Анализ деятельности педагогического коллектива по организации воспитательной работы

Разделы: Администрирование школы


Одна из основных задач, которую решает педагогический коллектив - это постоянное совершенствование воспитательного процесса. В 2008 - 2009 учебном году педагогический коллектив детского дома работал над проблемой "Социальная адаптация воспитанников детского дома" и выдвигал следующие воспитательные задачи:

  • создание условий для роста инициативы самостоятельности, чувства ответственности у воспитанников через развитие системы детского самоуправления;
  • формирование у воспитанников социально-бытовых умений и навыков необходимых им в жизненном самоопределении;
  • формирование у воспитанников положительных жизненных профессиональных планов;
  • развитие познавательного интереса, творческих способностей ребёнка.

Поставленные задачи решались через планомерную работу педагогического коллектива над реализацией программы развития воспитательной системы "Социальная адаптация воспитанников Петропавловского детского дома". На основе содержания программы развития воспитательной системы были сконструированы воспитательные программы и планы педагогов детского дома.

Содержание воспитательной работы было направлено на самореализацию воспитанников, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей.

Творчество - необходимое условие для реализации личности, поэтому педагогический коллектив предоставлял возможности проявления творческих способностей для каждого воспитанника в той или иной сфере практической творческой деятельности.

Система дополнительного образования отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Для этого в детском доме созданы оптимальные условия. Оформлены кабинеты швейной и столярной мастерских, центр декоративно-прикладного искусства, театр-студия, библиотека, гимнастический и спортивный зал.

На их базе работает 7 кружков различных направлений: "Столярное дело" (рук. Ильичёв М.Н.), ЦДПИ, "Хозяюшка" (рук. Согоян В.Н.), "Швейное дело" (рук. Калимулина М.М.), "Гимнастика" ( Софронова И.В.), спортивная секция (Фатьянов А.М.), кружок технического творчества (рук. Ильичёв В.Н.).

Интересы детей педагоги старались удовлетворить, налаживая и укрепляя связи с различными спортивно-досуговыми центрами района: Центром внешкольной работы, Школой искусств, районной детской библиотекой, детским юношеско-спортивным комплексом.

Каждый ребёнок мог найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития.

Главная задача организации работы кружков - подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Кружковой деятельностью охвачено почти 100 % воспитанников (не посещали кружки только 3 воспитанника дошкольной группы). Ежегодно увеличивается процент обучающихся в школе искусств. Десять воспитанников обучались в школе искусств, из них 5 в музыкальной школе и 5 человек в художественной школе. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей, развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Воспитанники детского дома умеют вязать, шить, выжигать по дереву, мастерить поделки из природного материала, занимаются спортом. Умения, приобретенные воспитанниками в системе дополнительного образования, станут успешной базой для дальнейшей самостоятельной жизни. Дети принимали активное участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях.

Название конкурса, выставки Руководитель Количество участников Результат
Всероссийский конкурс "Рождественские фантазии" Согоян В.Н 6 Участие
Областной конкурс "Детская площадка глазами ребёнка" Согоян В.Н. 5 Дипломанты
Шестой Международный фестиваль "формула моды" выставка красоты и здоровья "Первоцвет-2009" Согоян В.Н.

Ильичев М.Н.

  Дипломанты
Районный конкурс "Лучшее пасхальное яйцо" Согоян В.Н. 2 1 место
Областной конкурс детского технического творчества Ильичев В.Н. 2 2 место
Всероссийский конкурс "Роза ветров"   5 1 место

2 место

3 место

Областной конкурс "Декоративно-прикладного творчества" Ожегова О.А. 4 Призёры

В течение года большая работа по развитию творческих способностей и трудовых навыков проделана педагогами дополнительного образования Согоян В.Н., Софроновой И.В., инструкторами по труду Ильичевым М.Н., Ильичевым В.Н.

Несмотря на широкое вовлечение воспитанников в дополнительное образование, в детском доме имеются случаи правонарушений среди несовершеннолетних. Так на учете в ПДН состоит 3 воспитанника. В течение года были зафиксированы случаи злоупотребления воспитанниками спиртных напитков и 4 случая побега. Все факты правонарушений рассматривались на заседании административной комиссии. Хотя и был составлен план мероприятий с подразделением по делам несовершеннолетних ОВД Муромцевского района и Муромцевской социально-психологической службой помощи несовершеннолетним и молодежи, он не реализован частично. Чаще всего сотрудники этих служб вели профилактическую работу только по факту правонарушений. Определенная работа в этом направлении проводилась педагогами детского дома. Так на каждого воспитанника заведена "Карта личности", в которой фиксируется динамика его развития и планируется психолого-педагогическое сопровождение. На совещании при директоре № 8 от 20.03.2009 года "Содержание организации деятельности педагогов по предупреждению безнадзорности воспитанников детского дома", были одобрены формы работы Тарасюк Л.Н.. В следующем учебном году необходимо совершенствовать профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди воспитанников и использовать при этом возможности медико-социально-психолого-педагогической службы.

Одной из первоочередных задач педагогов детского дома является сохранение и укрепление здоровья детей. Вовлекая воспитанников в процесс физического совершенствования, воспитывая сознательное отношение к непрерывному физическому совершенствованию, педагогический коллектив осуществлял поиск наиболее благоприятных условий для формирования у воспитанников положительного отношения к здоровому образу жизни. Успешным можно считать факт систематического проведения инструктором по физкультуре Фатьяновым А.М. в период каникул спортивных соревнований, подвижных игр для детей разного возраста. Активное вовлечение воспитанников в спортивные мероприятия дало положительные результаты. Дети неоднократно становились призерами спортивных соревнований:

Соревнования Кол-во детей Место
Районные соревнования по легкой атлетике на приз газеты "Знамя труда" 3 1 место

2 место

3 место

Районные соревнования по лыжным гонкам 1 2 место
Областной спортивный праздник "Королева спорта" 1 1 место

Важным направлением в работе коллектива была пропаганда здорового образа жизни. Проверка планов воспитательной работы показала, что педагогами детского дома регулярно проводились мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

Педагоги и воспитанники приняли активное участие в Пятой Всероссийской акции "Спорт против наркотиков". В рамках этой акции были проведены следующие мероприятия:

№ п/п Мероприятия Кол-во воспитанников принявших участие
1 Выставка рисунков на тему: "Мир против наркотиков" 35
2 Выставка изделий детского творчества "Метаморфозы иллюзий" 26
3 Выставка-обзор литературы на тему "Наркомания - знак беды" 42
4 Открытые занятия педагогов детского дома по профилактике наркомании 44
5 Распространение листовок "Наркотик - это зло" 15
6 Распространение памяток "Скажи наркотикам - нет" 8
7 Спортивные соревнования "Будьте здоровы!" 20

Материалы акции оформлены в альбоме "Спорт вместо наркотиков". Активное участие в организации акции приняли: Полошкова Н.А., Харитонова Е.И., Согоян В.Н., Кузьмина Н.Н.

Однако, несмотря на проведение профилактических мероприятий по формированию здорового образа в детском доме ряд воспитанников курят. Поэтому необходимо в следующем учебном году спланировать системную работу по реализации программы "Полезные привычки".

Процесс воспитания строился с опорой на досуговый вид деятельности. Досуговая деятельность организовывалась с учетом интересов детей.

В плане воспитательной работы детского дома было много мероприятий которые, по мнению администрации, а также по высказываниям воспитанников отличались творческим подходом к их проведению. Это такие мероприятия как: новогоднее театрализованное представление (отв. Тарасюк Л.Н.), праздник Рождества (отв. Васькова О.В., концерт, посвященный Дню Победы (отв. Согоян В.Н., Ахметчанова Л.В.), праздничный концерт "Учителями славится Россия" (отв. Вершинина О.В.), праздник Урожая (отв. Мачульская Т.Б.)

В системе воспитательной работы для организации досуговой деятельности использовались возможности социума района и области. Неоднократно для воспитанников детского дома учащиеся музыкальной школы организовали концерты, частыми гостями в детском доме были студенты СИБАДИ и курсанты Академии МВД, которые проводили для воспитанников игры, дискотеки, концерты.

Основной целью учебно-воспитательного процесса является подготовка к самостоятельной жизни, социальная и трудовая адаптация детей. Для реализации этой цели в начале учебного года было разработано положение о конкурсе "Лучшая семья". Конкурс проходил в течение года по следующим направлениям: смотр-конкурс "В нашем доме красота и уют", конкурс "Умелые руки", конкурс "Лучшая читающая семья", конкурс "Я здоровье берегу, сам себе я помогу", конкурс "Хозяюшка". Победителями конкурса стали: 1 место - 8 семья, 2 место - 6 семья, 3 место - 2 семья.

Воспитательная среда детского дома характеризуется высокой степенью ориентации на подготовку к самостоятельной жизни, социальной и трудовой адаптации воспитанников. Воспитательные аспекты органически сочетаются с целями воспитательной деятельности и опытом исследовательского творчества педагогов и воспитанников. Воспитательные и межличностные отношения педагогов с воспитанниками строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи.

Мониторинговым центром были проанализированы и обобщены результаты социометрического исследования и диагностики личностного роста воспитанников за сентябрь и май 2008-2009 учебного года.

По результатам последнего социометрического теста было выявлено:

  • на 12 % выросло количество авторитетных воспитанников (т. е. "лидеров");
  • на 10 % - число "рядовых", поддерживающих в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива;
  • на 18 % уменьшился показатель "одиночек" тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом членов детского коллектива или друг с другом;

Анализ результатов диагностики подтверждает о том, что коллектив детей детского дома становится более сплочённым. Но ещё, необходимо продолжать усиленно уделять этой проблеме особое внимание, организовать систематическую работу по привлечению детей в коллектив и его более крепкому сплочению через совместную деятельность, стараясь заинтересовать и привлечь каждого ребенка. Особенно тех, кто относится к числу "одиночек" и "отверженных".

Анализируя результаты диагностики "Личностного роста", было выявлено:

По отношению к семье для подавляющего большинства подростков, что составляет 63 % ценность семьи высоко значима, они дорожат семейными устоями. А для 37 % детей сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный.

По отношению к отечеству у 44 % подростков вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. 37 % воспитанников переживают чувство Родины как чувство родного дома, но им кажется что происходящее в стране и на их малой Родине имеет между собой мало общего. А 19 % детей стараются открыто не проявлять свое отношение к стране.

По отношению к Земле у 41% воспитанников развитое экологическое сознание, а больше половины (59 %) детей нашего детского дома готовы заботится о животных, цветах, но только принадлежащим непосредственно им.

По отношению к миру всего 26 % обследованных воспитанников к проявлению грубой силы относятся отрицательно, они уверены, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей, не боятся идти на уступки. Больше половины (59 %) в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно. А 5 % наших детей уверены, что мир можно поддерживать силой, угрозами, ультиматумами.

По отношению к труду 70 % опрошенных отличает трудолюбие во всем, 22 % детей привлекает только престижная работа, 4 % готовы по возможности переложить свою работу на другого или вообще не выполнять свои обязанности и поручения.

По отношению к культуре больше половины (59 %) подростков культурные формы поведения личностно значимы и деятельно реализуются ими в повседневной жизни. И в тоже время 41 % воспитанников признают объективную ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни.

По отношению к знаниям только 33 % детей любознательные, у них есть устойчивое стремление к познанию нового. Они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремятся к их получению. 41 % опрошенных могут неплохо учиться. А также есть небольшая группа детей (что составляет 26 %), для которых знания носят чисто утилитарный характер, то есть выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей.

Обобщая и сравнивая результаты диагностики личностного роста за 2007 - 2008 и 2008 - 2009 учебные года, можно сказать, что работа с воспитанниками по подготовке к самостоятельной жизни велась систематически и целенаправленно. Это видно из отсутствия устойчиво-негативных отношений и уменьшение процента ситуативно-негативных отношений, по увеличению процентных показателей устойчиво и ситуативно-позитивных уровней по данным ценностям.

Система трудового воспитания разработана с учетом специфики сельской местности. Разработано положение о подсобном хозяйстве. В настоящее время имеется своя свиноферма (10 свиней), коровник (3 коровы), имеется теплица на 40 кв.м., в которой выращивается рассада цветов и помидор для собственных нужд и на продажу. Овощи выращиваются на 0,3 га, картофель - 5 га.

Активное участие каждого ребёнка в посильном труде дало положительный результат. В 2009 году выращено: картофеля - 6 т, моркови - 1т. 500 кг, капусты - 2 т, свекла - 1 т, лук - 300 кг., чеснок - 40 кг., огурцы - 100 кг, помидоры - 93 кг 200 гр., редис - 115 кг., кабачки - 100 кг., редька - 200 кг., укроп - 8 кг., перец свежий - 20 кг.

Продолжается работа по проф.ориентации. Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники - выпускники - это выбор будущей профессии.

Изначально высокий уровень подготовленности воспитанников детского дома является предпосылкой успешности дальнейшей социализации. За период с 2004 по 2009 годы из стен детского дома выпустилось 50 воспитанников, из них в 2009 году - 4.

Анализируя процент поступающих воспитанников в различные учебные заведения, можно сделать вывод, что на протяжении 5 лет сохраняется большое количество поступлений детей в СУЗы и наблюдается снижение поступающих воспитанников в учебные заведения начального профессионального образования. Также значителен процент выпускников, обучающихся в высших учебных заведениях.

В настоящее время в ВУЗах обучается - 10 воспитанников, в СУЗах - 11 воспитанников, ПУ - 1 воспитанник, из них в 2009 году в ВУЗ поступило 2 воспитанника и 2 воспитанницы - в СУЗ.

Анализируя работу по профориентации, можно сделать вывод, что необходимо скоординировать работу по этому направлению всех специалистов детского дома. Не все выпускники детского дома готовы к анализу собственных проф.интересов, у них не создано реалистическое представление о своих склонностях и способностях. Поэтому необходимо с каждым выпускником детского дома разработать маршрут развития и помочь выстроить личный профессиональный план. Так же необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на успешную адаптацию выпускников вне стен детского дома.

Организует и направляет работу детского коллектива - детский совет. На заседаниях детского совета рассматриваются вопросы нарушения Устава детского дома, заслушивает детей неуспевающих в школе, занимается подготовкой к мероприятиям. В 2008-2009 году совершенствовалась система ученического самоуправления. Успешно работали в течение года члены детского самоуправления. Особую активность проявили: Кусков Костя, Бостылева Яна, Петрова Ира, Мурзин Петя.

Силами детского совета были реализованы следующие коллективные дела:

  • акция "Чистый двор";
  • день детского самоуправления;
  • акция "Сделаем село красивым";
  • экологическая акция "Помоги реке Шайтанка";
  • организована работа кафе "Сладкоежка";
  • игра "Юный следопыт".

Проблемы организации работы детского самоуправления воспитанники и педагоги детского дома решали на совместном заседании педагогического совета, где было принято решение о повышении роли детского самоуправления в детском доме. Проблема в работе детского совета состояла в том, что детский орган самоуправления ещё не может самостоятельно организовать работу и контролировать ранее принятые решения без руководства педагога. Поэтому в следующем учебном году необходимо разработать формы организации самоуправления как пространства, в котором должны формироваться социальные компетентности воспитанников, а также усилить контроль за эффективностью работы органов самоуправления и обеспечить гласность результативности этой работы.

Таким образом, анализируя результативность воспитательной работы педагогического коллектива, можно сделать вывод, что в целом задачи поставленные педагогическим коллективом в 2008-2009 г., выполнены. Однако, следует продолжить работу по формированию у воспитанников положительных жизненных профессиональных планов и развитию системы детского самоуправления. При планировании работы на следующий учебный год в качестве основных направлений воспитательной работы также необходимо определить: усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений среди воспитанников, трудовое воспитание, совершенствование работы по формированию у воспитанников здорового образа жизни.