Разработка обучающей презентации для проведения уроков математики по теме "Решение текстовых задач"

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

Образовательные

  • Совершенствование навыков учащихся по решению текстовых задач.
  • Активизация учебной деятельности учащихся.
  • Дифференцирование урока.

Развивающие

  • Развитие внимания, мышления, памяти, умения делать выводы на основе полученных знаний.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Формирование основ научного мировоззрения.
  • Расширение кругозора учащихся.

Воспитательные

  • Развитие интереса к предмету.

Технические требования: Microsoft Office PowerPoint 2003.

Программа PowerPoint входит в состав Microsoft Office и предназначена для создания и демонстрации презентаций. Современные информационные технологии позволяют достаточно легко соединить текстовую, числовую, звуковую информацию. Творческий подход к оформлению может быть реализован наличием эффектов анимации, возможностью озвучить, сопроводить музыкой практически любую работу.

Программа PowerPoint очень проста в обращении, содержит большое количество готовых компонентов и шаблонов-полуфабрикатов, что позволяет качественно работать даже людям с начальным уровнем компьютерной подготовки. Создание презентаций с помощью PowerPoint не требует специальной подготовки и больших временных затрат, их можно использовать на любых уроках. При этом учащиеся работают индивидуально или учитель использует проектор. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны. Кроме информации, для демонстрации в презентацию могут быть внесены пояснения, которые напомнят или помогут понять, как работать с программой, и для чего она создана. Программу PowerPoint можно использовать не только для презентации ярких иллюстраций к уроку, но и для создания инструктивных карточек при выполнении лабораторных работ, карточек-заданий для проверки знаний. Сюда, кроме текстовой информации, могут быть внесены схемы, таблицы, рисунки. Такие карточки помогают детям сосредоточиться на выполнении задания, они успевают на уроке выполнить больший объем работы, при этом время урока используется наиболее эффективно.

С термином "задача" люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения, оборона страны и т.п.), задачи определённых коллективов и групп (сооружение объектов, выпуск литературы и т.п.), а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями.

Математические задачи являются одной из главных составляющих содержания учебного предмета математика.

В процессе решения задач у учащихся вырабатываются умения применять теоретические знания на практике, выделять общие способы решения, переносить их на новые задачи. Отдельная задача может нести в себе различную информацию из различных областей знаний, расширять кругозор, воздействовать на познавательные возможности. Решение задач позволяет учащимся воспитывать в себе настойчивость, трудолюбие, активность, самостоятельность; формирует познавательный интерес; развивает внимание, мышление, память, воображение; помогает вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, воспитывать достоинство личности. Поэтому решение задач является основной деятельностью при обучении математике.

Проблема решения и чисто математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, изучается издавна. Однако до настоящего времени нет общепринятой трактовки самого понятия "задача". Термин "задача" употребляется достаточно широко. Задачу понимают и как проблему, которую требуется решить, и как проблемную ситуацию.

Решить задачу в широком смысле этого слова - это значит раскрыть связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами; определить последовательность применения общих положений математики (правил, законов, формул и т.п.); выполнить действия над данными задачи, используя общие положения; получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения.

В сложившейся практике обучения термин "решение задачи" применяется в трёх различных случаях:

  • решение задачи как план (способ, метод) осуществления требования задачи;
  • решение задачи как процесс выполнения плана;
  • решение задачи как результат выполнения плана.

Таким образом, процесс решения задачи носит субъективный характер и определяется различными факторами.

В процессе решения текстовой задачи выделяют следующие этапы работы:

Анализ текста задачи

Цель этапа - выделение объективного содержания задачи, условия, требования; создание краткой записи, схемы, чертежа, если это требуется решающему.

Поиск способа решения задачи и составление плана

Цель этапа - создание плана решения задачи, который может быть представлен в виде устного или письменного текста, а также в виде модели или поисковой схемы.

Реализация плана решения

Цель этапа - найти ответ на требование задачи.

Проверка решения задачи и запись ответа

Цель этапа - убедиться, что решение и ответ удовлетворяют всем требованиям задачи. Проверку можно проводить по смыслу - существуют ли объекты с описанными и полученными свойствами. Также необходимо проверить правильность выполнения математических и логических операций.

Изучение найденного решения (этап рефлексии)

Этап предполагает обобщение и систематизацию полученного опыта, рефлексию, осознание того, как и с помощью каких процедур была решена данная задача. Полезно установить, нет ли другого, более рационального способа решения.

В некоторых случаях проводится исследование задачи - установление условий, при которых задача имеет решение и сколько различных решений может иметь задача; а также установление условий, при которых задача вообще не имеет решений.

В разработанной презентации на примере конкретной задачи рассмотрен каждый этап её решения. Каждый этап размещён на отдельном слайде. Все слайды снабжены кнопкой возврата к этапам решения задачи и к тексту задачи, что позволяет при необходимости вернуться к необходимым слайдам.

Потребность в выполнении всех пяти этапов решения задачи необходимо воспитывать у ребёнка. Выделенные этапы представляют норму деятельности человека по решению задач. Они служат той ориентировочной основой, опираясь на которую учитель управляет действиями учащихся по формированию способов решения задач. Каждый этап имеет свои ориентиры, руководствуясь которыми учитель формирует у учащихся компоненты общего умения решать задачи. Данная презентация напрямую способствует формированию этого умения.

Помимо этапов решения, в презентации присутствуют задачи по конкретным темам, которые могут быть предложены учащимся. Задачи на разные темы помещены на отдельных слайдах. Каждый слайд снабжён кнопкой возврата к списку тем. Это позволяет использовать данную презентацию при изучении различных тем в 5-м классе. Список задач может быть дополнен или при необходимости изменён. Задачи могут быть предложены учащимся в качестве самостоятельного решения или ученики могут решать их совместно с учителем (в зависимости от целей конкретного урока).

Данная презентация может быть использована на уроках математики в 5-м классе при изучении темы: "Решение задач", как в течение всего учебного года (например, при изучении нового материала), так и при итоговом повторении. Список задач при необходимости может быть изменён или дополнен. Учащимся может быть предложена самостоятельная работа с презентацией (презентация удобна в обращении) или учитель может использовать проектор и демонстрировать её всему классу.

Литература:

  1. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 288 с.
  2. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Ч I, II. - М.: Просвещение, 1977. - 254 с.
  3. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 207 с.
  4. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для ВУЗов. - М.: Дрофа, 2005. - 416 с.: ил.
  5. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах: Книга для учителя. - 3-е изд., дораб. - М.: ООО "ТИД Русское слово-РС", 2002. - 208 с.: ил.

Приложение.