Экологическое мероприятие "Мир вокруг нас"

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня, ребята, мы с вами проведём интересное экологическое занятие.

Посмотрите на доску внимательно. То, что вы видите, газета, хотя здесь ничего и не написано.

Прочитайте, как она называется. Газета, как вы видите, у нас необычная – живая, каждый круг – это страничка.

Посмотрите, что же изображено в центре нашей газеты?

Какое это лицо: грустное или весёлое? Почему человечку грустно, как вы думаете?

У вас оказались разные мнения. А почему ему очень грустно, вы мне скажете в конце нашего занятия, когда разгадаете все загадки на страницах газеты.

I поле

Посмотрите, какого цвета первая страница?

Отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт здесь речь.

“Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем”.
(воздух)

Правильно, речь пойдёт о воздухе. А как вы догадались?

Мы живём в воздушном океане, который называется АТМОСФЕРОЙ.

Мы же привыкли воздушный океан называть НЕБОМ.

Почему же страничка голубого цвета?

Всё живое на планете дышит воздухом, он должен быть чистым, НО не всегда он таким бывает.

Знаете ли вы, что когда Зв комнате много людей и закрыты форточки, в воздухе находится очень много МИКРОБОВ. На все предметы оседает пыль, а это значит, что в воздухе обитает и размножается большое количество микробов. А микробы в свою очередь являются возбудителями различных заболеваний (например, грипп). Они бывают различной формы, посмотрите на наше голубое поле.

Что же мы должны сделать, чтоб их стало намного меньше или чтоб они вообще исчезли? (проветривать комнату, делать влажную уборку, высаживать больше растений, т.к. они собирают на листья вредные вещества, поглощают углекислый газ, выделяют кислород).

Правильными ответами убрали микробы с поля, очистили воздух для нашего человечка.

II поле

Следующее поле у нас белого цвета, но, что за непонятные знаки: какие-то стрелки и волны.

У всех у вас, ребята, есть любимые певцы и группы, слушать которые особенно приятно.

Есть такие слова из песни:

“Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И ещё магнитофон”.

Весело?! А почему же ей соседи кричат:

“Эй, гражданка, у окна,
Вы же в доме не одна!
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?”

Чем же соседи недовольны?

ШУМ в наше время – загрязнитель окружающей среды:

  1. грузовые машины, электропоезда, самолёты и т. д. издают очень громкие звуки, от которых люди заболевают;
  2. громкая музыка, которая слушается долго и на полную мощность, вызывает шумовое опьянение, действует как наркотик;
  3. некоторые ребята любят пошутить – громко крикнуть или хлопнуть над ухом товарища, но это опасно, т.к. резкий звук может разрушить слуховой аппарат.

Видите, сколько звуковых загрязнителей, а это поле – звуки вокруг нашего человечка и вокруг нас.

Как вы думаете, что означают стрелки? (громкие, резкие звуки)

А волны? (спокойная речь или музыка)

Какие стрелки нужно убрать с поля? (стрелки)

Что же вы должны знать, чтоб вокруг нас был звуковой комфорт?

III поле

Вот, уже 2 поля чистые. Дальше идёт синяя страничка.

Я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы подумайте, о чём пойдёт речь:

“Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда всем везде
Нужна вода!”

Правильно, речь пойдет о воде.

Больше всего воды в океане, но она там солёная, а нам и всему живому нужна пресная, чистая вода.

А где такая вода находится? (в реках, озёрах, ручьях и т.д.)

Пресной воды на нашей планете не так и много и её нужно беречь.

А как? (а) экономно расходовать, не оставлять кран открытым,

б) беречь воду от загрязнения).

Как люди загрязняют воду? (моют машины речной водой, отходы фабрики и заводы сбрасывают в реки и т.д.).

Из строчек следующего отрывка попробуйте догадаться, что же за пятна на нашем поле:

“Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна,
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век!
На Земле уж белых пятен нету.
А, чёрные, сотрёшь ли Человек?”

Что же это за пятна?

А вы знаете, ребята, что:

Средиземное море – это сегодня уже не большое синее море,

а резервуар чёрной жижи.

Очаг величайшего экологического бедствия – Аральское море – испарившееся на глазах у нашего поколения.

Две великие реки – Амур-Дарья и Сыр-Дарья – вычерпаны для полива хлопковых и рисовых полей и бесследно исчезли”.

Т.е. неразумное использование воды Человеком приводит к таким катастрофам.

Что же нам нужно сделать, чтобы голубое поле очистить?

IV поле

Вот добрались и до последней нашей странички. Она зелёного цвета, это страница жизни. Это страница обо всем живом, что нас окружает.

Трава, цветы, деревья, кустарники - это растительность.

Летом очень красиво растут цветы, каждому хочется сорвать хотя бы один.

Сейчас с вами проведем эксперимент. Выходите 5 человек, с воображаемого поля сорвите по 2 цветочка и положите в корзинку. Теперь посмотрите на нашу поляну, она стала некрасивой, а ведь каждый сорвал всего по 2 цветочка.

Так, приходя в лес, на луг, какие правила поведения в природе мы должны соблюдать?

Вы пока подумайте и послушайте стихотворение С. Маршака “Прогулка”:

“Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Жгли костер, бумаги жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята,- крикнул Дима.-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,
Жги костер, в футбол играли,-
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!”

Почему же уже в понедельник не было чистого места?

Какие же правила поведения в природе мы должны соблюдать?

А теперь поговорим о животных. Очень много животных, как и растений, занесено в Красную книгу, которые являются исчезающими, поэтому они нуждаются в охране. У меня есть охранные грамоты, после уроков возьмите и прочитайте их.

Вы, скажите, подумаешь, жаба или червяк. Какую они пользу могут принести?

К нам на урок пришел Незнайка и хочет рассказать вам свою историю…

Какой же вывод для себя сделал Незнайка?

“Все- все-
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд!
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все- таки очень друг другу нужны.
А ели нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется”.

Эти круги и квадраты на поле закрывают растения и животных, занесенных в Красную книгу. Не обо всех животных и растениях, которые нуждаются в охране, мы смогли поговорить. Если мы будем знать и соблюдать правила поведения в природе, то поможем всем.

Заключение

Посмотрите, ребята, совсем другое лицо стало у нашего человечка, он улыбается, ему хорошо в чистом мире. Он здоров. А здоровье человека- это дар природы, его богатство, которое тоже нужно беречь.

Как вы думаете, почему же лицо нашего человечка было грустное?

Наша необычная газета рассказала нам о том, что чтобы сберечь здоровье, надо беречь мир вокруг нас.

А этот человечек- это каждый из нас.

“Дерево, трава и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.