Школа как образовательное пространство индивидуального самоопределения учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Сельская школа имеет особую специфику, заключающуюся в том, что она  призвана давать своим выпускникам универсальные знания и компетенции. А вызвано это рядом причин и наметившихся в последнее время тенденций. Наиболее актуальными для нашей школы  являются следующие:

  • отсутствие альтернативных форм и видов образовательных услуг, позволяющих получить полное среднее образование;
  • большая информированность участников образовательного процесса друг о друге в связи с такой особенностью сельской местности как узость социума, с одной стороны, и несколько ограниченный доступ к  необходимой информации в целом, с другой;
  • нацеленность выпускников школы на невозвращение в село после завершения профессионального образования из-за невостребованности на рынке труда;
  • наличие в контингенте учащихся детей из детского дома и приюта, причем в подавляющем большинстве своем имеющих живых родителей, отказавшихся от их воспитания;
  • многонациональность детского коллектива, что достаточно выпукло обозначает проблему воспитания толерантности в их взаимоотношениях сокращение общего контингента детей и, как следствие, сокращение классов-комплектов, что создает проблемы в осуществлении внешней дифференциации обучения и оказании  образовательных услуг профильного плана.

Не менее важным поводом для модернизации образовательного процесса является также  государственный и социальный заказ на формирование личности выпускника общеобразовательной школы с новыми качествами, где приоритеты отдаются овладению ими универсальными учебными действиями, которые  перерастая в ключевые  надпредметные компетенции, становятся основой конкурентоспособности молодого человека, делают его успешной личностью, способной безболезненно адаптироваться в быстроменяющемся мире. Эта ситуация ставит учителя перед необходимостью меняться как психологически, так и профессионально, переходить на субъектно-субъектные отношения с обучающимися. Чтобы эта проблема была решена успешно, необходимо продумать систему повышения профессионального мастерства учителя. Мы считаем, что решение этого вопроса возможно при грамотном выстраивании системы методической работы при координирующей  роли руководящих  структур школы.
Исходя из вышеизложенного, мы  определяем роль и место школы в образовательной сфере села и района, приводим систему образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.

Одним из путей достижения этой цели  в условиях нашего образовательного учреждения  является создание и реализация Программы развития школы «Школа как образовательное пространство индивидуального самоопределения учащихся» и положенных в ее основу авторских инновационных программ, согласованных между собой в целях и задачах и ориентированных на формирование успешной личности:

  • Программа информатизации «МОУ Фершампенуазская СОШ в проекте «Информатизация системы образования».
  • Программа «Организация проектной деятельности учащихся и педагогов».
  • Программа развития социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы.
  • Программа предпрофильной подготовки на основной ступени школы (9 класс) МОУ Фершампенуазская СОШ с использованием образовательного потенциала сайта профориентации.
  •  Программа по созданию и реализации электронной коллекции Интернет-музея «Родной край «Традиционная культура нагайбаков».
  • Программа дистанционного  обучения в условиях общеобразовательной школы.
  • Программа воспитательной работы «Звездный мир».
  • Программа «Формирование навыков и способностей для безопасной жизнедеятельности школы».
  • Программа здоровьесбережения «Я выбираю здоровый образ жизни».

Цель Программы развития: создание условий для личностного самоопределения учащихся, формирование у них общегражданских, профессиональных, социальных, общекультурных компетенций.

Задачи Программы развития:

  • изменить управление образовательным учреждением в пользу создания положительной мотивации педагогов (появление служб, которые в состоянии помочь учителю в профессиональном росте) и привлечение к управлению общественных организаций;
  • модернизировать систему методической службы школы в части проявления субъектной позиции педагога в процессе профессионального роста;
  • обеспечить создание образовательной среды, отвечающей образовательным запросам учащихся и их родителей;
  • использовать возможности информационно-образовательной среды школы для обучения в соответствии с индивидуальной траекторией развития каждого ученика;
  • продолжить работу по организации профильного и предпрофильного обучения, предполагающих успешное профессиональное самоопределение учащихся и социализацию;
  • создать воспитательную систему в школе, направленную на формирование  социальной ответственности, толерантности, патриотизма, семейной успешности;
  • добиться стабилизации состояния здоровья учащихся, постоянно вести мониторинговые наблюдения динамики итогов углубленного медицинского осмотра и соответствующую работу по коррекции отклонений в состоянии здоровья детей.

Учитывая имеющиеся тенденции в развитии образовательного учреждения, прогнозируем изменения, которые, на наш взгляд, должны материализоваться в следующее:

  • условия, обеспечивающие формирование у выпускников школы общегражданских, профессиональных, социальных и общекультурных компетенций;
  • мотивированность учителя на постоянный рост профессионального мастерства, самосовершенствование и саморазвитие, как неотъемлемого условия для  развития  ученика как успешной  личности;
  • условия для осуществления преемственности между всеми ступенями образования;
  • своевременное выявление детской одаренности и развитие потенциальных способностей одаренных детей;
  • интеграция  учебной и воспитательной составляющих предметов учебного плана как средства успешной социализации учащихся;
  • сохранность соматического и психического здоровья учащихся и педагогических работников.

Стратегическая системообразующая педагогическая идея деятельности и развития школы предполагает нацеленность на главное –  переход от «знаниевого типа»  обучения к «компетентностному», т.е. комплексному развитию способностей личности в образовательной среде школы путем постепенного внедрения «педагогики успеха»  каждого субъекта образовательного процесса. Её достижение будет проходить через поэтапное внедрение тактических образовательных идей:

  • подготовка учащихся к жизни в новых социально-экономических условиях;
  • ориентация образования на общечеловеческие ценности и нравственные нормы;
  • построение  собственной системы ценностей личности, коллектива, общественно-социальных отношений;
  • освоение и развитие культурных форм взаимодействия друг с другом;
  • овладение культурой мышления;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, их личностного и профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации;
  • создание гибкой, вариативной, открытой образовательной среды, отвечающей динамике образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах, потребностям общества и государства и обеспечивающей непрерывность образования личности;
  • формирование и развитие у школьников навыков самостоятельного добывания и  анализа информации для решения проблем в разных ситуациях (в урочное и внеурочное время), максимально приближенных к взрослой жизни;
  • создание комфортного психологического климата для всех участников образовательного процесса.

Учитывая особенности школы, социального заказа родительской общественности, образовательных запросов учащихся, определяем  миссию образовательного учреждения, которая будет заключаться в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полноценное развитие индивидуальных способностей каждого школьника, свободу, продуктивное общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, администрации), психологический комфорт, высокий творческий настрой и мотивацию учения и других видов деятельности.

Предполагаем, что успешно выполнить свою миссию школа сможет в том случае, если вместе с обеспечением обучающимся базовой и профильной  подготовки, попытается выйти за рамки обязательного минимума содержания образования. Убеждены, что в нашем случае это может быть  организация  деятельности учащихся  через реализацию инновационных программ, которые разработаны авторскими группами учителей и руководителей школы. В их основе заложена интеграция практикуемых в школе образовательных технологий, в том числе информационных. Все они ориентированы на удовлетворение образовательных запросов учащихся и их родителей,  на формирование универсальных учебных действий, перерастающих в надпредметные компетенции, необходимые человеку для личностного самоопределения.  О востребованности этих программ свидетельствуют и результаты диагностики образовательных запросов учащихся и их родителей. Так, анкетирование  вышеназванных респондентов (5-11 классы) выявило следующее:

  • востребованность в овладении навыками самостоятельного поиска информации и ее практическом использовании – 95%;
  • желание самоопределиться в выборе будущей профессии – 89%;
  • потребность в приобретении социального опыта в успешной адаптации в социуме – 78%;
  • желание получить навыки практического применения знаний, умений и навыков, полученных в образовательном процессе – 90%;
  • востребованность навыков выбора поведения в чрезвычайных ситуациях – 100%;
  • желание приобрести жизненно необходимые качества характера, создающие ситуацию успеха в работе командой единомышленников – 98%.

По результатам  данной диагностики были обозначены проблемы, созданы творческие группы педагогов, прописан круг функциональных обязанностей и разработаны инновационные программы, в каждой из которых в обязательном порядке предусмотрен мониторинг успешности ее реализации.  Разработанные программы реализуются в рамках инвариантной и вариативной частей учебного плана. Цели, задачи и ожидаемые результаты некоторых программ описаны ниже.

Программа информатизации образовательного учреждения «Информатизация системы образования»

Цель: создание единой информационной среды образовательного учреждения как системы,

  • предполагающей наличие нормативно-организационной базы, полноценного технического и методического сопровождения;
  • обеспечивающей доступность качественных образовательных услуг для всех учащихся, благоприятные условия для активной учебной работы по поиску и использованию необходимой информации, а также поддержку развития творческой работы педагогов;
  • обеспечивающей автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен.

Ожидаемые результаты:

  • нормативно-правовое  обеспечение информатизации образовательного учреждения; потенциал педагогических и руководящих работников, владеющих информационными технологиями (100%), способных разрабатывать инновационные учебно-методические комплексы, в том числе на основе цифровых образовательных ресурсов 50%);
  • образовательные программы и электронные учебные материалы нового поколения;
  • сетевое взаимодействие следующих участников образовательного процесса;
  • качество результатов обучения (50%).

Сроки реализации: 2007-2008 г.г.

В рамках реализации Программы информатизации предполагается работа над девятью проектами, которые ежегодно конкретизируются планами работ, предусматривающие мероприятия, ориентированные на достижение целей проектов.

Программа «Организация проектной деятельности учащихся и педагогов»

Цель: внедрение проектного метода в образовательный процесс как одного из средств организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности учащихся и роста профессионального мастерства педагогов.

Задачи программы:

  • разработать модель системы проектного обучения в школе;
  • проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  • выявить методические условия, способствующие организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности школьников в рамках проектного обучения;
  • создать методическое пособие с рекомендациями для педагогов, решивших освоить проектный метод «Из опыта работы»;
  • развивать у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу;
  • обеспечить условия  для успешной  социализации учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций.

Ожидаемые результаты (предполагается создание условий для) :

  • обогащения жизненного опыта всех участников процесса обучения;
  • самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений
  • овладения учащимися опытом совместного решения проблем;
  • организации опытно-поисковой работы педагогов, сотрудников и администрации школы, сочетающих научный поиск в педагогике, психологии, управлении, специальных дисциплинах с учебно-воспитательным процессом.

Сроки реализации: 2007-2010 годы

Программа развития социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

Цели программы:

  • разработка, апробация, обобщение и распространение предложенного варианта модели сетевой организации социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы;
  • постепенная реструктуризация социальных связей общеобразовательной
  • школы и  социума в связи с подготовкой перехода на реализацию сетевой модели социальной практики учащихся (старшее звено общего образования).

Задачи:

  • разработать и внедрить модель сетевой организации социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы и социума;
  • выявить  способности и склонности  учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
  • оказать психолого-педагогическую помощь в осуществлении возможного
  • выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов;
  • создать дидактические комплексы и методические материалы по социальной практике учащихся на основной и старшей ступенях образования;
  • оказать квалифицированную поддержку и помощь в профессиональном самоопределении учащихся;
  • создать и апробировать рабочую модель сетевой организации социальной практики учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы.

Ожидаемые результаты:

  • наличие банка договоров об организации социального партнерства;
  • наличие нормативно-правовой базы организации социальной практики учащихся и социального партнерства МОУ Фершампенуазская СОШ и «потенциальных социальных партнеров»;
  • наличие «Дневника социальной практики учащихся»;
  • наличие банка социальных проектов на школьном сайте;
  • и как следствие, организация социальной практики учащихся в рамках предпрофильной подготовки и развития воспитательной системы МОУ Фершампенуазская СОШ.

Сроки реализации: 2008-2010 годы

Программа по созданию и реализации электронной коллекции Интернет-музея «Родной край «Традиционная культура нагайбаков».

Цель программы: воспитание бережного отношения  к историческому и культурному наследию, воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Задачи:

  • систематизировать имеющиеся в школьном музее материалы средствами ИКТ;
  • обеспечить право свободного доступа к материалам школьного музея;
  • оказывать всемерную поддержку  и развивать творческую работу учителей и учащихся по краеведению;
  • воспитывать подрастающее поколение в традиционной территориальной социокультурной среде;
  • способствовать плодотворному взаимодействию в социуме.

Ожидаемые результаты:

  • создание электронной тематической картотеки имеющихся в музеи материалов;
  • создание сайта Интернет-музея «Родной край» «Традиционная культура нагайбаков»;
  • взаимодействие с другими музеями и социумом;
  • исследовательская работа педагогов и учащихся;
  • создание условий, для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию малочисленного народа нагайбаков, патриота и гражданина России;
  • повышение качества образования учащихся.

Сроки реализации: 2008-2012 годы

Программа дистанционного  обучения в условиях общеобразовательной школы

Цель программы:  внедрение дистанционного  метода в образовательный процесс как одного из средств организации деятельности учащихся, предполагающей решение задач:

  • предоставление возможности получить достойное образование самым разным категориям учащихся;
  • удовлетворение социального  заказа на индивидуальный  (личностно-ориентированный подход) к учащемуся с учетом его потребностей;
  • подготовку кадров специально для дистанционного обучения;
  • разработка научно-теоретических основ дидактики и методики дистанционного обучения;
  • обеспечение учащегося необходимыми материалами для работы в интерактивной среде;
  • разработка программных материалов для разных категорий учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • реализуемая «пространственная независимость» учащегося в процессе  обучения и его большая самостоятельность;
  • индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  • ускоренное образование учащихся;
  • постоянная систематическая работа с информацией вырабатывает необходимые организационные, практические, коммуникативные умения и навыки и развивает мышление и воображение;
  • возможность самообразования  и развития личности.

Сроки реализации: 2007-2010 годы

Программа «Формирование навыков и способностей для безопасной жизнедеятельности школы»

Цели и задачи программы:

  • ознакомление с особенностями постиндустриальной эпохи развития цивилизации;
  •   изучение современного комплекса проблем безопасности и основ теории безопасности;
  •  освоение знаний, умений и навыков обеспечения сбалансированной безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества в современных условиях;
  •  стремление школьников научиться быть безопасными и  овладение ими культурой безопасности.

Ожидаемые результаты:

  • освоение правил и навыков защиты и взаимопомощи, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности, обществу и окружающей природной и техногенной среде в типовых опасных и чрезвычайных ситуациях (в том числе оказания первой медицинской помощи);
  • ознакомление с индивидуальными мерами безопасности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; с мероприятиями, проводимыми государством по защите населения.

Сроки реализации: 2008-2010 годы

Постоянство работы над развитием образовательного учреждения предполагает совершенствование и ведение мониторинга, сохранение и развитие созданных организационных структур, ежегодного прохождения оценки хода реализации и корректировки Программы.

Успешность реализации Программы предполагает выход на следующие индикативные показатели:

  • повышение эффективности всех направлений работы школы через использование возможностей локальной сети, школьного сайта, сети Интернет;
  • увеличение количества педагогических работников, повысивших ИКТ- квалификацию на расширенном уровне, до 50%;
  • обеспечение 100-процентной абсолютной успеваемости учащихся
  • повышение качественной успеваемости  до 50%;
  • рост числа выпускников, поступающих в высшие учебные заведения и далее успешно адаптирующихся в условиях современной рыночной экономики, до 75%;
  • повышение количества выпускников основной ступени школы, продолжающих обучение в 10 классе, до 80%;
  • увеличение количества педагогов и учащихся, получающих необходимые образовательные услуги в дистанционной форме, до 30%;
  • увеличение количества учителей и учащихся, занимающихся проектной деятельностью в рамках межпредметных связей, в том числе с использованием Интернет-ресурсов, до 50%;
  • создание межшкольной системы профильного обучения;
  • создание школы олимпиадного резерва.

Выполнение программы контролируется администрацией школы, Попечительским Советом и Советом школы. Реализация программы рассчитана на 2008-2009 годы. Этапы реализации инновационных программ прописаны внутри самих программ. По завершению каждого этапа предполагается публичный отчет.

Источником финансирования мероприятий Программы являются средства регионального и муниципального бюджета.