Дистанционный конкурс. Каким он должен быть?

Разделы: Внеклассная работа, Экономика


Более 15 лет я использую в своей работе дистанционные формы образования. В девяностые годы это, прежде всего соревнования различного уровня по моделированию экономики и менеджмента (МЭМ), потом всевозможные курсы и конкурсы, и наконец, собственные дистанционные конкурсы в Виртуальной школе Краевого дворца пионеров и школьников в Красноярске.

Первый конкурс проводился три года назад, до сих пор  ощущение восторга от первых контактов с конкурсантами не притупилось. Когда схлынули первые восторги, наступила пора анализов,  размышлений и вопросов: Каким должен быть дистанционный конкурс? Какими должны быть задания? Какой должна быть протяженность конкурса  во времени? Частота смены этапов, мотивация участников … и другие.

Прежде всего, характер дистанционного конкурса в режиме on line,  в отличие от традиционного, должен быть образовательным. Что происходит в традиционном конкурсе? Проверка имеющихся знаний, умений, компетенций. А протяженный во  времени дистанционный конкурс предоставляет участнику «добыть» информацию, обдумать решение и  отправить выполненное задание, самостоятельно изучив какой-то вопрос.

Необходимой чертой конкурса является его открытость. Не ограничиваться территорией, а создавать собственное пространство, одна  из особенностей подобных конкурсов.
Конкурс  может иметь  познавательный характер, стимулировать исследовательскую деятельность, проектную деятельность, а также предоставлять возможность профессиональных проб.

Для  создания своих дистанционных конкурсов я выбрала три направления  профессиональной педагогической деятельности, которыми  занимаюсь у себя в объединении «Экономика и бизнес» – основы налоговой грамотности, основы потребительских знаний и основы предпринимательской деятельности.
Каждое направление должно иметь своих учредителей –  учреждения, которые занимаются этим профессионально. У нас это Межрайонная  ИФНС №8 по Красноярскому краю, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Канске, Ассоциация предпринимателей   Сибири «Сибирь без границ». Эти учреждения всегда рады помочь, но в силу ограниченности свободного времени, нуждаются в четком изложении  характера и объема своего участия в конкурсе. Лучше  вместе с проектом Положения о конкурсе прикладывать в письменном виде концепцию своего видения проводимого мероприятия.

Несомненно,  материал этих конкурсов в силу своей экономической направленности  может иметь пересекающиеся моменты и повторения, которые должны выигрышно использоваться. Характер заданий тоже может повторяться: эссе,  тесты, задания,  ребусы, кроссворды и т.п.  Но каждый конкурс должен быть в целом особенным.

«Зачем нужны налоги» – открытый межрайонный дистанционный конкурс, носит,  прежде всего, познавательный характер,  черты предпрофильного и профильного направления. Проходит в течение шести недель. Содержание этапов: история возникновения налогов в России и других странах, виды налогов, типы налогов, знакомство с основными налогами России, задачи по расчетам налогов, ребусы, кроссворды, написание эссе. Круг  обязанностей Межрайонной ИФНС – помощь в наполнении конкурса практическими заданиями, полностью проверка эссе с рецензиями, организация  закрытия Конкурса, совмещенная с экскурсией по налоговой инспекции.

«Я – король, я – потребитель» – территориальный открытый дистанционный конкурс по основам потребительских знаний. Характер познавательный,  включающий проектный и исследовательский характер. Проходит в течение восьми недель. Задания выполняются как индивидуально, так и командно. Содержание этапов включает историю потребительского движения,  знание прав потребителей, правил торговли, знание «Закона о рекламе». Команды, выполняя задания, также в различных формах параллельно выполняют проект или ведут исследование. Выполнение проекта предусматривает  наличие целевой группы, для которой  создается образовательный проект. Здесь востребованы управленческие, организаторские компетентности участников. В трех словах: целевая группа проходит вводное тестирование, затем группа проводит свой образовательный проект – викторина, конкурс, ринг и что-то иное, и вновь происходит тестирование. Отчет предоставляется в оргкомитет конкурса. Область  помощи Территориального отдела Роспотребнадзора – помощь в практическом наполнении конкурса, проверка отдельных заданий,  совместные поездки по районам края, находящихся в юридической сфере Территориального отдела.

«Сибирь без границ» – конкурс по основам предпринимательской деятельности. Здесь познавательная деятельность дополняется и усиливается практической деятельностью. Здесь предусматривается защита  своей предпринимательской идеи, создание и защита собственного бизнес – плана. И конечно история развития предпринимательства,  формы организации бизнеса, виды предпринимательской деятельности и прочее, прочее.  Этот конкурс самый длинный и длится полгода. Характер  помощи со стороны предпринимателей дополняется реальной финансовой поддержкой конкурса.

Ввиду того, что  конкурс Виртуальный и предполагает наличие АРМ участника и ряд заданий носит  характер взаимодействия и ориентирования в Интернете. Зайти на сайт Министерства финансов, посмотреть бюджет,  на сайты по защите прав потребителей, сайты по поддержке малого бизнеса и другие. Многие участники впервые у нас  учатся грамотно отправлять  графические файлы,  размещать активные ссылки.

Можно обобщить характерные отличительные черты наших открытых дистанционных конкурсов:

протяженность во времени – конкурс состоит из нескольких этапов, протяженность каждого  одна неделя;
разнообразие заданий – тесты, ситуации, кроссворды, ребусы,  использование ресурсов интернета, эссе, составление собственных заданий с дальнейшим включением их в конкурс;
образовательный характер,  так как  аудитория конкурса не изучает в большинстве своем материал конкурса, – задания конкурса заставляют их  последовательно изучать   материал и  учиться применять  полученные знания;
практическая, исследовательская и проектная направленность  конкурса: создание собственных проектов, выполнение работ практического характера, проведение исследований, изучение  применения полученных знаний в повседневной жизни;
массовый характер, это вытекает из практической направленности, ведь здесь не углубление, как в олимпиаде, которое позволяет принять участие 1-2 ученикам от школы по предмету в параллели, а  любому желающему;
конкурс использует не только ресурсы интернета, но и  использует в заданиях, тестовых и ситуационных графику, рисунки, которые помогают не только сориентироваться в ответе, но и способствуют  усвоению знаний;
сочетание индивидуальной работы с командной;
конкурс идет  параллельно с  дистанционным курсом, в котором имеются традиционные лекции, тестирование, интерактивные тренинги, использование ресурсов интернета, выполнение  лабораторных работ.

Сочетание  курса и конкурса способствует  целостному восприятию материала. Есть  и особенности –  в курсе можно многократно  тестироваться, можно  получать  регулярные  консультации педагога, переделывать лабораторные работы…

Есть  и минус по сравнению с традиционными олимпиадами – отсутствие административного ресурса. Я думаю, что этот минус, на самом деле  заставляет действительно искать и применять новые формы  взаимодействия с  аудиторией, решать управленческие и маркетинговые задачи.

Кто он – участник нашего конкурса?

Прежде всего, мы должны понять, кто же находится по ту сторону экрана, кто  он – наш участник?  На кого мы ориентируемся, составляя задания.
Прежде всего,  необходимым условием  участия является  наличие  компьютерного места.
Второе – возраст – его мы оговариваем в Положении конкурса, но  как оказалось если есть желание, то  место находится и в школе, и на работе у родителей, и ничто не помешает участвовать в конкурсе  третьекласснику (!) и студенту («а у нас в школе такого не было, можно я  останусь с вами…»).
Ребенок, придя в конкурс, может и уйти, поэтому не дать ему уйти можно только заинтересовав, необходимость  разнообразия заданий  становится еще актуальнее:

«мне тесты не нравятся, а вот творческие типа ребусов делать люблю…»
«я часто болею, поэтому успеваю делать только тесты, а творческие  нет, потому что компьютер только в школе…»
«эссе самое любимое задание…»
«эссе писать не люблю, но  надо, на ЕГЭ пригодится…»
«мне нравится делать кроссворды, правда  у меня хорошо получается?»
«это же просто мини-исследование – больше таких заданий!».

Мотивации  ребенка

Прежде всего, награда: диплом победителя, призера, лауреата, сертификат участника, диплом победителя  в определенной номинации, а поскольку задания самые разные, то и победители в номинациях меняются!
Возможность увидеть  свое именное задание в следующих этапах конкурса! Это круто!
Возможность высказаться.
Возможность получить новые знания.
«Я теперь знаю о налогах  больше всех в своем классе…»
Самореализация, самоорганизация.
Что же получается – конкурс помимо  понятных образовательных, практических и воспитательных функций, выполняет и компенсаторные?
Большое значение  в деле привлечения ребенка играет взрослый человек: мама, учитель-предметник, классный руководитель, руководитель НОУ и т.п. Как правило, это настоящие подвижники, преданные делу, детям люди.

Мотивации для взрослых

Прежде всего благодарственные письма, если дети выступили хорошо или массово; статистика участия детей в конкурсе, материал к своим урокам, новые компетенции :
«какие красивые у вас дипломы»
« я принесла директору ваши (имеется в виду полученные у нас) благодарственные письма и дипломы – и мне  выписали премию»;
«ваши лекции использую на уроках обществознания…»
« я стала гораздо увереннее  в Интернете, а то даже не знала, как фотографию уменьшить и отправить…»
В этом году появилась новая мотивация – привлечение педагогов для составления этапа конкурса, после чего они получают сертификат составителя этапа конкурса, а кроме этого  восхищение и уважение детей, когда они видят фамилию своего учителя в  анонсе этапа. В составлении этапов принимают участие педагоги из Волгодонска, Дивногорска, Красноярска, Иланска и других городов.

Участие специалистов

Очень важной составляющей  и показателем высокого статуса конкурса является участие специалистов. За  длинными названиями важных учреждений стоят реальные люди, нужно их заинтересовать. Помогая конкурсу, отвлекаясь от своих дел, встречаясь с детьми,  они  ощущают  социальную важность своего вклада. Такими замечательными людьми  являются начальник Межрайонной ИФНС Майоров Андрей Иванович, заместитель начальника Территориального отдела  Роспотребнадзора Миновская Любовь Николаевна, Президент Общественной ассоциации  предпринимателей Сибири «Сибирь без границ» Валерий  Маланин.

Наполнение конкурса

Для поддержания  интереса участников необходимы не только разнообразные задания, но  «изюминки» внутри заданий.

Тест.

Оболочка  Виртуальной школы позволяет  выставлять тесты с одним правильным ответом, с несколькими и с ответом, вводимым  с клавиатуры – это техническая сторона.

Практически в тесте должны быть  разные по форме, уровню сложности и содержанию задания:

– очень сложные вопросы – их немного –  гордость редкого ответившего и нет терзаний у большинства – мало кто ответил (« Вопросы были составлены грамотно и с выдумкой, а главное непростые»);
вопросы по существу – отвечает большинство (я узнал много полезного и нового для себя», «Вся полученная информация во время прохождения теста может понадобиться в жизни»;
вопросы на поиск в интернете – способствуют развитию информативной компетенции («Какой полезный сайт! Спасибо!»);
– имеющие  практическое значение, современные дети прагматичны (сколько составляет стандартный налоговый вычет на ребенка»);
веселый вопрос («тест был сложным для меня, но в этом вопросе я хотя бы улыбнулся»);
– прикольные – о них говорят в детских кругах, они привлекают новую аудиторию;
неожиданные – заставляют посмотреть на некоторые вещи с другой стороны, способствуют запоминанию нужных фактов («никогда не думал, что действительно есть «налог на воздух»);
связанные с другими предметами, другими сферами (« Я и не знала, что поэт Роберт Бернс был сборщиком налогов…»;
интересные факты (оказывается «Бостонское чаепитие» – это бунт»);
опираться на полученные  знания в школе (« Ярослав Мудрый – это мы по истории проходили…»);
содержать картинки:  для иллюстрации вопроса, для помощи в ответе, просто для  того, чтобы ребенок улыбнулся («Какие кролики славные! У меня сразу настроение поднялось»);
очень простой вопрос – помните про третьеклассника, пусть тоже порадуется!
вопросы, составленные ребенком с указанием его имени, фамилии, школы и города («было очень приятно увидеть свой вопрос!»,  «Особенно мне понравились вопросы, которые ребята в тестах делали сами»)

Задания:

Творческие кроссворд –  тематический, должным образом оформленный (ссылки на используемые картинки) («Особенно хочу выделить творческие задания на составление ребусов и кроссвордов по налоговой тематике, эти задания понравились мне больше всего»);
Ребус – красочный, оригинальный, который можно использовать в следующем  тесте («Понравилось рисовать ребус на экономические выражения». «Изобразить сухие выражения экономического языка через яркие картинки – необычный способ объяснить значение первых»);
Использующие ресурсы Интернета – сайт  Министерства финансов – государственный бюджет, сайт президента – бюджетное послание и т.п.

Задачи:

Главное предназначение задач – это проверка  усвоения   какого-то объема знаний и практическое  их применение, попутные функции задач – познавательные, воспитательные.
К задачам воспитательного типа можно отнести задачи на  нахождение акцизов,  ведь, как известно, акцизы –  это «налоги на грехи». Не секрет, что  эти «грехи» сильно помолодели, не лишним будет  вспомнить об этом в правильном русле. Вот как это обыгрывается в задании.

Завершение конкурса

Итак, конкурс  заканчивается, но  это еще не конец. Обязательно необходимо  провести рефлексию: Что понравилось, что надо сохранить, что было не совсем удачным, какие предложения. Несомненно,  собранные отзывы не только дадут Вам, как составителю  множество положительных эмоций, но и помогут совершенствовать  конкурс в дальнейшем.

Детские отзывы

« Я бы хотела, что бы подобные конкурсы проводились как можно чаще, но что бы времени на их выполнение давалось больше, что бы успеть выполнить больше».

«Конкурс мне очень понравился. Все прошло здорово! Все жду не дождусь, чтобы в следующем году сесть за парту один на один с компьютером и пройти тесты этого чудесного конкурса!»

«Я собираюсь в будущем работать в налоговой инспекции, и мне это нужно. Задания подобраны интересные».

«Больше всего в таких конкурсах захватывает конечный результат, когда ученику сообщаются его баллы. Они дают ему чувства самореализации, стремление вперед».

«Ведь только благодаря Вам я стала задумываться не только о том, какие мы платим налоги, но уже в голове мысли, какие налоги следует платить в будущем, и как они влияют на нашу жизнь»

«Самое интересное – история налогов с древних времен. Самое полезное – налоги сегодня. Мои пожелания конкурсу: введение этапа, где юный гражданин поразмышлял бы о видение налоговой системы в будущем.  Я также хочу пожелать: конкурсу и курсу продолжения, кураторам и создателям здоровья; а нашей стране добросовестных налогоплательщиков».

«Столько нового, с математикой, т.е. с вычислениями были проблемы»

«Понял, что надо купить НК РФ. В избранное сделал закладку»

«Эссе надо оставить, так как сдавать обществознание – одно из заданий в ЕГЭ – написать эссе на экономическую тему»

«В общем, участвовать надо, так как полезно, развивает логику и вообще мышление, и как ни странно, творчество тоже».

«Спасибо. Будем сотрудничать дальше».

Что еще необходимо сделать?

1. Подготовить протокол, определиться с победителями, призерами, лауреатами, номинациями, благодарственными письмами, уточнить данные;
2. Подготовить дипломы, благодарственные письма оригинального дизайна;
3. Подготовить закрытие конкурса
4. Провести награждение;
5. Написать заметки  в СМИ.

Немного статистики.

За последние два года в конкурсах экономической направленности в Виртуальной школе приняло участие около двух тысяч учащихся из Центрального федерального округа, Южного   и сибирского федеральных округов. Посмотреть конкурсы и статистику можно на сайте Виртуальной школы КДПиШ  http://vsh.dvpion.ru/

В завершение, мне хочется сказать слова благодарности директору Виртуальной школы КДПиШ Ильиных Елене Николаевне, без ее помощи, терпения, затрат личного времени этот проект мог бы не состояться.