Метод проектов при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Разделы: Литература


Тема урока: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта.

Тип урока: Урок анализа художественного произведения методом проектов.

Цели урока:

  • обучающая: самостоятельная деятельность студентов  по изучению содержания  романа  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», практическое решение проблемы, поставленной  совместно  с преподавателем;
  • развивающая: развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления; формирование навыков  публичного выступления, защиты  своих  проектов;
  • воспитательная: стимулирование интереса студентов к проблемам, определенным писателем в романе, формирование творческого отношения к выполнению заданий, и через овладение некоторой суммой знаний,  через проектную деятельность раскрытие значимости практического применения полученных знаний.

Методы и приемы: самостоятельная работа по изучению содержания романа, разработка проекта, определение способа подачи материала при защите проекта, презентации, творческие работы, инсценировки, чтение стихотворений, составление кроссвордов и заданий для других групп.

Межпредметные и внутрипредметные связи:    

  • Литература 6–9 классов Произведения о Санкт-Петербурге.
  • История 9 класс. Русское общество во 2 половине XIX века.
  • Основы права. Т 1. 5 Отрасли российского права. Уголовное право.

Время проведения: 90 минут.

Оборудование и оснащение:

  • Компьютерная презентация «Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание».
  • Комплект раздаточного материала.
  • Образцы сочинений, рефератов студентов.
  • Оценочные ведомости «Наш проект глазами  товарищей»
  • Бодряшкина М.А. Проектирование учебного занятия. // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 12. – с. 28.
  • Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл. – М.: Просвещение, 1999. – с. 232–275

Ход урока

Слово преподавателя о цели занятия, о проделанной  учебной группой предварительной работе по изучению творчества Ф.М. Достоевского, о многоплановости и сложности социально-психологического конфликта в романе «Преступление и наказание», о важности проектов, подготовленных студентами в течение двух недель, и презентаций, как итогов проделанной работы.

Каждая презентация строится по определенному плану:

- один из студентов  группы представляет тему проекта, ее актуальность, суть, цель, задачи, механизм  реализации проекта, указывает основные этапы  в реализации проекта, указывает время, потраченное на разработку данного проекта, называет форму представления итогов  проведенной работы, а также то, каких результатов  данная группа студентов ждет от реализации  деятельности, определяет реалистичность проекта;

- презентация итогов разработки проекта.

Студенты других групп по итогам презентации  оценивают  деятельность  всей группы в целом и каждого  студента в отдельности  по пятибалльной системе. В конце занятия   каждому студенту учебной группы  товарищами будет выставлена средняя арифметическая оценка. Дополнительные баллы  за оригинальность, творчество, находчивость может выставить преподаватель.

Презентация проектов

Проект № 1. Петербург Достоевского. Пелетминцев К., Водопьянов А., Морозов А., Налбандян С.

Название (тема) проекта

Петербург Достоевского.

Актуальность проекта

Проблема людей и города. Какие люди, такой город. Бедные люди и жёлтый город. Город неравенства.

Суть проекта

Выразить, показать мнения героев о тогдашнем Петербурге, о том, кто как относится к Петербургу.

Цель проекта

Попробовать убедить людей в том, что из-за нагнетающей обстановки  не стоит совершать ошибки.

Задачи проекта

Понять, осмыслить мнения героев, обратить внимание на Петербург, на  всё зло, творящееся  вокруг.

Механизм реализации проекта

Показ в сценке мнения героев. Сообщение о Петербурге. Изучение произведения Достоевского.

Этапы реализации проекта

1) Вступление о Петербурге. Чтение Пелетминцевым Константином своего стихотворения о Петербурге.

Приложение 1.

2) Мнения Достоевского, о себе и о Петербурге.

 3) Мнения Свидригайлова о себе и о Петербурге.

 4) Мнения Раскольникова о себе и о Петербурге.

5) Вывод, сделанный следователем о вине Раскольникова.

Время осуществления проекта

В течение 2 недель и презентация 5-10 минут.

Презентация итогов разработки проекта

Мы не знаем, как ответить на данный вопрос, но покажем это в действии.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Показать группе то, что происходило в Петербурге, выслушать мнения студентов-участников проекта, получить зачет по теме.

Реалистичность проекта

По пятибалльной системе, мы можем оценивать свой проект четверкой, так  как все было как-то однообразно. Тема требует разработки проблемы о современном городе и его влиянии на жизнь людей.

 

Проект № 2. Семейство Мармеладовых. Соколова Н., Никонова В., Лебедева О., Крепышева О.

Название (тема) проекта

«Семейство Мармеладовых»                                             

Приложение 2.

Актуальность проекта

Наша тема актуальна в современной жизни. Тема нищеты, а точнее обнищавшей семьи и пьянства Мармеладова.

Суть проекта

Изучить произведение «Преступление и наказание», выделить данную проблему из всего текста.

Цель проекта

Изучить и понять роман «Преступление и наказание».

Задачи проекта

Донести суть темы проекта до одногруппников, раскрыть облик Екатерины Ивановны.

Механизм реализации проекта

Соколова Н. – Нахождение материала, его изучение, составление и оформление реферата, играет роль Е.И. Мармеладовой.

Никонова В. – Представление реферата, роль репортёра.             

Приложение 3.

Представление итогов.

Этапы реализации проекта

Изучение произведения, подготовка реферата по теме, инсценировка.

Время осуществления проекта

с 5.12.08. по 17.12.08.

Презентация итогов разработки проекта

Мы предлагаем компьютерную презентацию темы, реферат и разыгрываем интервью с Е.И. Мармеладовой. 

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Получить положительные оценки, уяснение роли Мармеладовых в системе героев романа.

Реалистичность проекта

В реальной жизни есть такие случаи и их не мало. Мы посвятили проект именно этому. Этот проект поможет и нам, и слушателям глубже осознать бытовые вопросы жизни.

Приложение 2. Презентация «Проект «Семейство Мармеладовых»

 

Проект № 3. Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание». Арзуманова Э., Айзятуллова К., Овсянникова Е., Чайкина Н., Смирнова Ю.

Название (тема) проекта

Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Актуальность проекта

Роль женщины в современном обществе.

Суть проекта

Показать всем, как жили в то время девушки. И на какие жертвы им приходилось идти ради счастья своего и своей семьи.

Цель проекта

Раскрыть женские образы в романе Достоевского.

Задачи проекта

Раскрытие женских образов, показать некоторые типы, обобщение.

Механизм реализации проекта

Сценка: «На уроке по изучению романа».

Этапы реализации проекта

Репетиция:

а) Чтение текста «Преступление и наказание»

б) Разработка сценария.

Время осуществления проекта

13 дней

Презентация итогов разработки проекта

Сценка в форме урока с показом женских типов: Сони Мармеладовой, Екатерины Ивановны, девушки с улицы.                                                         

Приложение 4.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Хорошие оценки, одобрение группой нашего сценария. Умение раскрыть себя в конкретной ситуации.

Реалистичность проекта

Такое возможно и в наше время. В перспективе разработать проект о роли женщины-специалиста в обществе, в производстве.

 

Проект № 4. Теория Родиона Раскольникова о двух разрядах людей и её опровержение. Морозов Д., Румянцев Д., Дегтярева О., Деркач Л.

Название (тема) проекта

Теория Родиона Раскольникова о двух разрядах людей и её опровержение.

Актуальность проекта

О том, какие бывают люди, сильные и слабые.

Суть проекта

Доказать, что теория Родиона, сыграть их и объяснить.

Цель проекта

Чтобы все  поняли нашу идею и идею самого Раскольникова.

Задачи проекта

Убедиться, что теория не верна, что теория рождена условиями жизни героя, его окружением.

Механизм реализации проекта

Подготовка и рассказ.

Этапы реализации проекта

В начале для всех предлагается разгадать  кроссворд, как бы подготовка к основе, затем шёл доклад, в котором  раскрывается  характер героя, затем это было показано вживую  как это было,  а потом стихи о Родионе Раскольникове.

Время осуществления проекта

С начала прохождения произведения по сей день. 

Презентация итогов разработки проекта

Это вы смогли увидеть и услышать во время нашего выступления  на основе сообщения – доклада,  пантомимы «Убийство старухи-процентщицы»  с комментарием.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Мы ожидаем положительных эмоций, а также  осознание  зрителями того, в чём же  всё-таки суть идеи Раскольникова.

Реалистичность проекта

В том, что было показано всё вживую, и выдумано самими по изучению романа, проявили творчество и фантазию.

 

Проект № 5. Криминал в романе «Преступление и наказание». Вишняков А., Костромов Н., Джолдошев Н., Косарев И.

Название (тема) проекта

Криминал в романе «Преступление и наказание».

Актуальность проекта

Важно сформулировать критическое отношение, общество стали криминальным, важно показать, как эти вопросы решались в 19веке.

Суть проекта

Изучение текста художеств, произведения и на его основе сформулировать проблему.

Цель проекта

Изучить роман «Преступление и наказание».

Задачи проекта

  • Подготовить доклад о совершенном преступлении;
  • Продемонстрировать путь Раскольникова до места преступления;
  • Дать оценку действиям героя.

Механизм реализации проекта

Участники-студенты ставят цели, разрабатывают способы изучения и представления презентации.

Этапы реализации проекта

В течение пятнадцати дней:

а) Почитали учебник

б) Выбираем материал из текста

в) Распределение ролей

г) Написания сценария и доклада

Время осуществления проекта

С 3 декабря

Презентация итогов разработки проекта

Серия из фильма «Преступление Раскольникова» «Трудная дорога падения». Авторы Джолдошев Н. и Костромов Н.  читают текст по очереди.

Приложение 5, Приложение 6.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Повысить интерес к творчеству; проявить творчество.

Реалистичность проекта

Такой способ помогает более красочно представить материал, самореализация в этом проекте.

Подведение итогов занятия.  Оценка выступлений студентов. Задания для самостоятельной подготовки.