Примерный план урока-семинара в 10-м классе по теме "Художественный мир Н.В. Гоголя. Современное прочтение (по эссеистике и публицистическим статьям Д.Быкова)"

Разделы: Литература


Объяснительная записка.

Предлагаемый материал может быть использован для организации и проведения семинарского занятия в первом полугодии 10 класса. Основные тенденции и особенности художественного мира Н.В. Гоголя уже были рассмотрены учащимся в 9 классе. Предложенная тема и форма работы углубляет и расширяет понимание школьниками творчества писателя. Более того – помогает осознать актуальность произведений Гоголя в наше время. Это не открытие, конечно, но популяризация русской классики, новый взгляд на привычное.

Оригинальные статьи Д. Быкова, положенные в основу семинара, позволяют учащимся выработать собственное мнение, осмыслить по-новому классические произведения русской литературы XIX века.

Семинарскому занятию предшествовала домашняя подготовка учащихся. Прочитаны статьи Д. Быкова «Третий том» и «Гоголевский проезд». Перечитаны тексты художественных произведений Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», цикл рассказов «Миргород», «Вий», «Мертвые души» I и II тома. Это задание можно дать выборочно или в группах. А также предшествовала серия уроков по повторению материала 9 класса (в котором изучались произведения Н.В. Гоголя), в частности:

  1. Тема «маленького человека» как традиция демократического направления в русской литературе XIX века.
  2. Тема Родины в литературе этого периода.
  3. Вопрос о роли личности в истории.

Все эти темы целесообразно рассматривать в связке с произведениями А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Предлагаемый материал должен не только углубить знания учащегося, но и объяснить, почему творчество Н.В. Гоголя послужило основой создания «натуральной школы» в отечественном искусстве XIX века.

Примечание. Материал этапов урока в распечатанном виде заготовлен учителем заранее и роздан на каждый стол ученикам.

Вид урока: семинарское занятие.

Цели и задачи урока:

  1. Ознакомиться с современной литературной ситуацией по изучению и осмыслению творческого наследия Н.В. Гоголя.
  2. Произвести сопоставительный анализ отрывков и эпизодов из произведений Н.В. Гоголя и Д. Быкова.
  3. Выработка самостоятельного понимания произведений Н.В. Гоголя и осмысление их значимости в наше время.

Форма проведения: аналитическая беседа.

Ход урока

I этап.

На доске цитата.

«Мир Гоголя – сначала, как положено, мифология; потом – современность».
Д. Быков «Гоголевский проезд».

О какой современности идёт речь? (Нашей или Гоголя?)

(Можно дать комментарий и одного, и другого положения.)

Актуален ли Гоголь сегодня? Приведите примеры из текстов. А в своё время? Обоснуйте свой ответ.

II этап.

Цикл рассказов Н.В. Гоголя «Миргород».

«Миргород избран не потому, что чем-нибудь примечателен, а потому, что стопроцентно типичен;… главная примета украинского быта – полнота, совершенство, доведенность всех проявлений до абсурда, до карикатуры, до той грани, за которой гротеск. <…> … идиллия, доведённая до абсурда».
Д. Быков «Гоголевский проезд».

Задание 1. Подтвердите примерами и цитатами из текстов цикла «Миргород» или выразите несогласие. Аргументируйте ответ.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

«<…> почему во всей России я не нахожу приличного человека, кроме Акакия Акакиевича, который и то после смерти оборачивается страшным привидением? (это гениальное предчувствие – о том, каким становится «маленький человек», превращаясь в мстителя,…)».
Д. Быков «Гоголевский проезд».

Задание 2. Поразмышляйте над словами публициста. Почему «маленькие» люди в произведениях Гоголя обретают силу или духовную привлекательность лишь после своей смерти? Как об этом говорит Дмитрий Быков? А как думаете вы? (Используйте в своём ответе примеры из произведений Н.М. Карамзина, А.С.Пушкина.)

III этап.

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

«В России национальная конвенция отсутствует в принципе: каждый человек человеку – волк, предатель и конкурент».
Д. Быков «Третий том».

«Движение – в том, что от легенды о прошлом (которое всё-таки уже было) литература переходит к легендам о будущем, то есть именно к строительству великих национальных проектов, к утопиям и антиутопиям, мечтам и предупреждениям».
Д. Быков «Третий том».

Задание 1. Можно ли считать поэму «Мёртвые души» поэмой-пророчеством? Почему? О чем предупреждает Гоголь современность? А потомков? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2.

«Гоголь описывает Россию как мир загробный – и не стесняется сравнивать первый том с дантовским «Адом», т.е. признает загробность русской реальности, – но и тогда, страшно сказать…»
Д. Быков «Третий том».

Что в поэме показалось вам мистическим? (подтвердите текстовым материалом). Прокомментируйте предложенное высказывание и продолжите его.

«… «Мёртвые души» – роман мистический, а не социальный, гротескный, а не разоблачительный, сновидческий, а не реалистический. Говорить о гоголевском реализме вообще смешно: Гоголь «реалистичен» лишь в том смысле, что всё у него видно и осязаемо; <…> вся драма «Мёртвых душ» в том и заключалась, что Чичиков ездит по России – и не может никуда приехать; автора это очень тяготило».
Д. Быков «Гоголевский проезд».

Реплика. (Вспомните М.Е. Салтыкова-Щедрина «Историю одного города» – «хоть целый год скачи – не доскачешь»)

Задание 3.

«Гоголь России не выносит – без России не может».
Д. Быков «Гоголевский проезд», 2002 год

Гоголь и Россия.

Что думает об этом публицист? Прокомментируйте высказывание Д. Быкова.

Что говорит о России Н.В. Гоголь? Сопоставьте собранный материал: совпадает ли он с вашей точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Задание 4.

«…Все помещики в «Мёртвых душах», хороши они или плохи, – жертвы Чичикова, и всех их жалко».
Д. Быков «Гоголевский проезд»

Подтвердите или опровергните высказывание Дмитрия Быкова.

Обозначьте свою точку зрения, аргументируйте свой ответ.

Задание 5.

«Гоголь первым увидел русских бедных людей, в любую минуту готовых обернуться медными всадниками, этих капитанов Копейкиных, в которых прочитываются страшные лесные разбойники, этого жулика (Чичикова – пример мой [Дмитрия Быкова] ), в котором так и виден рок. Россией правит никто, Россия верит в ничто, Россия бывает всякая…».
Д. Быков «Гоголевский проезд»

«<…> Так Гоголя преследовала тема переродившегося мстителя».
Д. Быков «Гоголевский проезд».

Продолжите мысль Дмитрия Быкова в свете исторических событий в жизни нашей страны. В каких ещё произведениях русской литературы используется похожий сюжет?

Задание 6.

«Во втором томе <…> художник подбирался к райской загробной части – оттого во втором томе действует уже как бы и не совсем люди, и даже Чичиков кается».
Д. Быков «Гоголевский проезд».

Возможно ли такое? Почему?

Современные Чичиковы – кто они?

Задание 7.

«Чичикову не суждено переродиться при жизни…»
Д. Быков «Гоголевский проезд».

Повторились ли Чичиковы в истории, или это чисто литературный типаж?

Задание 8.

«Сожженный второй том «Мёртвых душ» – величайший символ русской утопии: чтобы она осуществлялась, всё здесь должно погибнуть, чтобы ничего не осталось, и тогда, может быть, что-то начнётся с нуля».
Д. Быков «Третий том»

Как это высказывание критика связано с историей России?

IV этап.

Что думаете вы о размышлениях Д. Быкова? Согласны ли вы с писателем?

P.S. В качестве домашнего задания можно дать сочинение-эссе о России завтрашнего дня, каким его видят сегодняшние школьники, а каким видел Гоголь. Вторая тема эссе: «Творчество Гоголя в моем восприятии».

Список использованной литературы.

  1. Д. Быков «Гоголевский проезд», «Либмус Пресс», СПБ, М, ООО «Издательство К. Тублина», 2007.
  2. Д. Быков «Третий том«Либмус Пресс», СПБ, М, ООО «Издательство К. Тублина», 2008.
  3. Г.И.Беленький Русская литература XIX века. Практикум для 10 класса. «Просвещение», 2000.