Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Мы живем в быстро меняющем мире. В условиях ускорения темпов развития общества, школа должна готовить детей к переменам, развивая в них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Современный школьник перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации, но с другой стороны уровень дополнительного чтения в последние годы значительно снизился, носит эпизодический и бессистемный характер. В современных условиях важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Очень важно организовать самостоятельную работу учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении дополнительного материала. Подготовительный этап несет основную дидактическую нагрузку. Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала должно быть направлено на чтение дополнительной литературы. Кроме того, задание работает и на занимательность обучения и, таким образом, мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников.

На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на практике в ходе игры (при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс).

Урок-исследование. Каждой группе дается задание для подробного изучения темы. Объяснение нового материала строится из логически построенных вопросов учителя и ответов учащихся. Затем оценивается работа каждой группы.

Курс «История России и мира в XX веке» – 11 кл.

Курс «Обществознание» – 10 кл.

Оборудование урока:

  1. Учебники: Н.В. Загладин «История России и мира в ХХ веке», 11 кл.; А.И. Кравченко «Обществознание», 10 кл.
  2. Газета «История» №18 2006 г. Историко-географический очерк «Выбор человечества – глобализация». Андре Ропер, историк, профессор Шербурского университета (Франция).
  3. Карточки для работы по группам.
  4. Проектор, экран, компьютер.

Опережающее задание:

  • Подобрать и изучить дополнительные материалы из сети Интернет;
  • выявить положительные и отрицательные проявления глобализации;
  • создать презентацию Power Point по выбранной теме.

Подготовительный этап урока:

Класс разбивается на 3 группы по выбранным темам.

Темы:

  1. коммуникационная глобализация;
  2. культурная глобализация;
  3. экономическая глобализация.

В каждой группе распределяются обязанности:

  • Ведущий – направляет деятельность группы;
  • Секретарь – записывает мнения членов группы;
  • Докладчик – выступает от имени группы

План урока:

  1. Исторический путь развития глобализации.
  2. Проявления глобализации в жизни человечества.
  3. Глобализация: сторонники и противники.

Цели и задачи:

  • Сформировать представления о процессе глобализации, путём анализа документа проследить путь развития и выявить положительные и негативные черты глобализации;
  • формировать навыки работы с различными источниками, развивать у учащихся умения поиска, систематизации анализа исторической информации, определять причинно-следственные связи;
  • способствовать развитию информационной культуры учащихся, способности определять собственное отношение к дискуссионному вопросу современности;
  • содействовать воспитанию гражданственности, развития мировоззренческих установок.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Глобализация – это новый этап мирового развития, характеризующийся резким ускорением темпов взаимовлияния всех сфер жизни общественной жизни. На этом этапе качественно возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время порождает новые противоречия. Мы сегодня проследим исторический путь развития глобализации, выясним, в чем конкретно выражаются плюсы и минусы глобализации.

I. Исторический путь развития глобализации.

Анализируя документ (см. прил.1), используя карточки, проследить исторический путь развития глобализации по разным направлениям.

На обсуждение группам дается время, после чего докладчик высказывает общее мнение группы.

Карточки с вопросами:

Вопросы к 1 группе:

  1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?
  2. Когда, по словам автора, началась коммуникационная глобализация?
  3. Когда произошли существенные изменения в межконтинентальной связи?
  4. Что означает понятие «количественной истории», который ввел Пьер Шоню? Подумайте, почему нужно было измерять дистанцию в единице времени?
  5. Почему автор считает достижения XIX века ничтожными?
  6. Как вы думаете, с какой целью автор перечисляет достижения в области транспорта?
  7. Автор утверждает, что изобретение паровой машины произвела первый этап «сжатия» Земного шара. Как вы думаете, когда произошел следующий этап?
  8. Действительно ли больше не существует ни расстояний, ни границ между континентами, как считает автор?
  9. Что нового помог вам этот документ узнать о коммуникационной глобализации?

Вопросы к 2 группе:

  1. Какие четыре культуры принято называть Великими цивилизациями?
  2. Как индустриальная революция повлияла на культуру древних цивилизаций?
  3. Какие общества автор относит к маргинальным мирам?
  4. Подумайте, почему именно западноевропейская культура распространилась по всему миру?
  5. Какие страны добровольно приняли западную культуру?
  6. Какие слова в тексте объясняют принятие Россией западную цивилизацию?
  7. В тексте найдите слова, подтверждающее ведущую роль американской культуры на современном этапе. Насколько оно, на ваш взгляд, объективно?
  8. Как вы думаете, к чему может привести доминирующая в культуре тенденция к единообразию?
  9. Что нового вы узнали из этого документа о взаимодействии разных культур мира?

Вопросы к 3 группе:

  1. Как автор связывает историю с экономической глобализацией?
  2. На какие экономические учения опирается автор?
  3. Как развиваются бывшие страны третьего мира?
  4. Каково отношение автора к неолиберализму?
  5. Как вы думаете, с какой целью автор пишет о роли транснациональных корпораций?
  6. Как автор относится к группам влияния, способных ориентировать политику правительств в свою пользу? Найдите в тексте слова, подтверждающее это.
  7. Какой реальный риск для политической власти демократических стран существует?
  8. Какова общественная позиция автора, он одобряет описанное им явление?
  9. В чем ценность информации, которую несет данный источник?

II. Защита презентаций.

Каждая из групп демонстрирует презентационные материалы Power Point о проявлениях глобализации в жизни человечества. После этого докладчики заполняют таблицу, выполненную на доске (на проекторе).

  коммуникационная культурная экономическая
Положительные проявления      
Отрицательные проявления      

III. Глобализация: сторонники и противники.

Класс делится на сторонников и противников глобализации. Антиглобалисты высказывают свое мнение о проблемах экологии и развития республики Саха (Якутия).

Сторонники глобализации должны использовать положительный пример экономической, культурной, коммуникационной интеграции республики Саха (Якутия).

Вывод: Мы сегодня узнали, что глобализация – это объективная реальность, логическое завершение многовековой истории. Процесс глобализации неизбежен в силу прогресса. В то же время имеется возможность вмешаться в ход событий, не допустить их произвольное развитие.

Домашнее задание: Напишите эссе на одну из перечисленных тем:

  • Мир без границ: каким будет?
  • Личность и информационное общество: новые возможности и проблемы.
  • Глобализация: конец человечества или новый этап развития человека?
  • Требования глобализации к развитию сферы образования.

Приложение.