"Они знают все" (библиотечный урок)

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель: Познакомить учащихся с различными видами энциклопедий, энциклопедических словарей их спецификой, способами их построения.

Задачи:

  • Научить пользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями.
  • Привитие интереса к справочной литературе.
  • Повторить и закрепить знания учащихся о языковых словарях.
  • Систематизировать знания через мультимедийную презентацию.

Оборудование: энциклопедии, энциклопедические словари, набор вопросов для практической части, таблицы, юла.

I. Вступление.

/Доска/

“Библиотека– это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост”.
А.И.Герцен.

Библиотекарь:

Без книг и других источников информации современное образование невозможно. Значит невозможно оно и без библиотеки. История развития человеческого разума связана с библиотеками.

А что значит слово БИБЛИОТЕКА?

Доска: БИБЛИО – книга

ТЕКА – хранилище

Жизнь заставляет человека получать все новую информацию, накапливать ее и двигаться вперед, добиваться новых знаний, делать новые открытия. В этом помогает справочная литература, энциклопедии. Надо только умело всем пользоваться. Сегодня предлагаю вам подробнее познакомиться с такими источниками информации, как энциклопедии.

Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: “Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему понять все”.

Труды энциклопедического характера были обнаружены в Китае в X–XII в.в. до н.э. Родоначальником европейской энциклопедии считается римский писатель и ученый М.Т.Варрах.

19 век стал периодом создания национальных энциклопедий во многих странах. Укрепились достижения энциклопедистики и в России. Об этом нам расскажут ребята.

1-й ученик:

Первым энциклопедическим трудом можно считать словарь иноземных слов, дошедший до нас в “Кормчей книге”, (1828 г., запись сделана новгородским священником Климентом и объясняла иностранные слова из Евангелий и Псалтырей.) Словарь включал слова в алфавитном порядке.

Позже в Новгороде появился словарь, который толковал слова разговорно-бытового характера, кроме церковно-книжных.

В 16–17вв. в Московском государстве появляется большое количество азбуковников. Они включали понятия из различных отраслей знаний и представляли круг знаний, характерных для средневековья.

2-й ученик:

Конец XVIII века отмечен в России ростом издания словарей и справочников по специальным вопросам:

“Опыт исторического словаря о российских писателях” Н.И.Новикова.1772г.

“Ботанический подробный словарь” А.Мейера.1781г.

“Географический словарь Российского государства”Л.М.Максимовича.1788г“Сельский лечебник, или словарь врачевания” М.Д.Чулкова.1789г.

“Лексикон Российский”В.Н.Татищева – незаконченный труд – первая попытка создания национальной энциклопедии.

“Русский энциклопедический словарь” в 16 томах.

3-й ученик:

“Энциклопедический словарь” Ф.Брокгауза и И.А Ефрона в 82 томах + 4 тома дополнений – самая крупная из всех дореволюционных энциклопедий. Этот словарь имел богатый справочный аппарат и пользовался большим спросом. После 1917 года энциклопедическое дело в России получило широкое распространение.

Были выпущены:

“Крестьянская сельскохозяйственная энциклопедия”, 7 т.

“Торговая энциклопедия”, 3т.

В феврале было создано специальное издательство “Советская энциклопедия”, выпустившее:

“Большую Советскую энциклопедию”(1 издание в 66 томах, 2 издание в 51 т.3 издание в 30 т.);

“Малую Советскую энциклопедию”;

“Мифы народов мира”;

“Русские писатели”– многотомный библиографический словарь и многие другие издания.

Библиотекарь:

Но ни в одной стране мира не было энциклопедии для любознательных детей 9–10 лет. Такая книга вышла в России в 1969г. в 2 томах, а позднее в 3томах. Ее название придумал Л.Кассиль “Что такое? Кто такой?”

Поднятые паруса на обложке призывают читателя:

“Ставьте вопросы, как паруса, – и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний”.

Книга дает более тысячи ответов.

Посмотрите на выставку. Здесь представлена только малая часть справочной литературы. Это энциклопедии и энциклопедические словари. Это первый блок справочной литературы. Здесь содержатся фундаментальные своды знаний. Открыть страницы энциклопедий поможет нам вот этот ключ (на доску прикрепляется ключ).

А как вы думаете, что обозначает слово ЭНЦИКЛОПЕДИЯ?

II. Основная часть.

/Доска/

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч.– обучение по всему кругу знаний.)
Научно-справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал расположен в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний).
Советский энциклопедический словарь.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Приведенное в систему обозрение различных отраслей какой-нибудь науки.
С.И.Ожегов

Библиотекарь:

/Таблица/

1. По структуре энциклопедии делятся на:

  • АЛФАВИТНЫЕ
  • СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ

2. По объему информации (условно) на :

  • БОЛЬШИЕ (неск. десятков томов)
  • МАЛЫЕ (10–12т)
  • КРАТКИЕ (4–6т)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ (одно и трехтомные)

3. По специфике отбора материала энциклопедии делят на несколько видов:

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (включены все отрасли знаний):
    Британская(32т.)
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (84т и 4т дополнений)
    Большая Советская энциклопедия(51т)
  • ОТРАСЛЕВЫЕ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ
  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ (Библейская, Лауреаты Нобелевской премии)
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ
  • ПРОБЛЕМНЫЕ
  • БИОГРАФИЧЕСКИЕ
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ

В энциклопедиях содержание статьи развернуто и многопланово, а в словарях статья лаконична, содержащая определение, краткое толкование.

/Таблица/

Признаки энциклопедии:

– полнота информации по данной теме
– системность изложения в каждой отрасли знаний
– научность, т.е.изложение установленных наукой и практикой фактов
– фактологическая точность
– лаконичность и популярность изложения
– наличие справочного аппарата

Правила пользования энциклопедиями.

(Объяснение материала и практическое применение.)

На столах у детей МСЭ

1. Статьи в энциклопедиях расположены в алфавитном порядке.

Если точно знаешь написание разыскиваемого слова, то ничего удобнее нет.

(Определите, можно ли найти в первом томе объяснение слова “котангенс”? Почему? В каком томе мы найдем?)

2. Алфавитное расположение подтверждается ключевыми словами на корешке каждого тома. Это еще больше сокращает время поиска, т.к. берете тот том, который вам нужен.(Найдите такие слова, прочитайте вслух)

3. На каждой странице энциклопедии ключевое слово. Оно тоже экономит время поиска, т. к. не нужно просматривать все словарные статьи, а достаточно посмотреть на ключевое слово и вы видите сразу первое и последнее слово на странице.(Найдем такие слова на странице).

4. В биографических статьях после фамилии и имени даются даты рождения и смерти. (Рассмотреть.)

5. Для облегчения нахождения необходимых сведений в МСЭ применена система ссылок (курсив в скобках). Это означает, что в энциклопедии имеется отдельная статья под таким названием. (Найдите такие ссылки.)

6. Применяется система сокращений. (Найти сокращения.)

7. В конце каждого тома есть справочный аппарат (только к данному тому), список карт, иллюстраций. (Откроем последнюю страницу, найдем такой справочный аппарат).

8. У алфавитного расположения есть и свои трудности. Названия многих статей состоят из нескольких слов.

Например: автомобильный (кран, транспорт)

Рабочий класс (есть классы людей, животных)

Если несколько слов то нужно искать ключевое слово, главное по смыслу. Если слов два, то ищем так: Южная Америка (ключевое АМЕРИКА)– если нету в этом томе, значит ищем Южная или Северная.

Детская энциклопедия.

Рассмотрим Детскую Энциклопедию. В ней совсем другое расположение материала. Каждый ее том посвящен отдельной отрасли знания. Внутри тома сообщения расположены по темам или периодам. Такое же расположение встречается и в современных энциклопедиях.

Энциклопедические словари.

Все устроены по алфавитному принципу. Я вам представляю сегодня лишь Советский энциклопедический словарь и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Есть еще языковые словари. Назовите, какие вы знаете?

С порядком строения словарей вы знакомы. В конце нашего занятия мы вам предложим очень интересную работу для домашнего выполнения.

III. Практическая часть.

А сейчас предлагаю вам выбрать вопросы для работы с энциклопедиями. Это упрощенный вид игры “Поле чудес”. Отвечать будете по плану.

/Доска/

  1. Определение понятия.
  2. Название энциклопедии.
  3. Том, страница.

На круге по секторам расположены вопросы. Крутим юлу. Стрелка укажет вам выбранный вопрос.

Вопросы по энциклопедиям.

  1. Кого называют АНИМАЛИСТОМ? Назвать крупных анималистов в России.
  2. Что такое ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ? Для чего предназначена? Когда впервые были сформированы в России истребительные отряды?
  3. Что такое ПЕЙЗАЖ? Где известен пейзаж? Кто сыграл выдающуюся роль в развитии пейзажа из известных художников?
  4. Что такое ЛАЗАРЕТ? Почему так называется?
  5. Что называют звездными скоплениями? На какие разновидности подразделяются? Коротко рассказать о каждой разновидности.
  6. Как врачи называют заболевание, связанное с ВЫСОКИМ КРОВЯНЫМ ДАВЛЕНИЕМ? Что вызывает повышение кровяного давления?

Вопросы по словарям.

  1. Что такое БАМ?
  2. Что такое ИППОДРОМ?
  3. Найдите объяснение слова МОНОЛИТНЫЙ.
  4. Что называют ПИГМЕНТАМИ? Какую функцию они выполняют?
  5. Найдте определение слова ТАЛИСМАН.
  6. Что такое ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ? Для чего предназначен?

IV. Подведение итогов.

Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми предложенными заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями. Приятно было видеть, как слаженно работала каждая группа. А теперь каждая группа получит домашнее задание. Надо подготовить презентацию словарей.

В презентации отразить:

  1. Название словаря.
  2. Автор (авторы).
  3. Год издания.
  4. Аннотация (общее представление о словаре).
  5. Примеры.

1-я группа-словарь фразеологический

2-я группа-словарь омонимов

3-я группа-словарь антонимов

4-я группа-словарь Даля

5-я группа-словарь иностранных слов.

Всем спасибо за работу. Ваши презентации словарей посмотрим на следующем уроке.

Литература:

  1. Ожегов С.И.Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1998.
  2. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.
  3. Библиотечные уроки: Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Волгоград: “Панорама”, 2006.
  4. Журнал “Школьная библиотека” . – № 1, январь, 2006.
  5. Журнал “Школьная библиотека”. – № 8, октябрь, 2002.