Элективный курс по физике "Кинематика и динамика материальной точки" с использованием нетрадиционных учебных технологий

Разделы: Физика


Раздел 3. Научно - методическая деятельность

Пояснительная записка к авторской программе.

Настоящий курс по выбору составлен для учащихся 9 кл. и рассчитан на 16 часов. Курс предполагает углубленное изучение тем механики и молекулярной физики с использованием компьютерной технологии и направлен на формирование интереса к предмету с последующим сознательным выбором профессии, подготовку к продолжению образования по профилю.

Данный курс прививает интерес к физике и проведению физического эксперимента, развивает внимательность и наблюдательность, умение самостоятельно приобретать и применять знания.

Список литературы:

Для учителя:

  1. Глазунов А.Т. техника в курсе физики средней школы, М. Просвещение 1977.
  2. Кабардин О.Р. Внеурочная работа по физике - М.Просвещение, 1983 г.
  3. СД — диск, составленный по А.И. Фишман, доктора физико - математ. Наук профессора кафедра общей физики Казанского Государственного университета.

Для учеников: Блудов М.И. Беседы по физике - М, 1984 г., 2.Гальперштейн Л. Забавная физика, - М. 1994 г. З.Перельман ЯМ. Занимательная физика. М 1994 г.

Проводилось чтение доклада на курсах повышения квалификации учителей 2006 г на тему “Эффективности обучения уч. в старших классах”.

Принимала участие на конкурсе “Использование новых информационных технологий в учебном процессе и управление школой” в 2005 г.

Задачи курса:

1. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету:

  • Способствовать наиболее эффективному усвоению законов кинематики, динамики и молекулярной физики.
  • Закрепить имеющиеся знания о параметрах, характеризующих механическое движение.
  • Сформировать учащихся способность самостоятельно ориентироваться в определении по заданным параметрам.
  • Способствовать развитию абстрактного мышления при построении графиков движения.

2. Создать условия для качественной подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам.

3. Обеспечить мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.

Раздел 4. Внеурочная деятельность

Программа курса

1. Введение:

Наука физика. Роль физики в жизнедеятельности человека. Связь с другими науками. Рассмотрение опыта “Песок в бутылке”. Повторение понятий: сила трения, сила скольжения, коэффициент силы трения.

Изучение задачи “С горы или в гору”, “Резкий удар”, Закрепление понятий: центр тяжести; закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. (1 ч.).

2. Кинетика материальной точки:

“Перевертыш” (1ч.)

Устойчивое, неустойчивое равновесие; сила тяжести. Действие силы Архимеда.

3. Кинетика материальной точки

“Суперотскок”( 1 ч)

Взаимодействие двух шаров. Абсолютно упругий удар. Дополнительная энергия от взаимодействия.

4. Кинетика материальной точки

“Балансировка колес” (1ч)

Однородное тело, ось симметрии, угловая скорость и её связь с ускорением.

5. Динамика материальной точки

“Карусель” (1 ч)

Угловая частота (w); центростремительная и центробежная силы

6. Динамика материальной точки “Полет монеты и бумажки” (1 ч)

II закон Ньютона в проекции на вертикальную ось, сила тяжести, сила сопротивления.

6. Динамика материальной точки

7. Маятник материальной точки

Понятия маятника Жуковского, понятия линейной скорости.

8. Динамика материальной точки

“Тянем прямо - едем вправо” (1 ч)

Свойство сил узкого трения, понятия тригонометрических функций.

9. Динамика материальной точки

“Завидное равновесие” (1ч)

Центр тяжести, условие равновесия. Динамика материальной точки

10. “Послушная - непослушная катушка” (1 ч)

Сила трения, сила скольжения Законы молекулярной физики

11. “Фонтан” (1ч)

Архимедова сила. Закон Паскаля. Их взаимосвязь в данном опыте.

Раздел 5. Внеурочная работа.

Перечень творческих работ учащихся 8 кл.:

Создание приборов для физ. лаборатории, а именно демонстрации интерференции световых волн, прибор для демонстрации электрической дуги, ремонт неисправных приборов для демонстраций опытов в старших классах.

Список проведенных внеклассных мероприятий:

  1. Эффекты взаимодействия (вечер по динамике Познавательно -обобщающий) - 10.11.2004 г.
  2. Пятое время года. Физика на карнавале - 15.02.2005 г.
  3. Физическая викторина “Мы — из другой планеты” - 6.03.2006 г.
  4. Вечер с участием телевидения и радиовещания “Оч. умелые ручки”
    (Демонстрация творческих успехов уч. в изобретении приборов по
    физике)-10.02.2006 г.Физико - математическая параллель (среди 7 -х кл.) -5.11.2005 г.

Раздел 6. Учебно - материальная база.

Перечень справочной литературы и дидактических материалов:

  1. О.Ф. Кабардин., СИ. Кабардина, В.А. Орлов, Задания для контроля
    знаний по физике М. 1995 г.
  2. В.А. Балаш Задачи по физике и методы их решения. М. 1974 г.
  3. СД — диск, составленный по А.И. Фишман.
  4. Блудов М.И. Беседы по физике М - 1984 г.
  5. Перельман Я.И. (1,2 ч.) Занимательная физика М. 1994 г.
  6. СД - диск - продукции фирмы “Кирилли Мефодий”
  7. Демонстрационные плакаты из дидактических пособий