Школьная дружба (урок кубановедения)

Разделы: Начальная школа


Направление: духовно-нравственное воспитание.

Цели урока:

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»;
  • воспитание чувства любви и уважения к своим друзьям;
  • сплочение коллектива учащихся;
  • познакомить с истинным толкованием слова «дружба»;
  • определить ценность дружбы;
  • учить слушать, понимать и помогать друг другу;
  • на примере прочитанных рассказов, стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
  • развивать связную речь учащихся;
  • учить высказывать свое мнение о проблеме, учить рассуждать, доказывать;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование (проектор, экран);
  • магнитофон;
  • пословицы о дружбе (на плакатах на доске): «С другом веселее при удаче, легче в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Один за всех, и все за одного», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги!», «Старый друг лучше новых двух», «Друг познаётся в беде», «Недруг поддакивает, а друг спорит»;
  • стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова;
  • рассказы Н. Найденовой и Н. Кошелевой;
  • песня из мультфильма "Тимка и Димка» слова М. Пляцковского, музыка Б.Савельева;
  • толковый словарь С.И. Ожегова.

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Объяснение нового материала
    2.1. Постановка целей урока
    2.2. Вступительная беседа
    2.3. Изложение нового материала
    2.4. Физминутка
    2.5. Продолжение темы
    2.6. Ситуативный практикум
    2.7. Рисунок друга
    2.8. Законы дружбы
  3. Итог урока
    3.1. Опрос
    3.2. Исполнение песни «Дружба». Оценивание работы детей
    3.3. Дополнительные вопросы

Ход урока 

I. Организационный момент

Слайд 1 (Презентация)

(Проверка готовности учащихся к уроку).

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рисовать
И о дружбе рассуждать.

– Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

II. Объяснение нового материала

2.1. Постановка цели урока

– Дорогие, ребята! Сегодня на уроке кубановедения мы с вами поговорим о том, что такое дружба, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце урока составим «Законы дружбы».

– А сейчас послушайте отрывок из замечательного стихотворения С.В. Михалкова.

(На доске эпиграф): Слайд 2

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
С.В. Михалков

2.2. Вступительная беседа

– Ребята, дружба – это умение помогать другим людям, прислушиваться к их мнению и советам.

Жил такой умный человек, который собирал русские слова и объяснял их значение, а потом выпустил книгу и назвал ее – «Толковый словарь» (показать словарь) – это Сергей Иванович Ожегов, он говорил, что «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах»

– А есть у вас в классе верный друг?

– Что вам нравиться в вашем друге?

– За что вы иногда обижаетесь на друга?

– Помогали ли вы друг другу в трудную минуту?

– А может у человека быть несколько друзей?

Молодцы! Действительно у человека может быть много друзей.

– А кто-нибудь из вас знает стихотворение о друге?

Другу всегда помогу я в беде
С другом я буду всегда и везде.
Друга не брошу и не прeдам
Даже игрушку свою ему дам.

– Замечательное, доброе стихотворение.

2.3. Изложение нового материала

Учиться жить дружно среди людей, в классном коллективе очень важно. Если вы хотите прожить хорошую и интересную жизнь необходимо дружить.

В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем её сила и почему ею надо дорожить.

Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Вот некоторые из них: Слайд 3

С другом веселее при удаче, легче в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех, и все за одного.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги!
Старый друг лучше новых двух.
Друг познаётся в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.

– Вы молодцы. Все пословицы и поговорки поняли и объяснили правильно.

– Как жил бы человек без друзей? Какие поступки совершал? Неизвестно.

Без друзей очень трудно жить человеку, потому что ему одиноко.

Многие поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы о дружбе, а сейчас Георгий и Славик прочитают вам стихотворение замечательного детского поэта С.В. Михалкова.

«Мы с приятелем»
Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!
Мы такие с ним друзья – куда он, туда и я!
Мы имеем по карманам: две резинки, два крючка!
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке, два тяжёлых пятачка.
Мы живём в одной квартире, все соседи знают нас.
Только мне звонить – четыре, а ему – двенадцать раз.
И живут в квартире с нами два ужа и два ежа,
Целый день поют над нами два приятеля – чижа.
И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме все двенадцать этажей.

– Вам понравилось стихотворение? Молодцы, мальчики.

– Ребята, посмотрите на картинку. Кого вы видите?

– Как выглядят эти детки? Слайд 4

– Все ли они одинаковые?

– А чем они отличаются?

Все мы похожи друг на друга, но у нас есть и отличия – это национальность.

– Кто из вас знает, какой он национальности?

Но ведь разные национальности не мешают вам быть друзьями, ведь вы любите и уважаете друг друга.

В нашей школе еще больше детей разных национальностей. Это: адыги, армяне, грузины, таджики, осетины, русские и другие, но все вы учитесь в одной школе и являетесь большой и дружной семьёй.

Мы живём на Кубани, в городе Краснодаре. И в нашем крае очень много людей и значит еще больше национальностей, но все живут дружно. У каждой национальности есть свои обычаи, свои костюмы. Посмотрите, какие они нарядные и красивые.

Некоторые из них вы могли видеть на концертах, по телевизору. Слайд 4-8

– Вам понравились костюмы? Это костюмы праздничные и конечно их не носят каждый день. (включить слайд 9) Слайд 9

Сейчас я вам расскажу легенду о дружбе, автор – Н. Найденова. Послушайте её внимательно.

Когда-то давным-давно на Земле существовала удивительная страна, в которой жили все люди Земли. Эта страна была прекрасна и богата реками, озерами, зелеными лесами и величественными горами. Люди жили между собой очень дружно. Они все говорили на одном языке, а очень часто понимали друг друга и без слов; они вместе строили прекрасные дома, проводили веселые праздники, вместе работали и вместе отдыхали. Они никогда не ссорились.

Однажды в эту страну прилетели четыре волшебника с разных островов Земли. Им очень понравилось, что люди такие добрые и дружные, и каждый захотел, чтобы на их островах тоже жили такие люди и создавали прекрасные творения. Каждый волшебник приглашал людей жить именно на свой остров и предлагал за это волшебные сокровища.

Первый волшебник обещал научить переселенцев на свой остров парить в небесах, понимать язык птиц.

Второй волшебник обещал научить людей плавать, как рыбы, и погружаться в глубины океана.

Третий обещал раскрыть тайны и секреты растений.

Четвертый предлагал людям стать властителями огня.

Долго люди шли в чужие земли. Добравшись до места, они (переселенцы) стали осваивать свои острова.

С тех пор на Земле появилось четыре народа, четыре страны. На одном острове жили люди-птицы, которые могли свободно летать и наблюдать с высоты красоту Земли.

На втором острове жили люди-амфибии, которые с удовольствием погружались в океанские глубины, где могли общаться с рыбами и знакомиться с богатствами подводного мира.

На третьем острове жили люди-друиды, которые с помощью растений научились укрываться от холода и жары, создали из разных ягод и трав эликсир здоровья и долголетия.

На четвертом острове жили люди – повелители огня. Они научились управлять силой огня и строить быстрые огнелеты, возводить с помощью огня прочные замки. Люди этих стран были сильны и могущественны, но очень часто они вспоминали с тоской о своей родине и о друзьях, с которыми расстались.

И однажды люди-птицы, люди-амфибии, люди-друиды, люди – повелители огня решили вернуться к себе на родину, в свою страну. Наступил день, когда они все встретились на родной земле и бросились друг к другу навстречу с объятьями, чтобы выразить радость встречи и поделиться новыми знаниями. Но оказалось, что за время, которое они жили далеко от родного места, они стали говорить на разных языках и разучились понимать друг друга. И теперь, для того чтобы стать счастливыми, им нужно научиться понимать друг друга. Для того чтобы жить вместе, людям необходимо открыть секрет понимания и дружбы, секрет взаимовыручки и доверия. Только этот секрет поможет им вспомнить их родной язык и опять жить в любви и согласии.

– Почему люди захотели вернуться в родную страну? (Им не хватало друзей, общения, они скучали друг за другом)

2.4. Физминутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

– Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.

2.5. Продолжение новой темы

– Ребята, а каким должен быть друг?

У многих людей нет друзей, потому что они сами не готовы дружить, они требуют от друга много, а сами ничего для него не делают.

Детский поэт Яков Лазаревич Аким написал много стихов о дружбе, сейчас послушайте одно из них, подумайте, а потом скажите: можно ли про вас так же сказать?

«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!
Жадину я ни о чём не прошу,
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его.
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу!

– Понравилось стихотворение?

– Кто узнал в нем себя?

Нет у нас таких, вы молодцы, всем делитесь со своими друзьями.

2.6. Ситуативный практикум

Сейчас мы узнаем, какие вы друзья. Я задам вам вопрос, а вы должны будете мне на него ответить.

  1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?
  2. Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы поступите?

Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.

2.7. Рисунок друга.

– У каждого из вас на парте лежит фигурка мальчика или девочки - это ваши друзья. Подумайте, вспомните своих друзей и дорисуйте фигурки. (хожу по классу)

– А сейчас, давайте поселим всех ваших друзей на нашу полянку.

– Посмотрите, какая веселая, красивая и ДРУЖНАЯ компания.

Мы слушали стихи о дружбе, а сейчас послушайте рассказ Натальи Кошелевой, который так и называется «Друзья»

– Послушайте его и ответьте на вопрос.

“Друзья”.

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

– Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, - сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Настоящий друг никогда не будет менять друзей ради игрушек, если он так поступает, значит, он не настоящий друг.

Мы не можем заставлять друзей делать все по нашему, а должны помогать друг другу.

2.8. «Законы дружбы» Слайд 10

Какие «Законы дружбы мы могли бы составить»?

Повесим эти законы в нашем классном уголке и постараемся соблюдать их:

  • Не выдавай чужие секреты;
  • Всегда будь честным с другом;
  • Не бойся попросить прощения;
  • Не груби;
  • Не меняй друзей;
  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.

Молодцы! Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет рядом.

Замечательный детский поэт – Сергей Владимирович Михалков написал очень « красивое» стихотворение о дружбе, вот отрывок из него, давайте прочитаем хором: Слайд 11

Когда живется дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.

– Как надо жить? Запомните это.

III. Итог урока

– Кто такой друг?

– Каким должен быть настоящий друг?

Продолжите:

Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, …

Друзья не должны быть: злыми, лживыми, …

– Что же в дружбе главное, о чем надо всегда помнить?

Дружба бывает крепкой, верной, настоящей, если у людей одинаковые интересы, им нравятся одинаковые игры, если они добры.

– Молодцы ребята!

– Вам понравился урок?

– Узнаете музыку?

Давайте дружно споем отрывок из песни: Слайд 12

«Настоящий друг»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг!
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг!

– Все вы сегодня молодцы. Вы хорошо и дружно работали. Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.

Дополнительные вопросы

– А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей.

– Кто этот герой?

– Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

– Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?

– Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть, и по каким законам жить в Доме Дружбы.