Сетка орфограмм по курсу начальной школы

Разделы: Начальная школа


Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.

1-й класс

Предложение

  1. Различение предложения и группы слов.
  2. Оформление предложения на письме (большая буква и точка).
  3. Имена собственные.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Различение гласных и согласных звуков и букв.
  2. Гласные ударные и безударные.
  3. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  4. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Различение гласных и согласных звуков и букв.
  2. Согласные парные и непарные.
  3. Согласные звонкие и глухие.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Гласные – согласные.
  2. Ударные – безударные.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Гласные-согласные.
  2. Ударные безударные.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Наблюдение за произношением слов.
  2. Работа разделительных ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Деление слов на слоги.

2-й класс

Предложение

  1. Виды предложений(по цели высказывания и по интонации).
  2. Нахождение подлежащего и сказуемого.
  3. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Однокоренные слова.
  2. Нахождение корня слова.
  3. Выделение проверочного слова.
  4. Безударные гласные в корне двусложных слов.
  5. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных на конце слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Распознавание частей речи.
  2. Грамматические признаки части речи.
  3. Правописание предлога и приставки (слитное и раздельное).

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Части речи.
  2. Грамматические признаки частей речи.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Части речи.
  2. Грамматические признаки частей речи.
  3. Правописание предлогов и приставок.

Местоимение

  1. Различение частей речи.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Разделительный ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Правило переноса.

3-й класс

Предложение.

  1. Постановка в конце предложения нужных знаков.
  2. Выделения главных и второстепенных членов предложения.
  3. Распознавание предложений с однородными членами.
  4. Словосочетания.
  5. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Состав слова.
  2. Правописание безударных гласных в корне слова в сложных словах по составу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных в корне слова.
  2. Непроизносимые согласные.
  3. Слова с удвоенными согласными.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Состав слова.
  2. Изменение существительных по падежам (знать названия падежей и вопросы).
  3. Различение имен существительных по склонению.
  4. Способ проверки.
  5. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце.
  6. Связь слов в предложении.
  7. Словосочетания.
  8. Анонимы и синонимы.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Связь слов в предложении.
  2. Словосочетания.
  3. Состав слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Состав слова.
  2. Части речи.
  3. Грамматические признаки.

Местоимение.

  1. Части речи.

Разделительные ъ и ь знаки

  1. Состав слова и разделительные ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Особые случаи переноса.

4-й класс

Предложение

  1. Распознавание видов предложений.
  2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  3. Разбор предложения по членам предложения.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Правописание слов с безударной гласной в корне слова в самостоятельных и творческих работах.
  2. Нахождение данной орфограммы в тексте и ее объяснении.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слов, с непроизносимыми и удвоенными согласными в самостоятельных и творческих работах.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Нахождение изученных орфограмм и их объяснение.
  2. Употребление полученных знаний в письменной речи.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Падеж имени прилагательного.
  2. Падежные окончания.
  3. Способ проверки.
  4. Амонимы и синонимы.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Глагол – время, число, спряжение.
  2. Соотнесение по спряжению.
  3. Правило правописания.
  4. Неопределенная форма глагола.
  5. ь на конце глагола.
  6. ться и тся

Местоимение

  1. Распознавание местоимения как части речи.
  2. Число и лицо.
  3. Местоимение с предлогом.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Употребление слов с ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Соблюдение правил переноса.