Урок "Международные отношения и политическая карта Европы"

Разделы: География


Программа: Для общеобразовательных учреждений, Изд-во «Просвещение», 2002, а также авторская, составленная для профильного класса.

Базовый учебник: В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2005. – 400 с.

Предмет: Экономическая и социальная география мира.

Класс: 11-й Социально-экономический

Тип урока: семинар с использованием ИКТ и ресурсов Интернет

Оборудование: компьютер, проектор, экран, программа Microsoft PowerPoint, ресурсы Интернет, политическая карта мира, раздаточный материал.

Цели и задачи урока: показать влияние международных организаций на решение военно-политических, экономических и территориальных конфликтов /на примере Ирака и Грузии/. Продолжить формирование ключевых компетенций, через:

  • работу с тестовым и картографическим материалом;
  • оценку политико-географической обстановки в регионе на основе информации Интернет;
  • умение вести дискуссию;
  • перевод теоретической информации в картографическую;
  • умение делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие гостей, коллег, учащихся).

II. Акцентуация понятия – «международные отношения»

III. Ознакомление учащихся с планом урока:

  1. Постановка целей и задач.
  2. ПКЕ и Международные организации /проверка знаний/.
  3. «Горячие точки» планеты /теоретический аспект/.
  4. Работа с материалами СМИ и Интернет /практический аспект/.
  5. Выводы по теме.
  6. Домашнее задание.

IV. Проверка знаний:

Тест, на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2007/2008 гг. (см. приложение 1, к уроку).

V. Теоретический аспект (слово учителя):

  1. Политическая карта является отражением многообразных процессов, происходящих на нашей планете. Естественно, что в процессе развития возникают противоречия и проблемы различного характера — политические, экономические, этнические, религиозные и территориальные.
  2. Большинство проблем удаётся решить путём переговоров, компромиссов. Однако часто ситуация обостряется, приобретая характер серьёзного конфликта. Некоторые конфликты пытаются разрешить силой, т.е. вооружённым путём.
  3. Количество серьёзных конфликтов (или «горячих точек») в конце XX в. достигло 150. Для понимания сути этих многочисленных конфликтов необходимо их систематизировать (или классифицировать).

Классификация конфликтов

«Горячие точки» планеты, причины их порождающие

VI. Практический аспект /работа учащихся/:

ЗАДАНИЕ: используя Интернет-ресурсы (выборка статей официальных изданий о Иракском и Грузино-Осетинском конфликтах), заполнить таблицу и составить картосхему, отражающую участие международных организаций, преимущественно европейских, в решении данных проблем, с отдельным выделением личной выгоды каждой.

Работа в парах:

а) один ученик работает с табличным материалом (см. приложение 2, к уроку);

б) второй ученик работает с картографическим материалом (см. приложение 2, к уроку).

Учитель, в логическом порядке открывает ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие официальную информацию СМИ, по данным проблемам.

  1. info@inosmi.ru. – «ЕС: в грузинском вопросе до санкций не дойдет» ("The Times", Великобритания);
  1. - «Европа как миротворец» ("Информационно-аналитического портала "ЕВРАЗИЯ.org");
  2. «ЕС и Ирак обсудили возможность поставок иракского газа в Европу», официальный сайт о Европе и европейцах;
  3.  - «Пауэлл - о роли ООН в Ираке»;
  4. Там же - «ЕС за "центральную роль" ООН в Ираке»;
  5. www.konflikt.ru – «ЕС готов оказать помощь жертвам войны в Ираке»;
  6. www.fom.ru – «База данных ФОМ» (социологический опрос «Ситуация вокруг Ирака»);

VII. Выводы по теме (учитель-ученик):

  1. Государство, действующее в одиночку или совместно с немногими дружественными странами, вряд ли будет обладать наиболее взвешенными и объективными оценками происходящего, в целях урегулирования последствий конфликта.
  2. Одностороннее вмешательство затрудняет распределение ответственности (как об этом свидетельствует постепенное размывание даже той коалиции ограниченного состава, которая оказала поддержку США в Ираке).
  3. Любые будущие военные акции, выходящие за пределы довольно строгого и традиционного определения понятия «самооборона», должны проводиться только при условии получения на них международно-согласованного мандата от ООН.
  4. Важно, чтобы в нынешний момент мировой истории подобные принципы были выработаны и приняты всеми ведущими государствами мира, так как число государств, обладающих избыточной военной мощью для совершения интервенций растет и будет продолжать увеличиваться – наряду с увеличением числа возможных предлогов для вмешательства по мере того, как государства сталкиваются с расширением вероятных угроз своим жизненным интересам.

VIII. Домашнее задание.

  1. На основе ресурсов Интернет, заполнить графу «Участие организации в решении Грузино-Осетинского конфликта»;
  2. Составление картосхемы по Грузино-Осетинскому конфликту.