Система оценки качества образования обучающихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в вопросах обновления содержания и структуры образования – развитие адекватных современным требованиям методов и средств оценки образовательных достижений обучающихся.

Современные научно-методологические основы образовательного процесса, базирующиеся на них методы оценки образовательных достижений обучающихся дают педагогу широкий спектр возможностей для локальной оценки различных качеств учащегося, развиваемых и приобретаемых в образовательном процессе. Вместе с тем, существует проблема отбора методов и их оптимального сочетания, учитывающего специфику образовательной ситуации в конкретном образовательном учреждении и дающего системное представление как об индивидуальном развитии обучающегося, так и ученического коллектива в целом.

Наряду с осуществлением методов оценки образовательных достижений учащихся, педагогу требуется сегодня знание и грамотное применение специфических методов оценки образовательных достижений обучающихся, обеспечивающих непрерывное наблюдение за развитием последнего и своевременное корректирование образовательного процесса в случае обнаружения нежелательных тенденций развития.

Таким образом, необходимость внедрения указанных методов обусловлена рядом объективных факторов, среди них – ограниченные содержательные и технологические возможности традиционной системы оценки качества образования, ориентированной преимущественно на оценку результата освоения обучающимися содержания учебных дисциплин.

Система оценки образовательных достижений обучающихся, должна основываться на понимании результата образования как социальной компетентности. Именно в рамках этого понятия можно описать то, какими свойствами должна обладать личность, чтобы она могла противостоять трудностям современного общества и справляться с требованиями динамичной, развивающей, во многом противоречивой и агрессивной социальной среды. В настоящее время социальная компетентность становится все более значимой во всех сферах социальной жизни человека, и признается интегративной характеристикой современного человека (Крокинская O.K., Баранова Л.А., Куницына В.Н. и др.). Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию и способного к адаптации и самореализации в условиях современного общества.

Целями системы оценивания качества образования являются:

  1. формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в гимназии;
  2. получение объективной информации о состоянии качества образования в гимназии, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  3. повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве при принятии решений, связанных с образованием;
  4. обеспечение объективности и справедливости образования при приеме в образовательные учреждения.

В соответствии с поставленными целями были определены задачи:

  1. формирование системы показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  2. оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  3. оценка состояния и эффективности деятельности образовательного учреждения, областной и муниципальных образовательных систем;
  4. оценка качества образовательных программ гимназии с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
  5. выявление факторов, влияющих на качество образовательного процесса и образовательных результатов;
  6. разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
  7. содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

В основу системы оценки качества образования гимназии положены принципы:

  1. объективности, достоверности, полноты и системности информации об образовании;
  2. реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
  3. открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
  4. оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
  5. оптимизация количества показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
  6. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  7. сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
  8. доступности информации о состоянии и качестве образования гимназистов для различных групп потребителей.
Цели и задачи образовательного процесса в МОУ

Основные принципы выбора образовательной стратегии подробно изложены в последней редакции Образовательной программы, представленной педагогическому сообществу гимназии в январе 2005 года.

Основной образовательной целью гимназии является выявление и развитие одаренности ребенка, создание условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей субъектов образования.

К сожалению, еще и сегодня в психолого-педагогической литературе наблюдается разброс мнений относительно самого понятия “детская одаренность”. Встречаются термины “генетически сохранные” дети, “продвинутые учащиеся” и т.п. Таким образом, выражение “одаренные дети” – в значительной мере условное.

Характеристика подходов к диагностике результатов образовательного процесса

Мониторинг гимназического образования

Мониторинг образования – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывно слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (Майоров Н.А.)

В 1998 году определение уточнили: мониторинг образования – это система сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной системе или отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. (Майоров Н.А.)

Мониторинг образования выполняет следующие функции:

  • подготовительная
  • диагностическая,
  • коррекционная,
  • прогностическая.

Система оценки, контроля и учета знаний, сложившаяся в гимназии, дает информацию не только об эффективности творческого потенциала личности, которая предусматривает не только уроки, но и соблюдение определенных правил и условий работы в школе.

Так, например, в основу методики определения уровня личностного развития гимназистов положены следующие критерии:

– способности ученика к самовыражению через понимание собственной индивидуальности и уникальности;
– степень ответственности за самого себя, свои поступки;
– адекватное реагирование на окружающий мир;
– самостоятельность в принятии решений;
– умение объяснить и доказать свой выбор, степень зависимости в принятии решений от взрослых. Ребенок прослеживается в развитии с самим собой.

Для гимназии характерны все основные функции образовательного процесса: учебная, воспитательная, развивающая. Контроль и оценка нацелены на полноту и всесторонность, систематичность и объективность к уровню знаний и навыков учащихся, на систему основных элементов учебного материала, предусмотренных программой по каждому предмету, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений и навыков.

1. При организации контроля и учета результатов обучения педколлектив исходит из многофункциональности контроля, что в свою очередь и обеспечивает результативность обучения Систематичность контроля и оценивания (периодичность проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда оценок за разные виды работ в течение учебных четвертей) отражается в журнале. Требования к контролю и оценке отражены в “Инструментарии педагогического мониторинга”, являющимся приложением к образовательной программе. Журналы проверяются заместителем директора по учебно-воспитательной работе не реже двух раз в четверть. При оценке знаний и умений учащихся используется четырехбалльная система. По всем предметам используются методы устного и письменного контроля и оценивания.

С 1995 года в практику организации контроля и оценки стало широко внедряться тестирование, основанное на базовом уровне знаний и умений обучающихся по всем предметам. Задания в тестах такого рода сгруппированы по способу умственной деятельности и по способу учебной деятельности, что дает учителю широкий выбор вариантов тестирования с учетом специфики классов (профильное обучение, углубленное изучение отдельных предметов и т. д.). Каждое методическое объединение имеет свой банк данных на все виды контрольной и оценочной деятельности.

2. Уровень развития воспитанности, уровень развития творческого потенциала и психических качеств личности осуществляется по международным и авторским методикам, предоставляемым лабораторией “Творческой одаренности” педагогического института РАО.

При создании мониторинга в гимназии нашли отражение следующие подходы.

1) Управление качеством образования по его конечному результату. Система мониторинга в этом случае определяется следующими направлениям:

  • обученность обучающихся;
  • воспитанность обучающихся;
  • готовность выпускников гимназии к продолжению образования;
  • социальная адаптация обучающихся и выпускников гимназии к жизни в обществе;
  • сохранение здоровья детей.

2) Факторы, влияющие на качество конечных результатов:

– качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;
– уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда в гимназии;
– уровень физической культуры и медицинского обслуживания детей;
– степень учебно-методического обеспечения процесса стандартизации школьного образования.

Под результатом мы понимаем уровень, эффект. В программе развития МОУ определенны факторы, определяющие результат образования (основания мониторинга).

В структуре системы оценки образовательных достижений гимназии выделяются следующие субъекты:

Администрация МОУ гимназии, преподавательский состав, родительская общественность, совет гимназии, методический совет

разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образовательных достижений обучающихся;

участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования;

обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;

организуют:

– систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
– изучение и предоставление информации по запросам основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;

обеспечивают:

– предоставление информации в соответствии с регламентами информационного обмена о качестве образовательного процесса;
– развитие системы оценки качества образовательного процесса учреждения на основе образовательной программы;

Под образовательной деятельностью мы понимаем совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса: обучающихся, педагогов, родителей и администрации лицея, с целью достижения высокого качества и оценки подготовки выпускников.

В связи с этим субъектами контроля и оценки являются:

– обучающиеся, получающие образовательные услуги и навыки необходимой социальной адаптации при переходе с одной на другую образовательную ступень;
– родители детей, выражающие социальный заказ и уровень удовлетворенности (или неудовлетворенности) качеством оказания образовательных услуг гимназии;
– педагоги гимназии, оказывающие необходимые образовательные услуги своим ученикам;
– администрация гимназии в лице директора и его заместителей, способствующих созданию условий, необходимых для достижения высокого качества подготовки выпускников, соответствующего гимназическому уровню стандарта образования.

В свою очередь, образование трактуется нами как совокупность процессов обучения и воспитания обучающихся в специально организованных условиях педагогической системы гимназии. Поэтому объектами контроля и оценки являются:

– процесс и результат формирования знаний, общих учебных умений и навыков обучающихся в ходе учебно-познавательной деятельности;
– процесс и результат формирования общих поведенческих умений и навыков обучающихся в ходе воспитательной деятельности;
учебно-воспитательная деятельность педагогов как процесс, обеспечивающий необходимую для развития детей высокую результативность;
– управленческая деятельность администрации как процесс, направленный на достижение целевых ориентиров педагогическим коллективом гимназии (прогнозируемого результата)

Критерии и показатели оценки образовательных достижений обучающихся.

Процедуру, как элемент системы качества в школе, можно определить как своеобразный алгоритм; установленную, образованную последовательность действий, операций и воздействий в отношении факторов и условий, оказывающих влияние на качество образования.

Процедуры (методики) – основное их предназначение состоит в координации различных видов деятельности, влияющих на качество образовательного процесса, путем определения их целей и порядка выполнения.

Процедура включает в себя разработку критериев и показателей.

Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы: как осуществить оценку образовательных достижений обучающихся с наименьшими затратами, как определить рост образования и образованности каждого обучающегося, а не класса в целом, как определить качество развития обучающихся, – нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и четкого представления эталона, коим является Государственный образовательный стандарт. (2004 г.)

Оценка образовательных достижений обучающихся является важной составляющей частью оценки всего образовательного процесса. Информация о состоянии подготовки обучающихся по учебным предметам является одним из показателей, характеризующих эффективность образовательного процесса.

Осуществление мониторинга образовательных достижений должно опираться на следующие положения:

  • открытость и доступность информации о состоянии оценки образовательных достижений обучающихся;
  • разработка и использование стандартизированного инструментария, обеспечивающего получение достоверных данных;
  • полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных решений управления системой образования;
  • используемые нормы и показатели качества образования должны быть социально и личностно значимыми. Поэтому, например, одним из показателей является достижение базового уровня усвоения учебного материала;
  • слежение за достижением учащимися уровня обязательной подготовки, отвечающей требованиям стандарта по предметам федерального цикла; выявление тенденций, характеризующих состояние этой подготовки;
  • выявление факторов, оказывающих влияние на достижение обязательных требований, представленных в государственных нормативных документах;
  • оценка образовательных достижений осуществляется на различных этапах обучения: входном, промежуточном, итоговом.

Для получения информации необходимой для принятия обоснованных решений мониторинг должен осуществляться по единому инструментарию.

Цель: инструментарий мониторинга на промежуточных этапах обучения должен максимально учитывать особенности образовательной программы гимназии, учебного плана, учебников и методик, используемых в образовательном процессе.

Для достижения целей мониторинга необходимо реализовать следующие задачи:

  • определить состав инструментария для проведения мониторинга подготовки обучающихся;
  • разработать инструментарий для проведения проверки подготовки обучающихся по конкретным учебным предметам;
  • разработать систему универсальных количественных показателей, характеризующих состояние подготовки обучающихся по учебному предмету и позволяющих выявить динамику ее изменения, а также сравнить достижения обучающихся по разным учебным предметам;
  • разработать анкеты, позволяющие получить информацию, необходимую для выделения факторов, оказывающих влияние на состояние подготовки обучающихся;
  • разработать единый план проведения оценки образовательных достижений обучающихся по основным учебным предметам на определенный период, необходимый для проявления тенденций ее изменения;
  • Инструментарий оценки образовательных достижений обучающихся

Для получения информации об образовательных достижениях школьников по учебным предметам используют специально разработанные проверочные работы, позволяющие получить достаточно полную и объективную информацию о состоянии подготовки обучающихся по учебным предметам. При этом важно обеспечить получение информации о достижении обучающимися по следующим уровням:

  1. обязательной подготовки, что позволит судить о выполнении требований стандарта по каждому учебному предмету;
  2. обеспечить получение информации о достижении повышенного уровня подготовки.

С этой целью разработаны проверочные работы, которые состоят из двух частей, имеющих различное назначение. Первая часть предназначена для выявления обучающихся, достигших уровня базовой (обязательной) подготовки по предмету, вторая часть – для выявления обучающихся достигших уровня повышенной подготовки.

В соответствии со своим назначением задания первой части работы проверяются умения обучающихся использовать знания в знакомых ситуациях. Эта часть работы разрабатывается в соответствии с принципами создания критериально-ориентированных тестов, основной целью которых является фиксация наличия или отсутствия у обучающихся какого-либо качества.

Разработка критериально-ориентированной работы включает описание элементов, составляющих содержание проверки. В случае оценки обязательной подготовки учащихся такими элементами являются конкретные обязательные знания и умения, которые затем используются для содержательной характеристики результатов проверки. Для каждого знания или умения, включенного в этот перечень, составляется набор заданий, выполнение которых должно достаточно полно характеризовать овладение данным элементом на обязательном уровне. Совокупность заданий по всем элементам образует банк заданий работы. При этом используются задания обязательного уровня, которые знакомы обучающимся, и отрабатывались в процессе образовательного процесса.

Основным требованием при составлении проверочной работы является обеспечение полноты проверки состояния изучаемого качества.

При отработке заданий первой части устанавливается показатель ее выполнения (критериальный балл). Если результаты ученика не ниже этого показателя, то делается вывод о достижении учащимися уровня обязательной подготовки, если ниже его, то фиксируется отсутствие данного качества. Неоднократное использование такой работы позволит выявить динамику изменения состояния обязательной подготовки обучающихся.

Вторая часть работы содержит задания повышенного уровня, которые значительно различаются по сложности. Часть из них требует от обучающихся применить свои знания в измененной ситуации, используя при этом подходы, приемы, методы, известные им из школьного курса. Остальные требуют использования знаний в новой для обучающихся ситуации. Для выполнения этих заданий необходимо интегрировать знания из разных тем, разделов предмета, разработать самостоятельно подходы, способы решения поставленной проблемы. Выполнение заданий второй части позволяет осуществить более тонкую дифференциацию обучающихся по состоянию подготовки по проверяемому предмету.

Типы заданий.

В проверочных работах использовались задания различного типа: с выбором ответа, с кратким свободным ответом (в виде числа, слова и т.п.), с развернутым ответом (полная запись ответа с соответствующим объяснением или обоснованием, полная запись решения математической задачи т.п.).

В тех случаях, когда проверяются знания и умения особенно на базовом уровне усвоения в большинстве случаев не требуется приводить развернутый ответ, чтобы судить о владении этими знаниями в стандартной ситуации. Вынести такое суждение позволяет получение обучающимся правильного ответа. Поэтому уместно использовать задания с выбором ответа или с кратким ответом, в которых не требуется приводить объяснение или обоснование полученного ответа (все предметы).

Проверку умения применять знания в измененных ситуациях, строить процедуры, сочетая различные изученные простые операции или приемы, целесообразно осуществлять с помощью заданий, требующих самостоятельной записи ответа (краткого или развернутого).

Для проверки самых сложных умений (анализировать ситуацию, делать выводы, проводить логически грамотные рассуждения, обоснования, доказательства своих действий и грамотно записывать их) необходимо использовать только один тип заданий – с развернутым ответом (русский язык, математика).

Определение системы показателей оценки образовательных достижений обучающихся.

Согласно целям оценки образовательных достижений показатели должны обеспечить получение информации, характеризующей состояние образовательных достижений обследуемой совокупности учащихся, динамику образовательных достижений в ходе проводимого эксперимента и влияние факторов на эти достижения.

Эти показатели:

– соответствуют основным целям и планируемым результатам образования;
– позволяют содержательно интерпретировать изменения, происходящие в образовательном процессе;
– взаимодополняют и не противоречат друг другу.

Показатель качества образования – это те его существенные характеристики, которые позволяют дать ему оценку.

Показатель качества образования – это передатчики социальной информации, содержащие исчерпывающие характеристики качества образования, по которым можно судить о его развитии.

Показатель качества образования – это такая его характеристика, которая определяет связь между ненаблюдаемыми и наблюдаемыми его характеристиками (ненаблюдаемые – способность, наблюдаемые – ЗУН).

Мерой оценки качества образования выступают критерии, сочетающие в себе методы расчета, оценочную шкалу и правила принятия решения об определении уровня качества образования. Именно критерии служат окончательным основанием для фиксации уровня качества образования.

Каждый критерий состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы. Наличие только показателя без оценочной шкалы не задает критерия. Но один и тот же показатель может иметь разные оценочные шкалы, то есть разные критерии.

Требования к критериям:

  • основательность, т. е. отражать сущность, важнейшие стороны исследуемых процессов и объектов;
  • определенность, т. е. возможность выражения их в конкретных, поддающихся измерению показателей;
  • стабильность, в том смысле, чтобы проводимые на основе критериев “срезы” были сопоставимыми;
  • относительность, т. к. абсолютно точных и надежных способов измерения социально-педагогических явлений пока не существует, каждый способ дает результаты, нуждающиеся в перепроверке.

Гимназия рассматривает качество образования как интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (международные стандарты ISO серии 9000 : 2000).

В категории качества воплощается результат образования как социальной компетентности: умение изучать и размышлять о социальных нормах и действовать для их изменения, использовать в своей работе метод проектов, сообщать свои результаты, обосновывать, доказывать, используя соответствующие техники.

Образование трактуется как совокупность процессов обучения, воспитания и развития в специально организованных условиях гимназии.

Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в соответствии с выделенными критериями на каждой ступени образования.

Начальная школа – стартовая. От того, насколько ребенок полюбит и научится учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Поэтому главная цель образовательного процесса – создать благоприятные условия для развития учебных возможностей детей. Реализация этой идеи заложена в программу оценки образовательных достижений обучающихся. Цель проведения данной программы – выявить состояние образовательного процесса в начальных классах. Объектами наблюдения являются показатели, которые разделены на восемь модулей.

Целевыми ориентирами образовательной деятельности МОУ гимназии является формирование социальной компетентности, тогда и мониторинг должен быть направлен на слежение, оценку характеристик, входящих в эту компетентность, которая включает в себя социальную компетентность – уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции.

Средний уровень социальной компетентности рассчитывается по формуле

Таблица 2

Уровни социальной компетенции и критерии их оценки

1-й уровень. Реагировать на простые и устные сообщения.

2-й уровень. Реагировать на простые, но подробные письменные сообщения

3-й уровень. Создавать письменные и устные сообщения. Брать ответственность за собственное понимание и поведение

4-й уровень. Создавать и отвечать на подробные письменные и устные сообщения. Брать ответственность за собственное понимание и поведение

5-й уровень. Сообщать идеи равным по статусу руководителям и клиентам хорошо структурированным способом, логично, используя количественную и качественную информацию

6-й уровень. Сообщать идеи, проблемы, решения как специалистам, так и неспециалистам, используя диапазон качественной и количественной информации. Выражать комплексное внутреннее личностное понимание мира.

7-й уровень. Использовать в своей работе метод проектов, сообщать свои результаты, обосновывать, доказывать, используя соответствующие техники. Изучать и осмысливать социальные нормы и воздействовать на их изменения.

8-й уровень. Авторитетно общаться в рамках критического диалога с равными по статусу. Изучать и осмысливать социальные нормы и взаимоотношения и быть лидером в их изменении.

Поэтому необходимо осуществить анализ уровня обученности и уровня воспитанности, которые являются частью объектов наблюдения.

Модуль 1. Уровень обученности
Модуль 2. Уровень воспитанности
Модуль 3. Уровень образованности
Модуль 4. Качество обученности
Модуль 5. Качество воспитанности
Модуль 6 Качество образованности
Модуль 7. Уровень развития
Модуль 8. Качество развития

Модуль 1. Уровень обученности определяется при использовании дифференцированных по уровню трудности заданий – тестов. Расчет уровня обученности осуществляется как среднее арифметическое уровня учебных действий (УД) обучающегося по проверочным работам предмета учебной программы, раскрытие содержания качеств знания: полнота, глубина, осознанность, системность.

УД1, УД2 … – результаты проверочных работ

Для определения уровня обученности предлагается 2 варианта работы, одинаковых по содержанию, уровню сложности и порядку следования заданий. Общее время выполнения работы – один урок (40 минут).

Оценка выполнения заданий и работы в целом

За каждое верно выполненное задание базового и повышенного уровней ученик получает один балл. За выполнение задания высокого уровня ученик может получить 0, 1 или 2 балла. Максимальное количество баллов за выполнение работы зависит от количества требований, заложенных в проверочную работу.

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень достигнут учащимися – низкий, средний, высокий.

Если в результате выполнения всей проверочной работы ученик набрал менее 0,7 доли – это низкий уровень выполнения работы, от 0,7 до 0,89 доли – средний уровень выполнения проверочной работы, от 0,9 до 1 доли – высокий.

Задания проверяются учителем или экспертом на основе рекомендаций по проверке и оценке этих заданий.

Анализ результатов проверочных работ производится по нестандартной схеме.

После написания работы составляется матрица, в которую заносятся составляющие образовательного стандарта, список класса и результаты выполнения работы.

За каждое верно выполненное задание базового и повышенного уровней ученик получает один балл, за неправильный ответ – ноль. Максимальное количество баллов за выполнение работы зависит от количества правильно полученных ответов.

Производим вычисления по горизонтали. Складываем все баллы и заносим в графу “Сумма баллов”. Затем находим долю выполненных требований ГОСа, заложенных в данную проверочную работу от общего количества.

Пример: порядковый номер 1., складываем все отмеченные “1”. Получилось 20. Затем 20 делим на 23 – количество составляющих содержания проверки, получается 0,91 – доля правильных ответов ( Приложение 1, табл. 3).

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень достигнут каждым учащимся – низкий, средний, высокий и классом в целом.

  • 1–0,9 – высокий уровень
  • 0,89–0,71 – средний уровень
  • 0,7–0,6 – низкий уровень
  • ниже 0,6 – обучение выходит на коррекционный уровень.

Затем производятся подсчеты по вертикали. Выявляется количество учащихся, усвоивших данное требование стандарта.

Например, в первой колонке 24 человека справились с заданием, при выполнении которого необходимо умение выполнять вычитание многозначных чисел, что составляет 0,95 от 1. Из матрицы можно извлечь:

  • суммарный балл каждого учащегося сопоставляется с нормой;
  • ранжирование учащихся;
  • определение среднего балла по классу;
  • определение наиболее трудных заданий для каждого учащегося и для класса в целом;
  • выявление пробелов в знаниях у каждого учащегося, уровня усвоения материала.

Такие матрицы (Приложение 1, табл. 4) составляются по результатам каждой срезовой работы (на начало и конец года) по всем предметам.

По результатам проведенных работ заполняются индивидуальные карты учета уровня сформированности знаний, умений, навыков в каждом классе. (Приложение 1, табл. 5–8)

Результаты проверочных работ на начало и конец года заносим в матрицу и определяется прирост или понижение качества образования учащихся. (Приложение 1, табл. 9)

По данным матрицы строим графики достижений учащихся. (Рисунки 1, стр. 16)

Приложение 2. Оценка и мониторинг.