Система уроков контроля и оценки

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

В своей практике использую систему уроков контроля и оценки по А.Б. Воронцову.

Изучила методическую литературу и апробировала на практике данные уроки.

В данном материале представляю свое понимание методики и опыт ее апробирования. Предлагаю свою подборку материалов к урокам контроля и оценки и рекомендации по проведению данных уроков.

Под контролем надо понимать контроль правильности и полноты выполнения операций, входящих с состав способа действия.

Оценка так же как и контроль относится прежде всего к способу действия. (Освоил или нет ученик данный способ решения, насколько он продвинулся в этом отношении.)

Уроки контроля и оценки – это уроки Тестовых диагностик 1 и 2, Самостоятельных работ, Проверочной работы, Контрольной работы.

Уроки тестовой диагностики 1 (ТД-1).

I. Время и место проведения.

Урок ТД-1 проводится после уроков, на которых прописывается пошагово открытый и апробированный способ решения.

II. Цель урока тестовой диагностики 1:

1.Определение уровня овладения понятием (способом) в начале этапа решения частных задач.

2. Определение задач и содержания коррекционных уроков.

III. Задача: Выявить типичные ошибки в умениях уч-ся, которые являются составляющей данного способа решения, и зафиксировать их.

Для ученика: Определить и зафиксировать свои ошибки.

Подготовить вопросы по материалу, который не поняли.

Подобрать материал для отработки умений, на которые сделаны ошибки.

Прорешать 3–5 заданий на каждую ошибку в дополнительной тетради.

Рекомендации по составлению ТД-1.

ТД-1 содержит задания на понимание и уровень умений каждого шага способа.

Каждое задание включает в себя выполнение только одного шага нового способа.

Количество заданий на каждый шаг –1–3, разные по трудности:

а) задание на выполнение операции данного шага,

б) задания на выбор решения,

в) задания – ловушки,

г) задания на проверку готового решения.

3. Одно задание на воспроизведение способа в целом. (Цель: Выявить сильных уч-ся, понимающих данный способ решения и готовых работать с заданиями повышенной трудности на дальнейших уроках).

IV. План проведения урока ТД -1.

1-й класс.

1. Учащимся раздаются тексты ТД-1. Дается время для ознакомления с заданиями.

2. Инструкция учителя по выполнению заданий. (Задания можно выполнять в любом порядке, при изменении порядка выполнения слева пометить ручкой свой порядок выполнения заданий.)

После выполнения задания на полях напротив каждого задания ставим значки:

+” – уверен, что выполнил верно, “+” – сомневаюсь в правильности решения; ? – не уверен в правильности решения.

1. Вопросы учителя на понимание задания.

2. Самостоятельная работа уч-ся.

3. Проверка выполнения задания проходит коллективно. Цель: Зафиксировать факт ошибки, а не найти причину ошибки.

Первый возможный вариант: Учитель проговаривает правильное решение, уч-ся проверяют и оценивают зеленой пастой:

“+” – верно; “+”– допустил ошибку; “-“ – выполнил неверно.

Второй возможный вариант:

Выносится верная версия решения учеником. Учащиеся делают исправления зеленым цветом и оценивают свое решение так же, как и в первом варианте.

4. Заполнение оценочного листа (Порядок умений в оценочном листе соответствует порядку шагов в пошаговом плане решения, полученному на предыдущих уроках).

Уч-ся определяют тип своей ошибки и отмечают в оценочном листе знаками:

“+” – верно;“-“ – неверно.

V. Анализ работ ТД-1 учителем.

  1. Учитель анализирует умения уч-ся контролировать свои действия: все ли свои ошибки увидел и исправил ученик.
  2. Учитель соотносит работу ученика с пометками в оценочном листе: верно ли определил тип своей ошибки.
  3. Формирует группы уч-ся по типам ошибок: с типичными ошибками работает на уроках, опираясь на уч-ся выделенной группы; с нетипичными – на консультациях
  4. Учитель планирует коррекционные уроки и уроки самостоятельных работ, задача которых определяется выделенными типичными ошибками.

Тексты ТД-1, Приложение 1, Приложение 6.

Уроки коррекции знаний (отработочные).

I. Место и время проведения.

Проводятся после уроков ТД-1. По продолжительности занимает 1–3 урока.

II. Цель: Уточнение понятия (способа).

Задача урока определяется типичными ошибками в ТД-1.

Задача ученика: Понять причину своей ошибки.

III. План проведения урока – это повторная постановка УЗ на другом материале.

  1. Практическая задача, решение которой дает общий способ решения ряда задач.
  2. Поиски решения данной задачи (работа в парах или группах).
  3. Фиксирование и защита наработанных версий.
  4. Обсуждение версий.
  5. Фиксирование результата работы: уточнение понятия или способа. Восстановление пошагового способа.
  6. Апробирование уточненного способа. Прорешивание 3–5 заданий на данный способ решения.

Самостоятельная работа.

I. Время и место проведения урока самостоятельной работы. После отработочных (коррекционных) уроков по освоению определенного знания или умения. Работа учителем не проверяется и не оценивается. Проверка работ проводится в парах.

II. Цель: Формирование действий самоконтроля и самооценки у учащихся.

Задача: Определение самими учащимися уровня освоения предложенного материала, выработка “инструмента” самоконтроля и самооценки. (Умение определять в ходе своих действий отдельные операции, составлять план решения и проверять.)

III. Предметное содержание урока.

Подбираются или составляются задания на те знания или умения, которые корректировались на предыдущих уроках. Объем самостоятельной работы маленький (на 10–15 мин.)

IV. План проведения ТД-2.

  1. Учитель дает практическое задание.
  2. Самостоятельная работа учащихся по выполнению задания. (Оговаривается время выполнения задания.)
  3. После выполнения задания – работа в парах.
    – Сейчас вы должны выполнить взаимопроверку. Договоритесь между собой, по каким критериям будете проверять работу. Составьте в парах план проверки.
    Работа в парах.
  4. Обсуждение и уточнение плана проверки.
    Варианты плана выносятся на доску. Обсуждается, что будем проверять и в какой последовательности. Результат работы – алгоритм (план) проверки.
  5. Взаимопроверка по уточненному плану.
    Ученики обмениваются тетрадями, и каждый самостоятельно проверяет работу соседа, делает пометки:
    (+) – верно, (+) – есть неточность, недочет, (-) – неверно.
  6. Работа в парах. Ученики меняются тетрадями, просматривают проверку, задают друг другу вопросы по ходу проверки, объясняют и уточняют свое понимание. Определяются пары, которые не смогли “договориться” по результатам проверки.
  7. К доске вызываются пары, которые не пришли к единому пониманию в ходе проверки. Задание пишется на доске. Каждый из пары доказывает свою точку зрения. Остальные учащиеся задают вопросы и в дискуссии приходят к правильному пониманию. Тот, кто ошибся, проговаривает понимание своей ошибки.
  8. Результат проверки каждый заносит в лист оценивания самостоятельно.
  9. Проверка работ учителем.

Тексты самостоятельных работ – Приложение 3, Приложение 8.

Тестовая диагностика – 2.

I. Время и место проведения урока ТД-2. Урок проводится после пошаговой отработки способа решения. В ходе отработочных уроков на определенный шаг способа так же проводилась работа на освоение способа в целом. Работа проверяется учителем.

II. Цель: Освоение уч-ся способа в целом.

Задача: Определить уровень освоения способа (понятия). Планирование индивидуальной работы с уч-ся.

Задача: Умение определять ошибкоопасные места, выполнять проверку решения.

III. Предметное содержание урока. Задания на проверку способа в целом.

IV. План проведения урока ТД-2.

  1. Дается задание каждому ученику на отдельно отпечатанном листе. Задание выполняется учащимися самостоятельно. Работы сдаются и проверяются учителем.
  2. Анализ работ учителем. Учитель проверяет работы и фиксирует на полях знаком (+) или (-) правильность или неправильность выполнения задания.
  3. На втором уроке при анализе ошибок уч-ся определяют тип ошибки и заносят в оценочный лист.
  4. Учащиеся самостоятельно выполняют несколько заданий на свою ошибку (готовятся к проверочной работе).

Тексты самостоятельных работ – Приложение 2, Приложение 7.

Проверочная работа №1 (ПР №1).

I. Место и время проведения.

Проверочная работа проводится после ряда СР и после открытия нового способа решения, т. е. в уроках решения следующей учебной задачи. Это дает возможность учащимся в рамках следующей темы освоить предыдущий материал.

III. Цель:

  1. Контроль устойчивости ЗУН учащихся.
  2. Формирование навыков самоконтроля.

Работа выполняется в 3 урока.

Задачи:

Первый урок: Выполнить задания.

Второй урок: Обнаружить и понять свою ошибку в ходе дискуссионно-аналитической деятельности.

Третий урок: Провести вторичный контроль своей работы, найти и исправить возможные ошибки. Умение составлять план проверки решения.

III. Содержание работы.

Задания по проверке ЗУН по данной теме. Работа напоминает тематическую контрольную работу в традиционной школе.

IV. Первый урок. Учащимся раздаются отпечатанные тексты заданий, где оставлены поля для планирования выполнения задания.

Первый этап работы (продолжительность30–40минут):

  1. Учащиеся просматривают задания, определяют последовательность их выполнения.
  2. Планирование выполнения каждого задания и выполнение заданий самостоятельно.
  3. Второй этап. Сдают работы.

V. Работа учителя.

  1. Учитель по работе составляет технологическую карту проверяемых ЗУН.
  2. Проверяет работы учащихся, но не исправляет ошибки и не делает пометки в тетрадях, а фиксирует ошибки в технологической карте ЗУН учащихся всего класса. Отметки не выставляются.
  3. Подбирает упражнения по каждому или нескольким умениям, в соответствии с типичными ошибками. Прописывает варианты решения каждого задания (обычно 3), учитывая типичные ошибки класса. Среди решений – одно правильное.

VI. Второй урок.

Задача: Понять причину ошибки и исправить ее. Уточнить понятие (способ).

Каждое предложенное учителем задание выполняется отдельно по плану:

  1. Выполнение работы учащимися самостоятельно (10-15 минут).
    Учитель предлагает выполнить подготовленные задания. Работа выполняется в рабочих тетрадях. На данный момент тетради, где выполнялась ПР не раздаются.
  2. Проверка решения.
    Учитель открывает подготовленные варианты решений. Учащиеся определяют, какой вариант решения из предложенных совпадает с их
     вариантом. По одному человеку объясняют свой вариант решения, доказывают. Учитель включает в работу тех, кто допустил подобные ошибки.
  3. Обсуждение версий решений на единой платформе в дискуссионно-аналитической деятельности. Это значит, что несколько заданий проверяются одновременно по заданному первому критерию, затем по второму критерию и т.д.

VII. Третий урок. Учащимся раздают тетради с ПР без пометок учителя.

Задача каждого учащегося: найти возможные ошибки и исправить их.

Учащиеся работают самостоятельно и сдают тетради.

VIII. Проверка работ и оценивание работ учителем.

Учитель проверяет работы, выставляет отметки, вносит коррекцию в технологическую карту ЗУН, планирует индивидуальную работу с учащимися.

Приложение 5

Когда мало типичных ошибок 2 и 3 урок совмещаются.

Тексты проверочных работ – Приложение 4.

Проверочная работа № 2 (разноуровневая).

Цель: Определить уровень познавательного интереса учащихся, отслеживание способностей учащихся определять свои возможности и с их учетом выполнять задания.

Задача: выбрать работу своего уровня и выполнить ее.

1-й уровень. Работа с решенными заданиями.Даны задания, варианты решений. Выбрать верное решение.

2-й уровень. Решить задания с опорой на ответ. (Даны задания и ответы к ним.)

3-й уровень. Даны задания и несколько вариантов ответов. Решить задания и выбрать верный ответ.

4-й  уровень. Обычная традиционная контрольная работа. Сам выполняет и проверяет решение.

5-й  уровень. Даны задания. Учащимся нужно не решать их, а придумать подобные задания самому.

6-й уровень. Даны задания. Учащимся нужно не решать их, а самому придумать задания – ловушки к ним, т.е. уметь выделить ошибкоопасные места.

При проведении в системе уроков контроля и оценки у учащихся формируются следующие умения и способности (в соответстви требованиям ФГОС-2):

  1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления;
  2. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять эффективные способы достижения результата;
  3. Умение моделировать способ решения.
  4. Умение использовать различные способы поиска информации.
  5. Умение вести диалог, умение разрешать конфликты.

Список литературы:

  1. А.Б.Воронцов Практика развивающего обучения, М.: Русская энциклопедия, 1998.
  2. А.Б.Воронцов “Практика развивающего обучения” (Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова); М. “Русская энциклопедия”, 1998.
  3. А.Б.Воронцов “Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности” (Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова); М. “Русская энциклопедия”, 1998.