Эстетическое воспитание школьников в процессе преподавания биологии

Разделы: Биология


Отличительной чертой современного развития образования является изменение содержательно-целевых аспектов с позиции гуманизации и гуманитаризации образования. Ориентация образования на общечеловеческие ценности, национальную духовную культуру; гуманитаризация содержания образования и освоение гуманистических технологий обучения и воспитания; создание в общеобразовательной школе среды, развивающей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации.

Проблема воспитания эстетической культуры обостряется в связи с той социальной ситуацией переходного периода развития общества, в котором мы живём: изменение в менталитете граждан общества, отсутствие устоявшихся моральных и эстетических критериев поведения, резкое падение уровня общей культуры.

В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления личности школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения. В этой связи возникает необходимость исследовать процесс формирования эстетического отношения к действительности.

Однако совершенствование эстетического воспитания в школе происходит благодаря разнообразным новшествам, которые часто не соответствуют гуманистической направленности развития образования и не всегда становятся фактором, стимулирующим деятельность школьников. В целом оно продолжает оставаться традиционным, не учитывающим индивидуальные особенности учащихся. Возникает необходимость в разработке новой концепции, обеспечивающей развитие эстетических способностей и творческую активность.

Психологические механизмы эстетического отношения к действительности, их значение в развитии эстетических качеств личности школьника раскрываются в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.З. Зака, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.П. Теплова, П.М. Якобсона.

В общеобразовательных учреждениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса. Оно ведётся в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Все программы естественнонаучного цикла, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в общеобразовательной школе, важную роль отводят эстетическому развитию учащихся. Предметы естественнонаучного цикла помогают раскрыть красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять её.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачёвым принцип эстетизации детской жизни. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в формировании повседневных отношений и поведения. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, познания, взаимопомощи и совместной деятельности.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, чёрствые, неискренние отношения между людьми в школе глубоко ранят личность ребёнка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта. Учебный процесс осуществляется, как правило, внутри помещений, и это обстоятельство объясняет тот факт, что интерьер учебных заведений оказывает не меньшее влияние на эстетическое воспитание школьников, чем внешний его облик. Существенную роль играет и эстетическое оформление кабинетов.

Прекрасное в жизни – и средство, и результат эстетического воспитания. Оно неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Формирование у школьников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у школьника эстетического отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание. В отечественной педагогике чётко разделяется понятие “эстетическое воспитание” и “художественное воспитание”. Эстетическое рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному, которое входит в него составной частью. “Художественное воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной деятельности”. В качестве воспитательного воздействия выступают: изобразительные, музыкальные средства и произведения художественной литературы.

Перед школой на современном этапе стоит важнейшая задача провести эстетическое воспитание и художественное образование в соответствии с потребностями развитого общества. Идёт сложнейший процесс совершенствования содержания и методов обучения в целом. Продолжается процесс “внедрения” искусства в школьный урок с целью сделать его ещё более эффективным.

Искусство как источник эстетической культуры для учащихся имеет важное значение для целостного развития личности. Искусство – высшая форма эстетического освоения мира по законам красоты. Оно перерабатывает в прекрасное все впечатления бытия (И.Ф. Гончаров, Д.Б.Кабалевский, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.М. Неменский и др.) (2, 3, 7). Искусство помогает в эстетическом развитии увидеть “диалектику души” (Л.Н. Толстой), “широту человека” (Ф.М. Достоевский). Искусство стимулирует самосовершенствование.

Создаются предпосылки для усиления эстетического воспитания школьников на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов.

Система уроков биологии – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников Основной задачей преподавателя является подготовка школьника к жизни, то есть к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Средствами своего предмета мы способствуем развитию у каждого ученика тех способностей, которые заложены в нём от природы, сформированы родителями.

Применение новых средств обучения: репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и музыкальных произведений о природе позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения ребёнка в обществе и взаимодействия с окружающим миром.

Управлять учебным процессом сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации служит педагогическая диагностика как приём, при помощи которого определяем уровень обученности и качества знаний.

Цель: выявить возможные положительные или отрицательные изменения в осуществлении учебно-воспитательным процессом на уроках биологии для достижения наибольшей его эффективности, для определения перспективы, путей и способов развития учащихся.

Анализируя проведённое нами анкетирование учащихся на выявление интереса к предмету “Биология”, получили следующие результаты.

Рисунок 1. Динамика рейтинга школьного предмета “Биология” с 6 по 11 класс

Рейтинг школьного предмета “Биология” к старшим классам значительно снижается. В то же время “пик” познавательного интереса приходится на 6-е и 7-е классы. Повышенный интерес учащихся к учебному предмету вполне закономерен. Он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего пространства, совпадая по времени с началом подросткового периода.

Как повысить продуктивность обучения? Как активизировать познавательный интерес учащихся к предмету?

Ведущей задачей ставим: поиск интересного, нового, оригинального опыта для развития каждого ребёнка отдельно и всего классного коллектива в целом. Интерес возникает из интересных предметов и занятий. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес. Учитель только тогда учитель, когда он находится в постоянном поиске чего-то нового в преподавании своего предмета

Красота познания по-особому раскрывается в каждом учебном предмете, в теории и практических занятиях. Из всего многообразия суммы ярких эстетических переживаний складывается интерес к учению, потребность в преодолении трудностей познания, в развитии своих способностей к овладению материалов в любой области знания.

По мнению П.П. Блонского, Л.С. Выготского, переживание красоты познания является, с одной стороны, важным средством развития мотивации учения, а с другой – источником становления эмоциональной личности как одного из ведущих компонентов её эстетической культуры.

Задачи современного воспитания нацеливают на усиление моральных акцентов в изучении естественно-математических предметов. Ведётся поиск путей сочетания предметных понятий с формированием ценностных ориентаций личности школьника.

Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которое способствует формированию нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-волевой сферы личности.

Помимо образовательного и воспитательного значения, произведения искусства выполняют развивающую функцию, столь важную для всестороннего гармоничного развития личности ученика. Так как они функционируют в процессе обучения как существенный фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, который качественно преобразует все её компоненты. “Открытия”, которые делаются учениками при решении познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи с этим повышается и ценность нового вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней.

Выдвижение перед учащимися учебных и познавательных задач с применением произведений искусств значительно активизирует познание. Это требует активной умственной деятельности, напряжения его памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развития воображения и речи.

Эстетическое воспитание – важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности. Особое значение имеют произведения искусств для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения и активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Успех в образовательном процессе во многом зависит от удачной формулировки проблемы урока и от умения учителя направить рассуждения учащихся в нужное русло. При конструировании урока приоритет отдаём творческой самореализации школьников. Работу учащихся на уроках по изучению нового материала организуем по следующей схеме:

I. Выдвижение проблемы (цель)

II. Создание мотивов к обучению: слово, стихи, музыка, наглядность, видеосюжет, эксперимент

III. Принятие цели учащимися, определение учебной задачи

  • анализ имеющихся знаний, способов познания
  • совместное планирование
  • выбор технологии (форма проведения урока)
  • раздаточный материал (таблицы, рисунки, схемы)

IV. Усвоение знаний

  • индивидуальная работа
  • работа в парах
  • коллективная работа (работа в группах)

V. Подготовка проектов решения заданной проблемы (в виде схем, диаграмм, таблиц, рассказа – по выбору)

VI. Социализация – предъявление результатов работы коллективу

VII. Совместный анализ, проект и постановка новой проблемы

VIII. Рефлексия – эмоциональное, интеллектуальное осмысление своей деятельности.

Считаем, что познавательная активность, вера в успех, вдохновение рождают интерес к предмету, а он, в свою очередь, влияет на эффективность обучения. Вышеизложенное можно представить следующей схемой.

(схема)

Перечисленные нами виды деятельности ориентируют на овладение всеми учащимися определёнными знаниями и умениями, проявляющимися в умениях называть, характеризовать, обосновывать, определять.

Реализация личностно-ориентированной технологии в учебно-воспитательном процессе позволила добиться успешного усвоения учащимися изучаемого материала, сформировать положительные мотивы учения, что привело к росту успешности школьников.

Таблица

Показатели состояния и результативности диагностики

Год

Кол-во уч-ся

“5”

“4”

“3”

“2”

н/а

% обученности

% качества

06-07

98

44

28

21

-

-

100

73,4

07-08

129

34

62

33

-

-

100

74,2

08-09

159

71

61

27

-

-

100

83

Рост качества знаний учащихся по биологии с 6 по 11 класс можно проследить по диаграмме.

Рисунок 2. Качество знаний школьного предмета “Биология” за последние три года с 6 по 11 класс

Анализ таблицы и диаграммы итоговой диагностики позволяет сделать следующие выводы:

  • у обучающихся ребят видна позитивная динамика уровня обученности и качества знаний;
  • адаптированные инновационные технологии направлены на создание обстановки заинтересованности предметом;
  • применяемые методы способствуют формированию положительной мотивации и стимулирующей деятельности обучающихся;
  • выбранные средства обучения позволяют выработать эстетическую культуру школьников, нормы и правила совместной деятельности.

Для роста мотивации и повышения качества знаний у школьников по биологии стараемся урок сделать более привлекательным и интересным:

  • применяем стихи, загадки, головоломки и игры;
  • оживляем урок музыкальным сопровождением;
  • акцентируем внимание на репродукциях картин выдающихся художников, созвучных с изучаемым материалом урока;
  • объединяем знания из разных наук;
  • в соответствии с возрастными особенностями учащихся придерживаемся принципа научности в содержании и структуре урока;
  • учитываем общие дидактические требования;
  • внедряем практическую и экологическую направленность;
  • соблюдаем краеведческий подход к учебному материалу;
  • проводим преемственность на всех ступенях обучения средней школы;
  • в определении цели и задач конкретного урока, не забываем о воспитывающим характере обучения.

Учитель должен научить: видеть, слышать, ощущать прекрасное вокруг, сопереживать, охранять природу. Главный вывод из всего сказанного состоит в том, что какую бы технологию не применяли, задача, для учителя следующая: создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

В современной школе наметилось стремление проникновения искусства во все сферы образования. И одно из важнейших мест в эстетическом воспитании занимает воспитание средствами искусства на основе ряда концепций российских учёных (Д.Б. Кабалевского, Д.Т. Лихачёва, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.А. Разумного и др.), оказавших большое влияние на развитие этого процесса в последние годы.

Для приобщения детей искусству в условиях школы являются предметы естественнонаучного цикла. Педагогическое развитие психики школьников, заключается в становлении его деятельности, сознания и, конечно, всех “обслуживающих” их психических процессов, (4.с.9) необходимо при построении любого изучаемого предмета, в системе эстетического воспитания и образования приобретает особую актуальность. При этом педагог должен ориентироваться не на его сегодняшние знания, умения и навыки, ещё не достаточно развитые, а строить работу в расчёте на его завтрашний день, очерчивая для себя “зону его ближайшего развития” (Л.С. Выготский). Поэтому развитие личности детей в эстетическом воспитании становится специальной целью.

В последние десятилетия учёные, педагоги О.А. Апраскина, Н.А. Дмитриев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др. разработали проблемы эстетического воспитания, результатом которых стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования.

Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства, которого определяются в соответствии с задачами и его содержанием. К ним относятся: окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетика вкуса, эстетика быта.

. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляться во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием школьников.

(Примеры из опыта) При внедрении представленного инновационного педагогического опыта наблюдается положительная динамика роста обучаемых ребят. Разработка нового направления в преподавании биологии способствует гармоническому развитию личности, меняет отношение ребят к труду как творчеству.

Социологические исследования, проводимые среди школьников, показали прямую зависимость между уровнем культуры и подготовке к труду самостоятельного мышления. Конечная цель направления – научить детей воспринимать окружающий нас мир целостно, во всей красоте.

.Эстетическое воспитание, в частности воспитанием искусства, - неотъемлемая часть воспитания нравственного. Убеждение, позиция юного человека формируется лишь тогда, когда они основаны не только на знании, но и на работе собственной мысли, когда они переплавлены в эмоции, чувство, мораль.

И искусство здесь играет важную роль. Оно помогает растущему человеку постигать мир, даёт пищу молодому уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует развитию личности.

В отечественной педагогике сложились разнообразные формы и методы эстетического воспитания. Наибольшее значение имеют воспитание в учебном процессе. Комплексный подход к современному учебному процессу и означает, в частности, что эстетическое воспитание, воспитание искусством непрерывно, оно должно осуществляться всеми учителями на всех занятиях всё время.

Применение на уроках биологии новых средств обучения: репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и музыкальных произведений о природе позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения учащихся в обществе и взаимодействия с окружающим миром.

Источники эстетической культуры включаются последовательно по мере продвижения ребёнка по степеням развития в школьном возрасте. Комплекс важнейших источников может обогащаться, расширятся, углубляться другими источниками, активизирующимися в той или иной период времени.

В юношеском возрасте, утверждает Эрих Фромм, обостряется сфера чувств, доминантной становится потребность любить и быть любимым. Она углубляет самопознание, обогащает личность эмоциональными переживаниями, развивает способность к эмпатии, сопереживанию. Это период романтизма чувств, он сопровождается вспышкой творческой энергии, школьники пишут стихи, песни.

Следовательно, педагогический процесс, направленный на целостное развитие личности должен предполагать не только развитие эмоциональной сферы личности школьника, а также воспитание у него эмоционально-ценностного отношения к содержанию изучаемого предмета.

Репродукции картин известных художников, стихотворений знаменитых поэтов и музыкальных произведений о природе позволяют формированию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, выработке способов поведения ребёнка в обществе и взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, искусство как источник эстетической культуры активизирует творческие возможности школьника, даёт опыт переживаний, развивает эмоционально-образную сферу личности, содействует становлению эстетического идеала.

Приведём примеры творческих работ учащихся, подтверждающие выше сказанное.

“ Путешествие на луну ”

Черепанова Вероника 11 класс.

Однажды мне приснился сон,
Что я на звёздном корабле,
Лечу, как быстрый метеор
К загадочной Луне. …..

С Земли такого не увидишь,
Что я могу увидеть тут.
Но в то же время мне здесь худо
Ведь на Земле есть жизнь. А тут? ….

Луна – пустынная Сахара,
Где нет живого уголка:
Ни ручейка и не цветка,
И не живого существа.

И я подумала: “ Наверно,
Всё ж лучше дома мне”.
И развернув корабль свой,
Лечу обратно я домой.

Село родное

Саватеева Юлия 7 “г” кл.

Вот Чикой — село родное.
Как же я его люблю!
Никогда не будет скучно,
В этом сказочном краю!
Эти птицы, это небо,
Эти речки и леса,
И в поля, где много хлёба,
Навсегда влюбилась я!
Будут песни, будут пляски,
Нужно только захотеть!
И забыв цветные краски,
Будут радостно пестреть.
Вот Чикой — Село родное.
Как же я его люблю!
Никогда не позабуду
Я про Родину свою!

“Мой родной край”

Волошина Катя 7 “г” кл.

Мне повезло родиться в ромашковом краю,
Тебя земля, Чикойская,
За всё благодарю!
За родничок журчащий, в берёзовом лесу,
За земляничку ягодку, упавшую в росу.
На миг глаза закрою,
И вижу перед собой
Табун коней усталых,
Бредёт на водопой,
А рядом колосятся
Пшеничные поля.
За всё тебе спасибо, Чикойская земля!

“Сохраним природу”.

Потапова Лена 7кл.

Здесь когда-то птицы щебетали,
И цветы поляну украшали,
А теперь вои груды мусора лежат,
Но убрать их люди не спешат.
День и ночь машинами везут.
Высыпают, где придётся, там и тут.
Кругом бутылки, доски, банки,
Как надоели эти свалки!

По данным работам учащихся видно, что цели эстетического воспитания, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики проявили интерес к предмету “биология” и творческие способности в вопросах охраны природы родного уголка. Хорошо раскрыли красоту окружающего их мира, правильно подобрали материал в соответствии с темой.

Сочинение на тему: “Лес наше богатство”.

Жиндаевой Насти 5кл.

Мы живём в замечательном местечке, которое называется Красный Чикой. Во всём Забайкалье не найдёшь красивее и богаче нашего района. И люди тут душевнее, и речки быстрые, полноводные. А лес-это клад красоты и богатства.

Невозможно сосчитать, сколько водится всякой живности в нашем лесу. Есть и царственные изюбри, быстроногие косули, косолапые медведи, хитрые лисички, белочки-сладкоежки…

А летом, сколько сладкой ягоды вырастает: и черника, и голубика, и чёрная смородина, лечебная брусника, душистая земляника….А когда просыпается природа, горы покрываются малиновым узором, это багульник. Мне не раз приходилось видеть эту красоту. … Как хорошо бродить по лесу, собирая грибы или ягоды! Так мог бы сказать любой человек лет пять назад, но теперь далеко не всегда мы восхищаемся красотой леса….. Как можно убивать этот лес? Почему люди не понимают, что если леса не будет, исчезнут птицы, звери, растения, не будет чистого воздуха и рек?

Я не представляю жизни без леса. Лес для меня это всё. Люди, прошу вас, поймите: лес-это наше богатство, берегите его!

Выдержки из сочинения “Стон Земли”.

Горчакова Ира 5кл

Природа- это самое драгоценное, что есть у нас на Земле. А какие красивые разноцветные поляны встречаются в нашем лесу. Но с каждым годом природа беднеет. Постоянная вырубка леса. Это говорит о том, что люди не думают о завтрашнем дне.

…Для меня нет ни чего прекрасней пения птиц, шелеста листвы деревьев, яркого солнца и голубого неба Свежий воздух, богатый лес и чистые реки – это самое чудесное, что есть у нас. Нельзя губить природу, без неё человек просто не сможет жить.

Выдержки из сочинения “ Здравствуйте, я планета Земля”.

Лян-хо-ли Оля 6кл.

Здравствуйте, я планета Земля. Уже 5 эр вращаюсь в космосе. Много бед и радости было в моей жизни. Но в основном все мои беды связаны с человеком. И чем выше развитие человека. Тем больше вреда он приносит мне…….

Поэтому, я призываю вас, люди! Подумайте о себе, о своём будущем, будущем своих детей! Прежде, чем убить даже самую маленькую птичку, задумайтесь, что после этого будет?

Никитин Максим

в сочинении “Сохранить природу – значит сохранить человека” раскрыл значение озонового слоя.

Я совсем бессилен перед человеком. Обрабатывая поля, люди используют химикаты. И когда ядовитые вещества испаряются, то мне приходится несладко. Они “съедают” моё покрытие. Также у них есть фабрики и заводы. И все вещества, выходящие в виде дыма, попадают на меня. Третий вред – когда люди запускают ракеты, которые делают мне раны длинной в 40 км.

Есть ещё много чего: это выхлопные газы от машин, испарение ртути и многое, многое другое. Большинство людей не понимают, что я полезен. А я ведь защищаю их здоровье от ультрафиолетовых лучей. Но они продолжают меня разрушать.

ВЫВОДЫ

  1. Анализ сложившейся ситуации в российском образовании и обществе позволяет заключить, что эстетическое воспитание начинает играть всё большую роль во всей учебно-воспитательной работе с учащимися.
  2. Содержание психолого-педагогической литературы об эстетическом развитии рассматриваются как результат и конечный итог успешного обучения. При таком подходе развитие личности школьника является следствием знакомства с произведениями искусства: литературы, музыки и живописи.
  3. Особую актуальность при проблемно развивающем обучении приобретает любой предмет, предусматривающий эстетическое воспитание. Средством и результатом, которого является “прекрасное” в жизни.
  4. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания должна осуществляться во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудовым воспитанием школьников.
  5. Уровень развития учебных умений и эстетического воспитания, учащихся при использовании на уроках биологии стихотворений, репродукций картин и музыкального сопровождения значительно повысился.
  6. Показатель высокого уровня умения определять растения после формирующего этапа эксперимента у учащихся вырос на 29 %; умение работать с дополнительной литературой – на 35 %, проявлять творческие способности – на 41%; а умение применять полученные знания на практике – на 52%.
  7. Рассматриваемое эстетическое воспитание в данном классе после обучения сформировано на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем уровне – у 1/10 класса. Умение использовать полученные знания на практике, которое хуже всего было развито у школьников, теперь хорошо сформировано у 94 % учащихся.
  8. Главный вывод из всего сказанного состоит в том, что какую бы технологию не применяли, задача, для учителя следующая: создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

Библиография

  1. Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема: Автореф. Дис. … д-ра пед.наук. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – 65 с.
  2. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.
  3. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  5. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития школьников. – М. : Наука, 1997. – 105 с. – 16 ил.
  6. Сборник законов Российской Федерации: В 2 т. – М.: ООО Фирма АСТ, 2000. – Т.1. – 624 с.
  7. Теория эстетического воспитания /Отв.ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. – М.: Искусство,1979. – 255 с.
  8. Фромм Э. Искусство любви. – Минск: Университетское, 1990. – 80 с.
  9. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / Под ред. М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
  10. Эстетическое сознание и художественная культура: проблемы взаимодействия. – Киев, 1983. – 280 с.