Урок физики в 8-м классе по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Обучающие: вторичное закрепление знаний по теме “Плавление тел”, повторение и закрепление знаний по теме “Тепловые явления”, отработка навыков решения качественных, количественных, графических задач.
  • Развивающие: развивать навыки решения задач, навыки построения графиков тепловых процессов, навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать коллективизм, ответственность, умение работать в группе, прививать любовь к физике.

Оборудование к уроку:

Набор карточек с вопросами, картами величин, карточки-тесты претендентам на должности в НИИ, оборудование для опытов: весы, штатив, спички, полоска бумаги, металлический цилиндр, свеча, цилиндрическая трубка, мультимедиапроектор, Презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Отчет о выполнении задания № 2 стр. 39 (§15, “Физика-8” А.В. Перышкин) по опыту со снегом и водой, доклад об аморфных телах.

II. Просмотр фильма “Кристаллы”. Повторение строения твердых тел.

III. Работа в группах по этапам:

1 этап: Изменение агрегатного состояния вещества. Повторение схемы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое (Приложение 1).

2 этап: Цепочка вопросов.

  1. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?
  2. В чем состоит явление конвекции?
  3. Что называется количеством теплоты?
  4. Что устанавливает закон сохранения и превращения энергии?
  5. Что значит удельная теплоемкость меди равна 380 Дж/кг*°С?
  6. Что называется внутренней энергией тела?
  7. Какими единицами измеряют количество теплоты?
  8. В чем состоит явление теплопроводности?
  9. Как подсчитать количество теплоты?
  10. Что называется удельной теплоемкостью вещества?

3 этап: Название, обозначение величин, их единицы измерения. Соедините стрелками обозначение величины, ее единицу измерения и название величины (Приложение 2).

4 этап: Задание на построение графика нагревания и плавления цезия с названием всех участков графика. Работа с графиком. (Как называется температура, при которой цезий плавится? Назовите температуру плавления цезия. Какой участок графика соответствует плавлению? Какой участок графика соответствует охлаждению цезия? Какой буквой обозначается удельная теплота плавления? Теплоемкость? Что обозначает удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг? Как изменяется температура тела при плавлении? Как изменяется энергия тела при отвердевании? Какова формула определения количества теплоты при плавлении? Решите задачу на нагревание и плавление цезия массой 5 кг по графику. Первоначальная температура цезия 0 °С). (Заготовка Приложение 3)

5 этап: Решение качественных задач.

Игра “Физические гонки” по сборнику задач В.И. Лукашика № 843–848, 853–854. Чей ряд быстрее ответит на вопрос другого ряда.

6 этап. Игра “Вакансия”. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть вакансии: заведующий лабораторией, старший научный сотрудник, лаборант. На конкурсной основе проходит отбор специалистов. На должность принимаются претенденты, которые смогут правильно, полно, четко ответить на поставленные перед ними вопросы. Весь класс делится на группы претендентов на соответствующие должности (заготовка Приложение 4).

Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:

  1. Теоретический вопрос (задача). При сгорании пороха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
  2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
  3. Эксперимент. Возьмите учебные весы, закрепите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10–12 см. Почему весы выходят из положения равновесия?

Карточка-тест на должность старшего научного сотрудника:

  1. Теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объемом 5 л от 10 °С до 100 °С. Какое количество теплоты пойдет на нагревание кастрюли и воды?
  2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течет охлажденная жидкость . Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
  3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?

Карточка-тест на должность заведующего лабораторией:

  1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового шара массой 2 кг, если он упадет с высоты 26 м на стальную плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия шара превращается в его внутреннюю энергию.)
  2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?
  3. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте ее цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?

IV. Подведение итогов. Что повторили, закрепили, чему научились?