Литературно-музыкальная гостиная "Музыка - душа моя!"

Разделы: Музыка


Оформление. На столах цветы и свечи; на стенах репродукции художников 2-й половины XIX века; портреты А.Е.Варламого, П.И.Чайковского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Романсы “Я встретил вас …”, “На заре ты ее не буди…”, “Нет, не люблю я вас…”, “Люблю тебя”, романс на стихи Марины Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной…”, романс “Люблю тебя” из конкурсной программы “Романс-2005”, “Вальс” Чайковского, “Романс” Свиридова, гитарная музыка

Участники: трое ведущих, Тютчев, его дочь, автор.

1 вед. Друзья! Сегодня вы приглашены на вечер в литературную гостиную. Наверное, при упоминании об этом вам вспоминается гостиная А.П.Шерер из эпопеи “Война и мир” Л.Н.Толстого. Действительно, в XIX веке эта была самая распространенная форма общественной жизни. В салонах наряду с государственными обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьезными. В стенах аристократических гостиных элита могла наслаждаться живописью, музыкой, литературой, игрой в домашних спектаклях. Салоны стали символом русской культуры.

Не пытаясь возродить их, мы лишь попробуем заглянуть в прошлое, прикоснуться к нему…

2-вед. Сегодня мы собрались с вами, чтобы побеседовать о русском романсе 2-й половины XIX века. Но вначале я предлагаю сыграть в литературно-лингвистическую игру. Она поможет нам определить темы разговора: попробуйте узнать слова по толкованию их значений.

  1. Группа близких по духу людей, которые могут положиться друг на друга (дружеский круг).
  2. Прекрасное чувство, воспетое русскими поэтами XIX века (любовь).
  3. Художественное произведение, написанное такими строками (стихи).
  4. Искусство, в котором переживания, чувства, идеи выражаются ритмически и интонационно (музыка).
  5. Человек, дающий знания (учитель).

Звучит музыка.

1 вед. Как часто в концертах, по радио, телевидению, в грамзаписи, в домашнем музицировании мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью: яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической с музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих в зале, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых, казалось бы сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами.

На фоне гитарной музыки чтец продолжает:

1 вед. Родиной романса является Испания. Так в XII-XIV веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и название – “романс”. Он исполнялся одним певцом и обязательно с инструментальным сопровождением: в придворных кругах эта была виуэла, в народе – испанская гитара.

1 вед. Сначала в России считали романсами песни на французском языке и лишь в начале XIX века романсу “разрешили заговорить” по-русски. В романсах композитора Александра Варламова зазвучали русские национальные мелодии. На стихи русских поэтов А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева писали романсы М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, Кюи, Абаз и мн. др. Самое главное для романса – создать у слушателя определенное настроение. Романс – это музыка чувств, пробуждение забытых ощущений.

(На сцене три ученика – исполнители трех ролей: автора, Тютчева и его дочери. Звучит “Вальс” Чайковского, фрагмент видеофильма “Как Феникс из пепла”)

Автор: 31 декабря 1852 года… Осень ушла… Наступила зима… Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти солнечные дни…Брянское именьице, милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро Москва! А вокруг – поля, поля, заснеженные и просторные.… А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо… и всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

Ф.И.Тютчев, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать…

Тютчев:

Да, получилось. Хочешь послушать?
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Автор: Федор Иванович передал дочери листок бумаги, и та продолжала читать.

Дочь:

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Автор: Было удивительно: казалось, стихи очаровывают, завораживают своей музыкой, “колдуют”.

1 вед. Музыка неизвестного автора, слова Ф.И.Тютчева. “ Я встретил вас …” (звучит романс в исполнении ученицы).

2 вед. Это стихотворение поэт посвятил воспоминанию своей юношеской любви – графине Амалии, с которой он встретился почти через 40 лет, в 1870 г., в Карлсбаде, куда приехал на лечение. Амалия пришла навестить Теодора (так называли Тютчева в Германии). Эта было сильным переживанием, возможно – потрясением для парализованного человека… Поэт на следующий день продиктовал письмо дочери Дарье: “Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюднер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших лет моих явилось дать мне прощальный поцелуй”.

3-вед. Многие русские композиторы связывали свое творчество с произведениями Афанасия Фета. П.И.Чайковский писал о нем: “Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии… Это не просто музыкант, а скорее поэт-музыкант…” М.Е. Салтыков-Щедрин говорил: “Романсы его распевает чуть ли не вся Россия”.

1 вед. Действительно, его стихи наполнены особой ясностью и проникновенностью. Хотя в жизни поэта происходили трагедии, оставившие неизживающий рубец на всю жизнь, его стихи и в молодости, и в старости одинаково светлые.

2 вед.

Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет;
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.

Звучит “Романс” Свиридова.

3-вед. Мария Лазич – героиня любовной лирики А.Фета. Она была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Они полюбили друг друга, но Фет “ясно понимал, что жениться офицеру, получающему триста рублей из дому, на девушке без состояния, значит необдуманно и недобросовестно брать на себя клятвенное обещание, которое не в состоянии выполнить”. Влюбленные расстались, а вскоре Лазич погибла: курила, бросила спичку – и на ней вспыхнуло кисейное платье, но память сердца оказалась настолько сильна, что стихи, посвященные Марии Лазич, Фет писал до самой смерти.

1 вед.

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной,
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давным-давно утрачено душой.
Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Все те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

(Звучит романс “ На заре ты ее не буди…”)

1-вед. Александр Егорович Варламов, автор музыки романса “На заре ты ее не буди”, родился в Москве 15 ноября 1801 года. В девятилетнем возрасте мальчик был определен по совету друзей в Петербургскую придворную певческую капеллу. Расцвет композиторского дарования начался в 1832 году, когда он получил приглашение занять должность помощника главного капельмейстера московских театров, место, открывавшее перед будущим композитором заманчивые перспективы. Песни и романсы сочинял на протяжении всей своей жизни. До сегодняшнего времени пользуются известностью: “На заре ты ее не буди…”, “Вдоль по улице метелица метет”. Всего же им создано около 200 песен и романсов.

2 вед. В XIX веке считалось, что каждый образованный человек должен знать несколько иностранных языков, уметь играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, пробовать себя в сочинительстве стихов…

3-вед. До нас дошли стихи таких авторов, которые зачастую подписывались неполным именем, и нам известны лишь их инициалы, а то и вовсе их имена неизвестны. Одним из таких произведений является “Нет, не люблю вас…”, музыку к которому написал также малоизвестный любитель сочинять Булахов.

Звучит романс в исполнении ученицы “Нет, не люблю я вас…”.

Нет, не люблю я вас, да и любить не стану
Коварных ваших глаз, не верю я обману.
Остыл огонь души и сердце охладело,
Вы очень хороши, да мне какое дело.
Пора мне поберечь себя от слов опасных,
От снега белых плеч и взоров ложно-страстных.
В них знаю я давно, куда как мало прока,
И право мне грешно ждать нового урока.
Но если кто-нибудь, хоть барин самый гадкий,
Подумать и вздохнуть заставит вас украдкой,
Скажите, почему мне станет безотрадно,
И больно так уму, и сердцу так досадно.

1-вед. Вот и подошла к концу наша встреча. Мир литературы неисчерпаем. И каждая наша встреча – еще одна ступенька бесконечной линии познания. Так хочется, чтобы каждый помнил: “ Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано…”

2-вед. Какова же главная тема романса? (Отвечает аудитория). Действительно, тема любви с ее надеждами, печалями – и она никогда не устареет. Не исчез потому и сам романс. Он сохранил свою проникновенную интонацию, интимную доверительность, нескрываемую грусть.

(Звучит романс на стихи Марины Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной…”, “Люблю тебя” из конкурсной программы “Романс-2005”, поэтому имя автора пока неизвестно)

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ

Слышишь, капли теплого дождя
Тихо шепчут, падая в листву:
Знаешь ты, как я тебя люблю?
Как люблю во сне и наяву!
Без тебя мне трудно день прожить,
Без тебя себя не нахожу.
Не могу тебя я не любить,
Слышишь, имя я твое твержу…

Приходи, пожалуйста, скорей,
Так мне нужен глаз любимых взгляд.
Без него я во крат слабей,
Без него мне хуже во сто крат.
Я хочу скорей тебя обнять,
Быть с тобой готов хоть целый век,
Где найти слова, чтоб все сказать,
Милый, дорогой мой человек!

Припев:

Жду тебя в который раз,-
И вот настал опять свиданья час,
Ты мне руки протяни
И на меня, и на меня с улыбкою взгляни.
Вновь нам звезды ночь зажгла,
Друг другу снова скажем мы любви слова.
Вновь встречать зарю…
Люблю тебя, люблю тебя, люблю!

Литература

  1. Кошелев В.А. “Сказаться душой…” //Литература в школе № 3, 1995.
  2. Осеннева М.С. Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся //Литература в школе № 8, 2001.
  3. Овчинников М.А. Творцы русского романса. М.,1980.
  4. Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. М.,1978.
  5. Соболева Г. Русский романс. М.,1980.
  6. Соболева Г. Русский советский романс. М.,1985.
  7. Соболев Л.И. Русская поэзия 2-й половины XIX века в 10-м классе. Жизнь и поэзия Фета.//Литература №38, 2004.
  8. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века.