Элективный курс для предпрофильных классов "Аласы Якутии". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


В Якутии во многих факультетах высших учебных заведениях изучают формы рельефа на многолетнемерзлых породах, без их знания невозможно работать во многих сферах хозяйства (например, сельское хозяйство, строительство, добыча полезных ископаемых). Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Целью разработанного курса является привлечение внимания учащихся к аласным системам. Аласы являются составной частью рельефа Якутии, имеют термокарствое происхождение, играют роль в хозяйственной деятельности населения. Знание аласов дает возможность успешной самореализации учащегося в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности (биология, география, экология, транспортное и жилищное строительство).

Задачи курса:

  • Определение основных природных условий формирования аласов (климат, многолетняя мерзлота.)
  • Изучение основных видов растений и животного мира аласов.
  • Изучение использования аласов.
  • Развитие общего кругозора учащихся.
  • Подготовка учащихся к практическим навыкам учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Возрастная группа учащихся: 9 предпрофильный класс.

Курс способствует удовлетворению познавательных интересов.

Ожидаемые результаты: по итогам изучения курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности:

  • узнать местонахождение и природные условия образования аласов.
  • знать и понимать термины – термокарст, пучение, морозобойное растрескивание, дюёдя, тыымпы, зрелый алас, термокарстовые аласы.
  • знать основные виды растений аласа.

Критерии оценки:

  • Тематический контроль: тестирование, собеседование, творческие работы учащихся, проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.
  • Итоговый контроль: тестирование, творческие работы учащихся, написание проектов по темам курса.

Программа курса рассчитана на 18 часов.

Учебно-тематический план

Содержание изучаемого курса:

Тема 1. Аласы. Местонахождение аласов. 1 ч.

Тема 2. Природные условия образования аласов. 2. ч.
Климат.
Резкоконтинентальный климат.
Влияние климата на характер и динамику развития аласов.
Многолетняя мерзлота.

Тема 3. Формы рельефа аласа. 2 ч.

Мерзлотные ландшафты.
Процессы, изменяющие ландшафт – термокарст, пучение, морозобойное растрескивание и т. д.

Тема 4. Гидрология. 1 ч.

Термокарстовые озёра.
Форма и размер озёр в зависимости от стадии развития аласа.
Подземное и надземное питание термокарстовых озёр.
Охрана аласных озёр.

Тема 5. Почвы. 2 ч.

Классификация почв.
Мерзлотные аласные почвы:
– мерзлотная аласная остепненная
– мерзлотная аласная черноземовидная
– мерзлотные аласные болотные почвы

Тема 6. Растительность. 3 ч.

Основные понятия.
Методика геоботанических исследований.
Основные виды растений аласа. Изменения растительности под влиянием
выпаса

Тема 7. Животный мир. 2 ч.

Характеристика животного мира.
Методика изучения насекомых и рыб аласов.

Тема 8. Использование аласов. 1 ч.

Сенокосные и пастбищные угодья. Охрана аласов.

Тема 9. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. 4 ч.

Выполнение рефератов (возможные темы – «Аласная экосистема», «Почвообразование в аласе», «Животный мир аласа». )

Методические рекомендации

Тема 1. Аласы. Местонахождение аласов.

Лекция. Уникальность аласов. Их местонахождение на территории Якутии. Другие уникальные виды рельефа в Якутии.

Тема 2. Природные условия образования аласов.

Лекции. Основные климатообразующие факторы климата Якутии. Резкоконтинентальный климат. Характеристика сезонов года. Характеристика климатических поясов и областей. Влияние климата на характер и динамику развития аласов. История изучения «вечной мерзлоты» и возникновение науки «мерзлотоведение». Мерзлота и природа.
Практическая работа № 1. Составление климатодиаграмм для отдельных пунктов Якутии.

Тема 3. Формы рельефа аласа.

Лекции. Мерзлотные ландшафты. Процессы, изменяющие ландшафт – термокарст, пучение, морозобойное растрескивание и т. д.
Стадии образования аласа:
I стадия образования аласа – дюёдя
II стадия образования аласа – тыымпы
III стадия образования аласа – зрелый алас
Практическая работа № 2. Составление схемы развития аласа.

Тема 4. Гидрология.

Лекции. Термокарстовые озёра. Форма и размер озёр в зависимости от стадии развития аласа. Подземное и надземное питание термокарстовых озёр. Охрана аласных озёр.
Практическая работа № 3. Составление плана характеристики озёра.

Тема 5. Почвы.

Лекции. Учение о почвах. Условия образования и развития почв, почвообразующие факторы. Мерзлотные аласные почвы: мерзлотная аласная остепненная, мерзлотная аласная черноземовидная, мерзлотные аласные болотные почвы.
Практическая работа № 4. Установление по почвенной карте зональных типов почв. Оценка почвенных ресурсов.
Практическая работа №5. Изучение методики определения почвы.

Тема 6. Растительность.

Лекции. Основные понятия растительности. Растительность таёжной зоны. Основные
виды растений аласа. Изменения растительности под влиянием выпаса скота,
Методика геоботанических исследований.
Практическая работа № 6. Составить словарный список растений аласов.

Тема 7. Животный мир.

Лекции. Характеристика животного мира. Животные, птицы, насекомые – обитатели аласа. Методика изучения насекомых и рыб аласов.
Практическая работа № 7. Определение возраста и упитанности карася.

Тема 8. Использование аласов.
Лекции. Сенокосные и пастбищные угодья. Изменение продуктивности аласов из-за перевыпаса скота и изменения структуры почв под влиянием деятельности человека. Охрана аласов.

Тема 9. Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Выполнение рефератов (возможные темы – «Аласная экосистема», «Почвообразование в аласе», «Животный мир аласа»). Возможные темы проектной деятельности учащихся:
Видовой состав растений центральной части аласа.
Изучение видового состава и численности лягушек на территории аласа.
Экология популяции ондатры аласа.
Подвиды мерзлотно-аласных почв в местности …

Примерное распределение часов по курсу «Аласы Якутии»

Тема

Количество часов

Приемы и методы учебного процесса

Общее Лекции Практические работы
Тема 1. Аласы. Местонахождение аласов.

1

1

  Лекция, проблемный вопрос, метод удивления
Тема 2. Природные условия образования аласов.

2

1

1

урок КВН, тест, практикум, лекция, работа с учебником «География Якутии » применение мульти – медийных средств
Тема 3. Формы рельефа аласа

2

1

1

Фронтальная беседа, лекции, практикум, тест.
Тема 4. Гидрология.

1

1

  Лекция, практикум, работа с теоретическим материалом.
Тема 5. Почвы

2

1

1

Лекция, практикум, работа с атласом «Якутия», самостоятельная работа, применение мультимедийных средств
Тема 6. Растительность.

3

1

1
1 круглый стол

Лекция, практикум, фронтальная работа, сообщения учащихся, тест, семинар
Тема 7. Животный мир.

2

1

1

Лекция, лабораторный практикум с исследовательским методом, тест
Тема 8. Использование аласов.

1

1

  Проблемный метод, лекция, беседа, фронтальная беседа
Тема 9. Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

4

1

3
из них 1 час – защита проекта.

Лекции, проектный метод, мультимедийные технологии: создание презентаций.

Литература:

  1. Концепция профильного образования в старшей ступени общего образования. 18. 07. 2002 , № 2783.
  2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В., Стрельцова Н.Я., Томазова А.Н. Элективные курсе в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения. – М. : Академия, 2005. – 78 с.
  3. Аласные экосистемы. – Якутск, 2002. – 68 с.
  4. Босиков Н. П. Эволюция аласов Центральной Якутии. – Якутск: Бичик, 1991. – 127
  5. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания. – М. : Айрис Пресс, 2006. – 121 с.
  6. Гаврилова М. К. Климат Центральной Якутии. – Якутск. : Книжное издательство, 1973. – 119 с.
  7. География. // Программы элективных курсов. – М. : Дрофа, 2006. – 80 с.
  8. Даутова О.Б., Крылова О.Н. современные педагогические технологии в профильномобучении. – СПБ. : Каро, 2006. – 171 с.
  9. Десяткин Р.В. Почвообразование в термокарстовых котловинах – аласах. //Доклады
  10. Международного экологического форума «Сохраним планету Земля». – СПб. , 2004.
  11. Иванов М.С. Криогенное строение четвертичных отложений Лено-Амгинской впадины. – Новосибирск: Наука, 1984. – 125 с.
  12. Кононов К.Е., Гоголева П.А., Бурцева Е.И. Сенокосы и пастбища Центральной Якутии. – Якутск: Книжное издательство, 1979. –160 с.
  13. Настольная книга учителя географии. – М. : Астрель, 2004. – 302 с.
  14. Соловьев П.А. Аласный рельеф Центральной Якутии и его происхождение // Многолетнемерзлые породы и сопутствующие им явления на территории ЯАССР. – М., 1962. – 38-53 с.
  15. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М. : Астрель, 2007. – 384 с.
  16. Самодеятельная мультимедийная презентация «Аласы Якутии», «Образование почв».