"Предание старины"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Познакомить с многовековой историей культуры неразрывно связанной с народными поверьями и приметами, с народными традициями;
  • Изучить народные традиции связанные с оберегами;
  • Познакомить с символами оберегов и показать значение оберегов.

Задачи:

  • воспитать бережное отношение к природе,
  • развить навыки контроля и самоконтроля,
  • развить эстетический вкус, воображение детей,
  • обогатить словарный запас детей: «оберег», «домовой», «народные традиции»,
  • развить творческое мышление и общий кругозор,
  • воспитать усидчивость и аккуратность,
  • научить делать оберег «веничек»
  • изучить технику выполнения оберега «веничка».

Средства обучения:

1. Учебные средства:

  • Светлана Лаврова Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007;
  • Соловьев В.М. Русская культура. С древних времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004;
  • Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. -М.: Эксмо,2006;
  • Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. –М.: изд. АСТ, 2002;
  • Энциклопедия народных традиций.- М.: Эксмо,2007;

2. Раздаточный материал:

  • травяная малярная щетка, мешковина или холст, ленточки, клей ПВА, кисточки, фасоль, семена тыквы, семечки подсолнуха, скорлупа грецких орехов, засушенные ягоды, сухоцветы, фигурки из соленого теста, разные шишки, искусственные цветы и листья, мелкие монетки, горох, плоды шиповника, пшеничные колоски, лавровый лист, сухой красный перец, крупы: рис, гречка, пшено, чеснок.
  • таблица «Символика оберегов».
  • инструкционно-технологическая карта «Веничек - домовушка»

Наглядный материал:

  1. Обереги «венички - домовушки», выполненные по темам;
  2. Обереги купленные в магазине.

К моменту начала урока на партах учащихся должны лежать: индивидуальный раздаточный материал, инструкционно-технологическая карта «Венички – домовушки».

Средства массовой информации:

  1. Соловьев В.М. Русская культура. С древних времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004;
  2. Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. -М.: Эксмо,2006.

Литература к уроку:

  1. Соловьев В.М. Русская культура. С древних времен до наших дней. – М.: Белый город, 2004;
  2. Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. -М.: Эксмо,2006.

Основные понятия и термины: Оберег, символика, народные поверья, приметы и традиции.

План проведения занятий:

  1. Орг. момент.
  2. Формирование знаний и умений.
  3. Выполнение практической работы «Веничек – домовушка».
  4. Итоговый контроль знаний и умений.
  5. Итог.

Итого: 2 спаренных урока (по 45 минут) – 90 минут.

Ход урока

1. Организационная часть урока.

Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока. Назначение дежурных по бригадам.

2. Формирование знаний и умений.

Цель нашего урока заключается в получении знаний о народных традициях связанных с оберегами, так же вы познакомитесь с символикой оберегов и распределением их по темам. Но прежде познакомимся с историей оберега.

История оберега своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Древние люди приписывали силам природы сверхъестественный характер и старались задобрить их. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня, играли большую роль в обрядах. Идолы, амулеты, обереги, талисманы служили нашим предкам оружием против злых духов. Со временем изображения утрачивали магический смысл, обереги, талисманы и амулеты перешли в разряд украшений, превратились в сувениры. Но вера в волшебную силу сохранилась до наших дней. Сувениры – обереги, талисманы, амулеты сделанные с любовью своими руками несут доброту и душевное тепло, которые вы передадите вместе с сувениром своим близким и друзьям.

А теперь обратимся к символике оберегов.

Древнейшим домашним оберегом считается веник. На веничке – домовушке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия.

Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, горе и напасти.

Великое множество примет поверий связано с веником. Издавна существовал обычай обметать специальным веником – оберегом все углы по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней и аккуратней, тем большей силой обладает. Если в дом приходили напасти, обрядовый веник, вобравший в себя всю отрицательную энергетику, закапывали на перекрестке, чтобы все беды ушли в землю и не перешли к другим людям.

Веники – обереги бросали вслед человеку, обладающему «дурным глазом», ими обметали больного, мели дорогу жениху и невесте, ставили у изголовья кровати роженицы и у колыбели младенца. Использовал такие веники и в обрядах для богатого урожая, удачного теста для выпечки хлеба и прочих хозяйственных нужд.

Сделанный своим руками веник – оберег создаст в вашем доме позитивный настрой, поможет быстро справиться с домашней работой и подарит хорошее настроение всей семье.

Прежде чем начать работать практически ознакомимся с символикой оберегов:

  • Злаки, бобовые – символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.
  • Лапти – символизируют домашний уют, семейное счастье.
  • Мак, зерна мака – символ исполнения желания, символ долголетия, отгоняет нечистую силу.
  • Красный горький перец – мужское начало, символ мужского здоровья.
  • Шишки – крепость семьи, символ трудолюбия и достижения успеха.
  • Лекарственные травы, ягоды шиповника – символ крепкого здоровья.
  • Лук – оберегает семью от слез, отгоняет нечистую силу.
  • Ягоды рябины – символ женской молодости, красоты.
  • Бессмертник – символ долголетия.
  • Мешковина – изобилие, достаток в доме.
  • Тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала.
  • Хлеб – всему голова – согласие и достаток в доме, да будет дом гостеприимным.
  • Лавровый лист – слава, успех.
  • Плетение – символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми.
  • Солнце» цветок подсолнуха – главный славянский оберег, славяне – дети солнца.
  • Семена подсолнуха – здоровье детей в доме.
  • Семя – зарождение новой жизни.
  • Кувшин – символ воды, полная чаша в доме.
  • Яйцо – продолжение рода.
  • Кукуруза – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание.
  • Метла – выметает из избы ссоры.
  • Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы, болезни, горе и напасти.
  • Веник, направленный вверх, к деньгам.
  • Орех – символ умственной силы, мудрости и здоровья.
  • Туя – вечная молодость.
  • Домик – символ семьи.
  • Мельница – перемелется – мука будет.
  • Крупа – мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой, достаток в доме.
  • Колосья, ягоды, дары природы – урожай в хозяйстве.
  • Коса, венок – символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.
  • Монетка – копейка рубль бережет, успех в делах.
  • Горшочки с кашей и молоком – достаток.
  • Фигурки мужчины и женщины, перевязанные ниточкой, – любовь, неразрывность уз.
  • Петушок сахарный – чтобы в доме звучал радостный детский смех.
  • Чеснок и перец – изгоняют нечистую силу, символ женской красоты и молодости.
  • Домашняя выпечка – символизирует хлебосольность.
  • Мешочек с можжевельником – чистоту мыслей.
  • Горох, фасоль – мир и дружбу.
  • Бобовые – символ достатка, сытности, физической силы.
  • Мешок – символ богатства.
  • Полотно – счастье в доме.
  • Узелок – оберегает от скандалов в доме.
  • Гнездо – продолжение рода.
  • Бублик – непрерывность кольцо, символ крепкой семьи.
  • Жаворонки – символ плодородия, деторождения.
  • Лыко – здоровье ног.
  • Подкова – удача, счастье,
  • фрукты, ягоды – рог изобилия.
  • Цветок – символ солнца.
  • Цветы – комфорт, уют.

3. Практическая работа.

Перед вами лежит инструкция с описанием символов. Вы должны ознакомиться с ней, выбрать тему для своей работы. Главный символом славян является СОЛНЦЕ (круг), так как считалось что славяне это дети солнца.

Так же следует обратить внимание, куда будет направлен ваш веник: вверх или вниз. Изучая символику оберегов нужно подобрать природный материал принесенный вами заранее.

Начинаем работу с оберегом. Выкладываем необходимый материл на веничек, создавая композицию. Не перегружайте ее лишними деталями.

Далее нужно утвердить план раскладки с преподавателем.

Если композиция составлена грамотно, начинаем приклеивать материал с помощью клея ПВА, не нарушая раскладки.

Оставляем веничек на просушивание (не менее 12 часов).

Работа учащихся в рабочих тетрадях: следует зарисовать композицию оберега и описать символы, примененные в работе.

4. Итоговый контроль знаний и умений.

Вот и подошел к концу наш урок. Вопросы к учащимся:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что такое оберег, для чего его используют?
  3. Главный символ славян - …?
  4. Что означает веник направленный вверх или вниз?
  5. Какие приметы связаны с веничком – оберегом?

5. Итог.

Мы с вами познакомились с преданиями старины, с народными поверьями и приметами. Изучили символику оберегов и научились делать веничек – домовушку.

Теперь вы знаете, какое значение предавали наши предки дому, очагу, культу дома.

Домашнее задание: пофантазируйте и напишите рассказ, как ваш веничек – оберег мог бы повлиять на членов вашей семьи и отчего оберегал бы ваш дом. Куда бы вы его повесили или поставили, и почему? Работу оформить в тетрадях. На следующем уроке мы выберем лучший рассказ и веничек – оберег.

Выставить оценки учащимся, выбрать лучшие работы, разобрать общие ошибки.

Убрать рабочие места.

Приложение. Фото к уроку.