Работа с нетрадиционными материалами в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев, от пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский.

Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.

Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Задачи, которые решаются в процессе работе с нетрадиционными материалами:

  1. Расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами.
  2. Развивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).
  3. Учить пользоваться речью — доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, его значимости, ценности.
  4. Планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.
  5. Развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.

Нетрадиционные материалы использую на занятиях по аппликации и моделированию-конструированию.

Самым доступным является природный материал (желуди, шишки, семена, листья). Этот материал с детьми собираем вместе на прогулках. Создавая поделки и композиции из даров природы, ребята знакомятся с многообразием природы, учатся видеть в знакомых формах новые сочетания, осваивают разнообразные способы скрепления деталей, учатся бережно относиться к природе. К природным можно отнести и многочисленные виды семян, зерен, активно используемые для создания работ, например, «Паучок» из семян бобовых.

Достаточно интересна работа с древесиной (опилки, стружки). На занятия приглашаются папы, которые показывают, как получаются опилки и стружки. Дети знакомятся с инструментами, пробуют сами пилить, строгать. Вместе с детьми готовим опилки к работе: красим, сушим. Из опилок получаются прекрасные аппликационные композиции

Большой интерес у детей вызывает работа с волокнистыми материалами (вата, нитки, ткань, шнурки, шпагат). Ребята делают и игрушки, и композиции. Аппликация нитками доступна всем (выкладывание ниток по контуру или наклеивание на шаблон резаных ниток). Многообразие вариантов сочетаний ниток будет источником для творческого замысла, пример – аппликация «Цыплята».

Из комбинации материалов – «Снеговик".

Особый интерес не только детей, но и родителей вызвали занятия по конструированию — моделированию по теме «Игрушки». Покупные игрушки быстро приходят в негодность, и я решила эту проблему изготовлением игрушек из бросового материала. Дети бережно относятся к результатам своего труда. Мы изготавливаем мебель для кукол, разнообразный транспорт, роботов, ракеты. Для работы используем коробки разных объемов, пластиковые бутылки и другой упаковочный материал.

Научив детей моделировать игрушки, я решила задачу самостоятельной занятости детей дома. Ведь дети мастерят не только в группе, но и дома.

Начиная работу по обучению дошкольников созданию поделок из различных материалов, провожу занятия по ознакомление со свойствами материалов. Схема анализа изучаемого материала:

  1. Происхождение или получение.
  2. Физические показатели (толщина, прочность, упругость, гибкость ...).
  3. Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).
  4. Химические свойства (обработка, окраска).
  5. Использование человеком.

Для уточнения последовательности работы используется

  • образец с подробным объяснением работы;
  • фотографии, картины;
  • пооперационная схема, карта изготовления поделки;
  • план работы.

Работая с пооперационной картой, ребята учатся самостоятельно рассказывать о последовательности предстоящей работы, читать схему, расшифровывать обозначения. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляция поведения.

В процессе детского творчества я побуждаю детей к самостоятельному поиску путей совершенствования поделок, их украшения. В конце занятий обязательным является анализ и самоанализ готовых поделок, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей. Вместе с детьми устанавливаем причины некоторых неудач и учимся преодолевать их.

Работа в течение года ведется в тесном контакте с семьей, так как ручной труд – это часть общей системы трудового воспитания дошкольников. Родители знакомятся с задачами обучения и достижениями детей на родительских собраниях, индивидуальных консультациях: «Природный материал — кладовая для развития детского творчества», «В труде воспитывается воля», «Совместный труд взрослых и детей дома». Затем сами с детьми дома готовят поделки. Семейные композиции принимают участие в групповых выставках.

Результаты показали, что в процессе работы с различными материалами у детей формируются навыки, необходимые для успешного обучения в школе:

  • способность к концентрации внимания,
  • память,
  • конструктивное мышление,
  • доказательная речь,
  • трудовые умения,
  • творческое воображение,
  • самостоятельность.

Занятие в старшей группе «Гость из Антарктиды».

Цели:

  • Знакомство с окружающим миром. Закрепить знания детей о климате Антарктиды, жизни животных этого края.
  • Развитие трудовых навыков. Закрепить умения работать с крупой, клеем, составления композиции.
  • Речевое развитие. Активизировать словарь детей за счет слов: айсберг, континент, пингвин, тюлень, морской леопард, поморник, буревестник, черный фрак. Учить использовать распространенные предложения.
  • Развитие общеучебных навыков. Закреплять умение работать по алгоритму, используя пооперационную карту, читать условные обозначения.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов Г.Снегирева «Пингвиний пляж».
  • Рассматривание картин «Антарктида», из серии «Мир животных», изображений животных Антарктиды.
  • Изучение по атласу географического положения Антарктиды.
  • Разучивание подвижной игры «Пингвины и поморник».

Материал для воспитателя:

Материал для детей:

  • Шаблоны пингвинят.
  • Манная крупа, семена мака.
  • Клей ПВА, кисточка, салфетка, карандаши или фломастеры.
  • Бусинка или пуговица (глаз пингвиненка).

Ход занятия

Часть 1. (дети сидят на ковре)

1. Беседа.

Есть на нашей планете необычная земля. Назвали ее Антарктидой. Это значит «противоположная Арктике». Находится она на южном полюсе. Вокруг ее омывает Южный океан. Найдите ее на карте.

При изображении Антарктиды на картах и глобусах используется белый цвет. Что он обозначает?

2. Мы сегодня отправляемся в путешествие. Нас ждет ледяное царство. Как же доберемся до Антарктиды?

Физкультминутка «На корабле».

Дети встают за капитаном, у которого в руках штурвал, и гуськом, держась друг за друга, идут по комнате.

День и ночь стучат машины,
От винта бежит вода.
Вот уже поплыли льдины
И настали холода.
Айсбергов громады
Проплывают рядом
И видна уж с корабля
Ледовитая земля,
Ни дорог на ней, ни троп,
Ни жилья не видно…
Малый ход! Машина – стоп!
Здравствуй, Антарктида!

3. Беседа (продолжение). По пути нам встретились ледяные плавающие горы, как они называются?

Айсберг – крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от ледников. Бо́льшая часть айсберга находится под водой.

Территория Антарктиды покрыта толстым слоем льда. Это и есть ледник. Текут ли в Антарктиде реки? Растут ли леса? А живут ли здесь животные?

Дети рассматривают изображения животных и птиц. Повторяют их названия.

4. Беседа (окончание). Пингвины – морские птицы, но они не умеют летать. Почему же их называют птицами? Чем покрыто тело пингвинов? Чем они питаются? Какие части тела у них похожи на птичьи? Как появляются на свет пингвинята?

Пингвины очень интересно высиживают птенцов. Пингвин зажимает яйцо между ног и все время вынужден передвигаться медленно и осторожно. Кормит его другой пингвин из пары. Но некоторые вообще на период высиживания отказываются от корма.

Физкультминутка «Пингвинята»

Дети повторяют действия.
Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдине.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И быстрее побежали.

Часть 2. (Дети садятся за столы)

6. Объяснение задачи. На столах панно «Антарктида» (его можно видеть в Приложении 3 – последнее изображение в пооперационной карте).

У пингвинов тоже есть детский сад. Пока родители ловят рыбу, пингвинята находятся под присмотром няни. Да вот беда – все пингвинята разбежались. Поможем найти их и вернем на место

7. Работа с пооперационной картой.

Дети получают шаблоны пингвинят.

Составление плана работы по пооперационной карте. Дети расшифровывают символы, готовят нужные материалы и инструменты.

8. Процесс изготовления фигурки пингвина. (Пользуясь пооперационной картой.)

9. Подвижная игра «Поморник и пингвины» после 5 этапа, чтобы наклеенные элементы высохли

Инвентарь: небольшие коврики – «Льдины».

Правила игры. Пингвинята бегают по берегу. Как только появился поморник, пингвинята должны занять места на льдинах. Кто не успел, выбывает из игры.

10. Окончание работы с фигуркой. (Пользуясь пооперационной картой.)

11. Подведение итогов. Создание общего панно «Антарктида».

Оценка работы – поиск самого умного, веселого, смелого и т.д. пингвиненка.