Формирование смыслового компонента чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Логопедия


Детская книга на логопедических занятиях помогает становлению техники чтения, формированию смыслового компонента чтения, развивает языковые способности школьников и является стержнем полноценного воспитания личности. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Особенно актуальна эта проблема при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)и имеющими системное недоразвитие речи. Наряду с трудностями становления технических компонентов чтения у учащихся данной категории возникают сложности в развитии смыслового восприятия текстов.

Без специальной коррекционно-логопедической поддержки динамика развития смыслового компонента чтения незначительна. Это свидетельствует о специфике становления чтения у детей с ОВЗ и системным недоразвитием речи, обусловленным своеобразием их языкового и когнитивного развития. Смысловое понимание текста основывается на знании значений отдельных слов, усвоении синтаксических отношений, в которые вступают данные слова, формирование общего смысла прочитанного. При смысловом анализе текста у школьников развиваются навыки речевого мышления и познавательной деятельности в целом, а это сказывается на формировании личности.

По заданию дети подбирают слова, обсуждают, сравнивают содержание с прочитанным ранее. Коррекционная работа, направленная на воспитание сложного единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. На материале прочитанного формируются фонетико-фонематические процессы и лексико-грамматический строй речи, закрепляется правильное звукопроизношение школьников. На занятиях используются игры для развития зрительного и слухового внимания и т.п.

Например, в названии каких героев сказки есть звук [с]? Вспомни сказку и соедини картинки-эпизоды по порядку. Какие ласковые слова есть в сказке? Есть ли в словах «сестрица» и «братец» звуки [с] и [с’]?

Упражнение. Прочитай пословицы. Есть ли среди них такая, какой еще не было? Подходит ли она к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? дополняет ли она мысль второй пословицы?

- Лиса семерых волков проведет.

- Подал руку, да подставил ножку.

Задачи развития речи, формирования смыслового компонента чтения решаются в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка.

Реализация принципа коммуникативной направленности на логопедическом занятии предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. Таковыми является сам процесс чтения, бесед, обмен мнениями по поводу прочитанного, различные виды пересказа. Развитие речи ведется в трех направлениях: словарная работа, совершенствование синтаксического строя и развитие связной устной речи. Все эти направления развиваются параллельно, хотя и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для построения предложений, что в свою очередь подготавливает связную устную речь. Логически выстроенные развернутые высказывания являются средством активизации словарного запаса, совершенствования синтаксического оформления речи, направленные на усвоение навыков коммуникативной деятельности.

От общения с книжкой учащиеся получают удовольствие, они читают вслух, затем обсуждают время и пространство, где происходят события, взаимоотношение героев. В процессе работы над содержанием произведения у детей обогащается словарь, формируется грамматический строй речи, расширяется представление об окружающем. Школьники учатся быть милосердными, чувствовать чужую боль и радоваться успеху других.

На логопедических занятиях осуществляется единство коррекционных и общеразвивающих задач, сохраняется атмосфера непосредственности, эмоциональности. Это достигается благодаря использованию заданий, выполняя которые, ученики могут подвигаться, сменить позу.

Инсценирование сказок, игры на подражание повадкам животных, звукоподражания, раскладывание картинок по сюжету прочитанного и т.п.

Применение в ходе занятий не только иллюстраций к прочитанному (прослушанному), но и других разнообразных демонстрационных материалов, помогает поддержанию активного восприятия, устойчивого внимания, а это способствует пониманию предметного содержания текста, позднее, осознанию смысловых взаимосвязей в тексте.

Детские книжки знакомят читателя с особенностями поведения и характерными повадками различных зверей, птиц и рыб, несут большую воспитательную нагрузку. Например, в сказке «Репка» говорится о роли дружного коллектива в решении трудных задач, в сказке «Кот, лиса и петух» - о силе дружбы, помогающей победить хитрого противника.

Персонажи сказок разные, этим определяется сюжет: разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выручать.

Больше всего младших школьников привлекает сказочный герой. Он красивый, добрый, справедливый, сильный, всегда преодолевает препятствия и добивается успеха. Идеальный герой становится образцом для подражания.

Книга является мощным средством воспитания, ребенок не просто их читает, а впитывает «урок мудрости». В логопедической работе детская книга используется для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.

На примере героев прочитанных книг происходит осмысление собственной жизни. Детская книжка открывает перед ребенком новые горизонты познания, становится средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников.

Коррекционно-логопедические занятия, направленные на формирование смыслового компонента чтения проводились в форме занятия – совместного чтения. Установление эмоционального контакта происходит при опоре на совместные действия с книгой и вокруг нее, прорисовывание, проговаривание самых простых бытовых сюжетов прочитанного. Например, обсуждение, что там, в доме у трех медведей, какие запасы, какая кроватка, подушечка с одеялом, стол и стульчики, что из окна видно…, а что у вас дома, а у нас есть… Ребенок получает опыт, с одной стороны, совпадения с другим человеком, с другой – возможных вариантов индивидуальной избирательности, дополняющих и поддерживающих друг друга. Так активизируется словарь, осознанное восприятие читаемого, эмоциональное сопереживание другому человеку. Как медведь устал Машеньку за плечами нести, как бабушка с дедушкой обрадовались, что внучка вернулась, и медведя угостили пирожками и т.д.

Совместное чтение книги помогает систематизировать положительный жизненный опыт, развить навыки коммуникативной деятельности, решить задачу воспитания личности ребенка.

Урок-игра. Чтение организовано в форме знакомой учащимся игры, например, викторины, «поля чудес», знакомых им по телевизионным передачам. Учащимся подбирают невербальные задания, например, выбрать из ряда картинок соответствующие прочитанному, это задание помогает осознанию смыслового восприятия текста.

Интегрированное занятие, проведенное логопедом, психологом и учителем класса акцентирует внимание учащихся на выделение доброго и злого начала, сопереживание доброму, присоединение к нему начинает помогать в опасности: с хорошим ничего дурного случиться не может, хорошему человеку всегда помогут и вещи и растения, и звери, и птицы, и даже сама Баба-Яга, если, конечно, к ней обратиться по-доброму. Машенька дает крошки хлеба мышке, и она подсказывает, как убежать от Бабы-Яги. Машенька уважила яблоньку, печку, речку и они прячут ее от злых птиц.

В интегрированном занятии все этапы работы учителя, логопеда и психолога с детьми взаимосвязаны и личностно-ориентированы на те виды деятельности учащихся, которые в наибольшей степени приближены к модели восприятия мира ребенком. Младшие школьники с удовольствием читают сказки и любят занятия, на которых используется мультимедийная презентация. По ходу презентации дети читают отрывки из сказок, находят соответствующие иллюстрации, обсуждают, выделяют причинно-следственные отношения, скрытые в тексте. Выбирают подходящую по смыслу загадку, тут же находят картинку-отгадку. Находят в тексте слова, характеризующие героя сказки (лиса – хитрая, медведь – сильный, заяц – хваста и т.п.).

С логопедом дети читают сказки, отвечают на вопросы по прочитанному, заучивают стихи, потешки. Дома с удовольствием выполняют задания, готовят костюмы, здесь к творчеству привлекаются и родители, а затем проводится занятие-сказка.

На занятии созданы комфортные условия обучения, при которых обучаемые чувствуют свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

Проводятся занятия-спектакли, занятия-праздники, устный журнал и пр.

Книга учит только тогда, когда школьник умеет с ней работать, понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие.

Поэтому чтение должно быть медленное, с остановками на каждой странице, с обсуждением движения сюжета, с открытием разных планов происходящего, постоянным поиском отклика в собственном эмоциональном опыте, с отвлечениями и общими воспоминаниями.

Постепенно учащиеся могут глубоко и тонко понимать прочитанное, формировать собственное мнение, вести диалог, сопоставляя разные точки зрения.

Таким образом, согласно анализу данных мониторинга можно сказать, что в результате коррекционно-логопедической работы учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и системным недоразвитием речи приобрели способность восстанавливать контекст описанных в тексте событий. Трудности в понимании прочитанного, обуславливаемые бедностью словаря, недостаточной сформированностью грамматического строя и ограниченностью представлений об окружающей действительности у школьников сведены к минимуму.

Перед детьми открываются новые горизонты познания, способствующие развитию их как личности.