случится и на страницах повести “Ночь перед Рождеством”.

Особенностью повести является то, что она фантастическая.

- Что такое фантастика?

Слайд 4

(Фантастика – мир невероятных, чудесных представлений и образов, рожденных воображением).

- Назовите элементы фантастики в произведении.

В повести фантастика основывается на вере в Бога и дьявольскую силу (чертей и ведьм).

3. Работа по содержанию.

Слайд 5

- Ребята, если бы в названии повести не было обозначено время действия, ночь перед Рождеством, могли бы вы догадаться о нем? По каким признакам?

(Действие происходит зимой, природа полна торжественного ожидания праздника, герои повести ходят по селу с колядками).

- В чем особенность рождественской ночи?

Слайд 6

(Это самая таинственная и прекрасная ночь).

По народным поверьям в самую полночь открываются небесные врата, и на землю сходит сын Божий. Вода в эту ночь обладает целебной силой. И в наше время верующие стараются запастись этой исцеляющей водой. Если кто о чем-то хорошем будет молиться в полночь, то все исполнится.

В этот вечер на Руси читали молитву, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. Всю ночь праздновали и колядовали.

- Какой мы видим ночь?

(Чтение описания ночи).

- Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает Диканьку перед Рождеством?

(Месяц – символ молодой нарождающейся жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связывают с чудесным праздником Рождества).

- Какое настроение создает это описание?

(Радостное, торжественное).

- Не удивительно, что темные силы стараются его украсть. Какие герои помогают создать сказочно-фантастическую атмосферу?

Слайд 7

(Черт, Солоха, Пацюк).

- Что мы о них знаем?

(Ответы представителей групп).

В “Ночи перед Рождеством” доминирует из народных сказок мотив осмеяния черта. Гоголевский черт охает, хватается за сердце, целует руку Солохи. Он изображен мелким воришкой, сунувшим похищенную вещь себе в карман.

Мать кузнеца, Солоха, внешне бойкая и хитрая деревенская вдовушка.

- Посмотрим, чем они занимаются в эту ночь. Заглянем в хату к Солохе.

(Просмотр фрагмента из к.ф. “Ночь перед Рождеством”).

- Страшен черт у Гоголя?

(Нет, он похож на ряженого).

- Как вы думаете, в самом ли деле Солоха ведьма?

(Она, видимо, лукава, сметлива и удачлива. Солоха аккуратная, вернувшись из полета, наводит порядок в доме).

- Зачем к Солохе явились ее гости? О чем они мечтали? А Солоха?

(Каждый из них мечтает провести приятно время с Солохой, а она не прочь извлечь из этого выгоду).

Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса Христа, но вместе с тем злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей нарушить христианские заповеди.

- Какие из них вы знаете?

Слайд 8

Всего их 10.

  1. Не делай себе кумира.
  2. Не произноси имя Господа напрасно.
  3. Помни, что субботу нужно посвятить Богу.
  4. Почитай отца и мать.
  5. Не убивай.
  6. Не прелюбодействуй.
  7. Не кради.
  8. Не произноси ложного обвинительства на ближнего твоего.
  9. Не желай добра ближнего своего.
  10. Не имей других богов.

- Какие заповеди нарушают Солоха и ее гости?

- Почему их желания не исполнились? За что они наказаны?

(Они нарушили христианские заповеди и, оставив своих жен, пришли к Солохе).

Все поклонники Солохи оказываются в мешках, и кузнец выносит их из хаты. Теперь они стали “наколядованным добром”.

- Каким образом достигается юмористический эффект?

(Герои изображаются в смешном виде).

В образе Солохи тесно связаны волшебное и бытовое. И поведение, и повадки ведьмы чисто женские. Одомашнены и сверхъестественные действия Солохи.

Изображая в “Ночи перед Рождеством” с нескрываемым юмором и лукавством довольно симпатичную компанию нечистых, Гоголь в тоже время делает их прямыми участниками развернувшейся на страницах повести извечной борьбы светлого и темного начал, добра и зла.

- Кто в повести вступает в эту борьбу?

Слайд 9

(Вакула).

- Что вы о нем знаете?

(Представители группы).

- Почему черт украл месяц?

(Он украл месяц для того, чтобы навредить Вакуле).

- За что черт был зол на Вакулу?

(Отношения между чертом и Вакулой не заладились задолго до Рождества. Причиной этому была картина, “намалеванная” на стене церкви. Когда Вакула писал картину, так не понравившуюся черту, как ни пытался тот мешать живописцу, никакие его гадости не могли смутить душу Вакулы. Так крепка была его вера в Бога, так чиста его душа).

- Что же делает эту душу открытой злу?

(Любовь к Оксане. Для черта она и становится последней надеждой, так как одна ночь у него осталась для сведения счетов).

- Что мы знаем об Оксане?

Слайд 10

(Отвечают представители группы).

- Любит ли Оксана кого-нибудь кроме себя?

- А кузнец Вакула?

(Вакула без памяти влюблен в нее и готов ради Оксаны на все).

- С чем сравнивает Вакула отношение Оксаны к его любви?

(“Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова”).

- Какое условие ставит Вакуле Оксана?

(Ему нужно принести царицыны черевички).

- На какой поступок решается Вакула?

Самоубийство в православии является большим грехом. Бог дал человеку жизнь, и человек не может сам у себя отнять эту жизнь. Значит, чувство кузнеца настолько сильно, что он, искренне веря в Бога, готов из-за Оксаны не просто лишить себя жизни, но совершить грех более страшный – обречь свою душу на вечные мучения в аду, которые ждут самоубийц.

- Что предпринимает Вакула?

(Идет к Пацюку).

- Что мы о нем знаем?

Слайд 11

(Отвечают представители группы).

- Почему при виде Пацюка, который ел вареники, Вакула почувствовал, что он “греха набирается”?

(Пацюк не соблюдает пост).

- Почему черт так радовался, что Вакула готов погубить свою душу?

Слайд 12

(Кузнец был самым набожным человеком на селе, к тому же нарисовал картину, где черту приходилось туго).

Рождественская ночь несет в себе не только чудеса, но и справедливость. Она становится временем, в которое воплощаются и выдвигаются в человеческом сознании на первый план все христианские ценности. Это время, когда всем воздается по заслугам.

- Как Вакула заставляет черта везти себя в Петербург?

(Ему помогает смелость, смекалка и решительность, но главная сила кузнеца – в его искренней и глубокой любви).

- Вакула оказался во дворце. На что он обращает внимание?

(Его взгляд останавливается на картине, на которой изображена Пречистая Дева с Младенцем).

- Почему?

(Этот образ – награда Вакуле за победу над чертом. Глядя на картину, Вакула испытывает восторг и умиление, освобождающие его больную душу от скверны).

- А что в это время происходит в Диканьке? По селу проносятся разные слухи.

(Просмотр фрагмента “Разговор на улице”).

- Какими мы видим сельских кумушек в этой сцене?

(Они сварливые и вредные, любят при случае посплетничать. С жаром доказывают то, чего не знают. Оказывается, что всей Диканьке известно то, что каждый хуторянин, поддаваясь греху, считает тайной).

- Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она поняла, что потеряла его?

- Как вела себя Оксана утром в церкви?

Слайд 13

(“Одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, но лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах”).

- Вакула возвращается в Диканьку с черевичками, просит у Чуба прощение и “благодарит” черта. Как он это делает?

(Вакула показал, что он признает старшинство Чуба и его власть над собой и просит его милости. Черт получает сполна за свое коварство).

- Почему черту не удалось заполучить душу Вакулы, хотя он этого очень хотел?

(Кузнецу помогает справиться с искушением вера, смелость, находчивость и любовь).

Как награда за сохраненную душу посылается ему созерцание красоты Пречистой Девы с Божественным младенцем.

- Как заканчивается повесть? Как вы думаете, могла ли по-другому закончиться рождественская повесть?

Слайд 14

В “Ночи перед Рождеством” зло побеждено. Главный герой Вакула победил нечистую силу. Зло в повести внешне и физически не страшно, а смешно и нелепо, у Гоголя не случайно. Писатель как бы говорит читателю, что злу нет надобности в силе и устрашении, ибо оно стремится погубить не тело, а душу.

Оказывается, в рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

4. Домашнее задание.

Слайд 15

  1. Перечитайте сцены, связанные с обрядом в канун Рождества, перескажите их.
  2. Ответьте на вопрос: Что нового вы узнали об этом обряде из повести?