Экономическая социализация детей сельской местности

Разделы: Работа с дошкольниками


Наш поселок является пригородом большого сибирского города –  Красноярска. Но, тем не менее, относится к сельской местности. Многие люди нашего поселка в связи с нестабильной ситуацией на рынке труда вынуждены работать  в городе. Такая тенденция наблюдается во многих пригородных поселках. Время диктует свои правила.

На протяжении последнего десятилетия в российском обществе происходит трансформация социально – экономических отношений, которая характеризуется изменениями в системе ценностей, жизненных приоритетов и проявляются в резком возрастании для личности материальных благ, имущественной дифференциации, утрате нравственных и идеологических ценностей.

Проблема богатства и бедности,  отношений собственности является одной из  актуальных в современной России. Представления людей о собственном положении не только постоянно влияют на их повседневное экономическое поведение и взаимодействие в макросоциальной и экономической среде, но и затрагивает всю систему макроэкономических отношений с государством, во многом определяя жизненную направленность, мировоззрение, сферу человеческих ценностей. В детском  сознании  отражаются предметы и явления материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов –  складываются представления.

Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

С экономической реальностью дети сталкиваются довольно рано. В дошкольном возрасте они пассивно познают ее с помощью взрослых (сказки, пословицы, поговорки), затем начинают делать попытки активно познавать этот мир.  Но  этот процесс происходит стихийно, так как взрослые порой не могут, по ряду причин,  целенаправленно знакомить ребенка с экономической реальностью.

Перед нами встала  эвристическая для дошкольного воспитания задача – экономическая социализация  детей сельской местности.

Педагогическую деятельность по экономическому воспитанию детей сельской местности мы проводим методом кружковой работы на базе Емельяновского детского сада №1.

Представляем одно из разработанных нами занятий:

Конспект занятия по экономической социализации детей сельской местности в подготовительной к школе группе

Тема: социальное неравенство.

Цель: формирование представлений у детей 7 – го года жизни о социальном неравенстве.

Задачи:

  • актуализация представлений детей о богатстве и бедности, о возможности бедному стать богатым, а богатому – бедным;
  • упражнение в умении разрешать проблемные ситуации;
  • развитие способности оперировать противоположностями;
  • воспитание умения обосновать свое мнение.

Методы и приемы:

  • игровая ситуация: «Встреча с Гномом – экономом»;
  • введение правил и норм  взаимодействия;
  • беседа;
  • дидактическая игра «Наоборот»;
  • составление схемы отношений между понятиями «бедный»  –  «богатый»;
  • дидактическое упражнение «Назови героя сказки».

Материалы: игрушка – кукла «Гном – эконом», «волшебная» коробка, цветная клейкая бумага, маркер, карточки с заданиями для игры «Наоборот», картинки с изображениями дома, магнитная доска, модели.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Игровая ситуация: «встреча с Гномом – экономом». Обсуждение правил взаимодействия.

Воспитатель здоровается с детьми и сообщает о том, что сегодня к детям пришел гость.
«Здравствуйте дети. Сегодня я пришла к вам на занятие не одна.  Со мной пришел один очень умный и интересный друг. Вы хотите с ним познакомиться? (Ответы детей). Его зовут Гном – эконом. Он очень умный и знает ответы на самые сложные вопросы. Знает много интересного обо всем на свете. И, представляете, как нам повезло, он сегодня у нас на занятии. Это очень культурный Гном. Ему нравится, когда все вокруг ведут себя вежливо, доброжелательно. Ему нравятся дети, которые умеют слушать и слышать друг друга, говорят по одному, часто благодарят друг друга. Ребята, Гном – эконом интересуется, какие правила поведения приняты у вас на занятии?» (Ответы детей).

2. Дидактическая игра «Наоборот».

«Мы с Гномом – экономом очень рады, что знаете правила поведения. Гном – эконом знает много разных игр. Вы хотите поиграть с ним? (Ответы детей). Гном – эконом предлагает поиграть в его самую любимую игру, которая называется «Наоборот». Он принес специально для вас волшебную коробку с заданием. Но, прежде чем начать игру, послушайте правила игры. Вам необходимо будет найти слово или предмет, противоположный тому, который будет на карточке показывать Гном – эконом».
(Педагог вынимает карточки с заданиями из коробки; последнее задание: богатый – бедный).

3. Беседа по вопросам

«Ребята, я говорила, что  Гном – эконом многое знает, но знать все очень трудно. Гном – эконом хочет попросить вас ему разобраться в очень непростых вопросах. (Воспитатель показывает две картинки с изображениями двух разных домов, один – элитный коттедж, другой – покосившийся домик).
«Какие люди здесь могут жить? (Педагог выслушивает как можно больше ответов детей). Кого можно назвать богатым человеком? Может ли бедный стать богатым? Можно ли сказать обо всех людях, что они богатые? Кого можно назвать бедным человеком? (Педагог выслушивает как можно больше ответов детей).

4. Физкультурная пауза (5-6 повторов)

Жил на свете добрый Гном (дети изображают движениями рук крышу дома),
Его звали Эконом (сжимают руки в кулаках),
Много в жизни повидал, (дети изображают «земной шар»)
И ребятам рассказал (прыгают и радуются).

5. Моделирование (работа на демонстрационной доске)

«Посмотрите, что у Гнома – Эконома есть еще в волшебной коробочке. Это модели. Дело в том, что он очень умный и наверняка не зря их захватил. Он большой выдумщик и ему очень нравится строить всевозможные схемы с помощью этих моделей (знаков). Гном предлагает Вам  с помощью стрелок обозначить отношения между понятиями, о которых мы говорили (беседовали о бедных и богатых). Обозначаем моделями богатого и бедного человека. Богатого – синим квадратом, бедного красным. Но еще у нас есть стрелка между ними. Кто может прочесть эту схему? А может ли быть наоборот? Да, действительно, может. Обратите внимание, мы эти отношения можем отразить в схеме, мы можем это сказать словами, а еще про богатых и бедных мы можем прочитать в сказках».

6. Дидактическое упражнение «Назови героя сказки»

«Какие сказки вы знаете, где рассказывается о богатых и бедных? (Педагог выслушивает как можно больше ответов детей). Например, сказки «Морозко» или «Золушка» – они могут относиться к таким сказкам? За что получили награды герои этих сказок? (Ответы детей)».

7. Окончание занятия

«Нам с Гномом – экономом очень понравилось с вами беседовать, а вам понравилось беседовать со мной и Гномом – экономом? Что вам понравилось? (Ответы детей)».

Воспитатель и герой благодарят детей, и прощается с ними.