"Экология языка – экология нравственности"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Повторение, закрепление и систематизация знаний о качествах хорошей речи.
  • Практическое применение полученных знаний и творческого осмысления сведений по теме “Качества хорошей речи”.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе с текстом;
  • Совершенствовать навыки грамотной речи при пересказе и анализе отрывков из художественных произведений.

Воспитательные:

  • Пробудить благоговейное отношение к слову, “к священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу”, говорить, соблюдая чувство меры, не обижая других;
  • Показать возможности грамотного, здорового языка; воспитать потребность пользоваться грамотным языком; научить грамотному языку; пропагандировать здоровый язык.

Развивающие:

  • Отработать навыки исследовательского поведения, диалогического мышления, творческого письма.
  • Показать уровень своей рефлективной культуры, умение работать с компьютером.

Тип урока: Мультимедийный урок-мастерская ценностных ориентаций.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

Проектирование урока осуществляется в направлении построения его как образовательной ситуации, т.е. конкретного временного и пространственного участка педагогической реальности (урока), который выполняет роль стимула и условий создания учениками образовательной продукции.

Цель учебного материала, предоставленного учащимся, – обеспечить условия для рождения у школьников собственных образовательных продуктов.

Учитель – участник образовательной ситуации.

Ученики разделены на 5 групп. Каждая группа работает над одним из качеств хорошей речи.

Ученикам предлагается воспользоваться материалами разделов: “Справочная служба”, “Поэтическая страничка”, “Речевой этикет”, выполнить дополнительные задания раздела “Вопросы и задания”.

После того, как каждая группа учащихся познакомит остальных с результатами своей работы, ребята открывают раздел “Рефлексия” и делятся своими впечатлениями о проделанной работе.

1. Вступительное слово учителя:

Учитель: Что такое ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА?
Экология как наука, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей среды, введена в школьную программу, преподается в вузах. “Экология” – от греческого “дом”, “жилище”. Человек живет в определенной окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни. Земля – наш общий дом. “Мы все заодно, уносимые, одной и той же планетой, мы – команда одного корабля...” (Антуан де Сент-Экзюпери). Человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса... Но ведь дом – это не только крыша и стены. Это не только моря, реки, леса... Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим, “запасы нежности”. Сохранение культурной среды – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. “Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить” (Антуан де Сент-Экзюпери). Язык – часть национальной культуры, памятник культуры. И как памятник культуры нуждается в защите и охране. Включите телевизор: косноязычие и отсутствие внутренней культуры. Прикольные словечки и выражения, не входящие в словарь Ушакова, а соответствующие скорее блатной музыке, звучат повсеместно. Злословие и даже ненормативная лексика стали чуть ли не нормой телесериалов.

Язык – зеркальное отражение состояния общества. Язык же народный – выразитель народной нравственности. Значит, его оздоровление есть и оздоровление нравственности. Чувство родного языка – громадной важности общественное чувство. Грамотное слово помогает сгладить и острые углы ежедневного общения. Я убеждена, что язык – источник духовного, источник идей. Его нужно очистить, оздоровить, оживить и тщательно оберегать, то есть необходимо создать модель реабилитации языка. Я уверена, что язык – это отличная школа Личности, а вам позволит он оптимизировать поиск места в жизни, определиться в своих приоритетах и способностях. Поэтому правильность нашего языка, то есть форма, должна войти в нашу привычку и стать нашим содержанием

Наше общество, еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. В лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения”, “Культура речевого общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета.

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что- то сообщают, к чему- то побуждают, о чем- то спрашивают, совершают определенные речевые действия.

Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и для других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры.

Особенно остро это ощущается здесь, в России. Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение. Вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова. (Слайды 1–2, см. Приложение)

2. Чтение стихотворения В.Полторацкого “Слово о словах”

Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердяшая.
Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Ученики делятся на 5 групп, садятся по 2 человека к компьютеру (всего 10 компьютеров)

3. Работа с таблицей: “Слова, которые вас затронули”

(Слайд 3)

а) Школьники открывают презентацию к уроку и вставляют в таблицу слова, которые им запомнились, поддержали или нанесли обиду.

Поддержали Запомнились Нанесли обиду
     

б) Чтение записанных слов и вывод о необходимости говорить, не обижая других, помнить пословицу: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.

4. Учащиеся открывают в презентации слайды 4–5

Вопросы:

  1. Что является основой для хорошей речи?
  2. Почему речь, в которой не соблюдаются нормы литературного языка, не может быть хорошей?
  3. Почему пять колец на пьедестале сцеплены между собой, а шестое расположено отдельно? Нет ли у вас возражений против этого?
  4. Почему кольца “Точность”, “Выразительность”, “Чистота”, опираются на кольца “Богатство” и “Уместность”, а не наоборот?

5. Групповая работа над качествами хорошей речи

Ученикам предлагается воспользоваться материалами разделов: “Справочная служба”, “Поэтическая страничка”, “Речевой этикет”, выполнть дополнительные задания раздела “Вопросы и задания”.

1. Работа первой группы.

Богатая речь

а) Упражнение № 1. Сколько слов, обозначающих речь, употребил во второй главе романа “Отцы и дети” И.С Тургенев? (Приводится в сокращении.)

– Дай же отряхнутся, папаша, – говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, – я тебя всего запачкаю.

– Ничего, ничего, – твердил, умиленно улыбаясь, Николай Петрович (…). – Покажи-ка себя, покажи-ка, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: “Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее”.

(…) Аркадий остановил его.

– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебя так часто писал.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку (…), только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его руку.

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе сердце намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров(…).

– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, – продолжал Николай Петрович.

Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не ответил и только приподнял фуражку.(…)

– Так как же, Аркадий, – заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, – сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?

– Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.

– Сейчас, сейчас, – подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь?(…)

– Я здесь с коляской, но для твоего тарантаса есть тройка, – хлопотливо говорил Николай Петрович (…), – только коляска двухместная, и вот я не знаю, как твой приятель…

– Он в тарантасе поедет, – перебил вполголоса Аркадий(…).

Кучер Николая Петровича вывел лошадей.

– Ну, поворачивайся, толстобородый! – обратился Базаров к ямщику.

– Живей, живей, ребята, подсобляйте, – воскликнул Николай Петрович, – на водку будет!

б) Информация к размышлению:

– 17-томный “Словарь современного русского литературного языка” включает в себя 120 480 слов;

– в 4-томном “Словаре живого великорусского языка” В. И. Даля собрано около 200 000 слов;

– “Словарь языка А. С. Пушкина” включает 21290 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;

– словарный запас современного взрослого образованного человека, по данным ученых, составляет 10-12 тысяч слов;

– словарный запас героини романа И. Ильфа и Е. Петрова “людоедки Эллочки” составлял примерно 30 слов, которых ей вполне хватало.

в) отрывок из к/ф “Двенадцать стульев” (“людоедка Эллочка” и её подруга)

г) Выводы
БОГАТОЙ считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации.

Иными словами, чтобы сделать свою речь богатой, надо постараться овладеть всем богатством языка.

Как художнику трудно писать картину, если в его распоряжении вместо целой палитры есть лишь две-три краски, так любому говорящему или пишущему трудно передать свои мысли и чувства во всей полноте, если его словарный запас мал, а из синтаксических конструкций он употребляет только простые предложения с двумя главными членами.

Богатство речи – фундамент, на котором строятся все остальные ее качества, кроме, пожалуй, логичности. Логичной может быть и бедная речь.

2) Работа второй группы учащихся

Точная речь

а) Упражнение № 2. Учитель познакомил детей с новым для них орфографическим правилом так:

– Перед гласными “е, ё, ю, я” после приставок пишется твердый разделительный знак, а после корня – мягкий.

В ученических тетрадях вскоре появились такие написания: поъехал, заъюлил, наъелся…

* Виноваты ли ученики?

б) Упражнение № 3. Что уточнял А. С. Пушкин, работая над черновиком?

Черновик: “Зима! Мужик, уж не горюя…”
Черновик: “Зима! Крестьянин, торжествуя…”

в) Упражнение № 4. Какого типа ошибки – “Ф” или “Р” – отмечают поэты в стихах своих современников?

1. “Как ландыш под серпом убийственным жнеца…” (К.Батюшков). Замечание А.С.Пушкина: “Не под серпом, а под косою: ландыш растет в лугах и в рощах – не на пашнях засеянных”.

2. В. Маяковский – заметки на полях сборника “Пролетарские писатели”:

а) Пулемет узоры вышил (Вроде тети: сидит узоры вышивает!)
    По-над самой головой…

б) Как задумчивые черти, (Где видел?)
    Пушки выстроились в ряд…

Пример, напоминающий одно из примечаний В. Маяковского, приводит писатель Б. Тимофеев:

Объяснение одного экскурсовода группе туристов на Дворцовой площади в Ленинграде: № В середине огромная гранитная колонна, на вершине которой – бронзовый ангел в натуральную величину…”

г) Упражнение № 5. После смерти В. Высоцкого его песни стали печататься. Иногда редакторы “подправляли” автора в соответствии с собственными взглядами и литературными вкусами. Одна из песен – “Я не люблю” – известна поэтому в двух вариантах:

1 2
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор,
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор,
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Предпочитаю выстрелы в упор.

Как вы думаете, какой из вариантов авторский? Какое мировоззрение стоит за каждым вариантов? К чему привело “уточнение” редактора?

д) Отрывок из песни В.Высоцкого (аудиозапись).

е) Выводы:
ТОЧНОЙ является речь, в которой мысли и чувства говорящего или пишущего переданы ясно и полно.

Мы часто испытываем потребность уточнить что-либо, т. е. подобрать более удачное слово: “Я был болен… то есть, точнее, мне нездоровилось”.

Причиной неточности может быть:

– недостаточное знание того, о чем человек говорит или пишет: “Хлестаков взял авторучку и сел писать другу Тряпичкину” (незнание быта эпохи; в тетради ученика такую ошибку на полях отмечают буквой “Ф” – “фактическая”);

– речевая бедность: “Все долго возмущались, да еще долго, то, видимо, поступок был не просто “плохой”, а отвратительный, мерзкий, гадкий; требуется более высокая степень экспрессии, но пишущий или не знает синонимов слова “плохой”, или не понимает оттенков их значений. (это уже речевой недочет, и на полях ученической тетради он отмечен буквой “Р”.)

3) Работа третьей группы учащихся

Логичная речь

а) Упражнение № 6.

Где нелогична связь слов в предложении, а где – связь отдельных высказываний в тексте?

1. Пушкин писал стихи, повести и прозу. Они всем известны.

2. Соревнования прошли на высоком уровне. Из-за нечеткой работы стартовой судейской бригады была допущена ошибка во втором забеге, что сказалось на результатах. 3. На уроке было интересно. Мы смотрели фильм о развитии городов и культуры Средней Азии. Этот фильм всем понравился. 4. Вниманию автолюбителей! Комбинат принимает заказы на изготовление металлических гаражей. Имеются в продаже надгробные памятники и кладбищенские ограды по доступным ценам.

б) Упражнение № 7. Логичны ли рассуждения детей?

1. Юля, 3 года.

Бабушка рассказывает сказку:
– Кот ушел на охоту, а Петушок остался дома, печь топить, избу мести…
– И пылесосить!

2. Женя, 4 года

Купили шапку из кролика:
– Летом она серая, а зимой станет белая?

3. Аля, 3,5 года:

– Мам, давай играть! Я – кошка, ты – мышка. Я буду кричать: “Мяу-мяу!”
– А мышке что кричать?
– Караул!

4. Она же раскрашивает яблоко. Мама спрашивает:

– Почему яблоко синее?
– А оно упало.
– Ну и что?!
– И синяк получился!

5. Настя, 5 лет:

– Мама, что такое сено?
– Сухая трава.
– Значит, когда коровы едят свежую траву, то дают свежее молоко, а когда сено – то сухое?

(см. папку “Справочная служба”)

в) Выводы

ЛОГИЧНОЙ считается речь, в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте.

Речь детей от 2-х до 5 лет по-своему логична, но из-за их малого жизненного опыта они не в состоянии установить правильные связи между событиями и явлениями, и поэтому возникает комический эффект.

4) Работа 4 группы учащихся

Уместная речь

а) Упражнение № 9.

Учимся не обижать.

В каком из диалогов ответ продавца неуместен и вследствие этого груб?

1. – У вас есть нитки № 40?
    – Весь товар на прилавке.

2. – Нет у вас на складе другой пары таких перчаток – здесь один шов разошелся?
    – Нет, весь товар на прилавке.

Консультация учителя
Завяжите “узелок на память”:

Классический набор неуместных вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным:

– Вы что – сами не видите (не слышите, не знаете…)?
– Вы что – с луны свалились (с самосвала упала, с дуба рухнули…)?
– Читать не умеете?!
– Вам сто (двести, триста…) раз повторять?
– Вы что – вообще?..
(см. папку (Справочная служба”)

б) Упражнение № 10.

Прочитайте два текста и ответьте на вопрос: Почему в одном случае человека обидели, хотя похвалили, а в другом не обидели, хотя ругали?

1) Десять лет назад я спас утопающего. Вытащил его на берег Черного моря.
Жили мы тогда в университетском спортивном лагере. Ко мне подошел тренер и говорит: “Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней линейке.”
Я обрадовался. Мне нравилась гимнастка по имени Люда. И не было повода с ней заговорить. Вдруг такая удача.
Стоим мы на вечерней линейке. Тренер говорит: “Довлатов, шаг вперед!”
Я выхожу. Все на меня смотрят. И Люда в том числе. А тренер продолжает: “Обратите внимание! Живот выпирает, шея неразвитая, плавает как утюг, а товарища спас!..”
После этого я на Люду и смотреть боялся. (С. Довлатов)

2) В одиннадцатилетнем возрасте я через два слова на третье вставлял в разговоре словцо “стал – быть”. Вставлял и, как со всеми случается, не подозревал этого. Но однажды новый учитель географии (любимого моего предмета), человек больной и желчный, ставя очередную пятерку, с досадой сказал мне:
– Слушайте, вы… Успенский… Вы же отлично знаете предмет… И вообще – способный малый. Так что же вы талдычите это свое “стал – был”, “стал – быть”. Слушать же тошно: “Ниагара, стал – быть, величайший водопад… Она расположена, стал – быть, на границе Канады и Штатов…” Отучитесь вы от этой дряни!
До него мне никто не говорил об этом пороке речи. Мне точно громом поразило. С месяц мне пришлось довольно трудно, но я стал решительно бороться со своим “сталобыканьем” и в довольно короткий срок совершенно избавился от него. Значит, победить такой вид косноязычия возможно. (Л. Успенский)

Выводы

в) УМЕСТНОЙ называется речь, отвечающая целям и задачам общения.

Различают уместность:

ситуативную (как бы мастерски вы ни умели рассказывать анекдоты, вряд ли стоит делать это на похоронах);
стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств

(в песне В. Высоцкого “Зачем аборигены съели Кука?” колдун, подбивая соплеменников съесть великого мореплавателя, обещает: “Кто уплетет его без соли и без лука, тот сильным, смелым, добрым станет – вроде Кука!” – и глагол “уплетет” не вызывает здесь никаких возражений; однако, как писал языковед Л. В. Щерба, “если кто в серьезной книге напишет “фагоциты уплетают микробов, это будет глупо и неуместно”);

личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего (одним и тем же словом “дурак” можно и оскорбить, и осчастливить – смотря кому, как и по какому поводу оно сказано).

Героя первого текста обидели, обратив внимание окружающих на его недостатки, хотя хотели похвалить. Во втором же тексте учитель обращает внимание класса прежде всего на достоинства рассказчика, и поэтому его замечание не кажется таким уж обидным.

“Ты умеешь не обижать”, – говорил один из героев пьесы М. Горького
“На дне” другому. Это умение связано со способностью оценить личностно-психологическую уместность своего высказывания.

6. Инсценирование, творческая интерпретация

а) Чтение по ролям стихотворения Р.Рождественского “Разговор со случайным знакомым” (см. “Поэтическая страничка”)

б) создание диалогов по правилам речевого этикета (см. “Речевой этикет”)

7. Работа с текстом Сухомлинского “Слово о словах”

а) Выбор слов для начала строки, которую можно продолжить своими рассуждениями. Все учащиеся группы выполняют письмо по кругу. После замыкания круга автор начала каждого текста дает ему заголовок и добавляет последние слова (по желанию)

Слово о словах.
< …> Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает и наоборот. Предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть уныние, сотворить улыбки и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал.

б) Чтение учащимися составленных текстов.

в) Чтение по 1 четверостишию стихотворения “Слово” А.Гребнева или других стихотворений. Красивая поэтическая речь. Чтение настраивает на обобщение всего услышанного и пережитого.

г) Оценка учебной деятельности. Создание условий для самоанализа и самооценки.

8. Заключительное слово учителя. Выводы

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Еще большее сожаление вызывает то обстоятельство, что одаренный человек – это не всегда воспитанный, культурный, грамотный и знающий прошлое своей страны представитель общества. Очень часто такой человек не владеет связной, образной, выразительной речью. Естественно, научиться владеть точной, ясной речью – задача не из легких. Но сейчас, работая над качествами хорошей речи, вы смогли убедиться, что она выполнима.

Почему так важно изучение русского языка?

В настоящее время в обществе наблюдается преобладание вульгаризмов, жаргонизмов, примеров десемантизации не только в разговорной речи, но и в речи государственных мужей, в текстах, создаваемых радио- и тележурналистами, в газетных и журнальных публикациях. Кроме того, современная экономическая и политическая обстановка в стране способствует тому, что процесс проникновения иноязычной лексики отличается непредсказуемым характером. Такое обращение с языком незамедлительно отразилось в речи подростков. Она характеризуется отсутствием лексического богатства, разнообразия синтаксических конструкций, скудна и невыразительна. Порой подростки для выражения всего спектра чувств, переживаний, впечатлений используют десяток жаргонизмов. Это не может не отразиться на сознании и культуре каждого учащегося, зачастую воплощается в элементарном невежестве, касающемся как истории нашей родины, так и современности. Забвение наших традиций, обычаев, народных примет приводит к тому, что современные россияне своими руками разрушают не только культуру, создававшуюся тысячелетиями, но и природную среду, в которой обитали наши предки и которая перешла нам по наследству.

9. Рефлексия

Ответы (по группам) на любой из предложенных вопросов:

– Что важного ты открыл в содержании мастерской, в другом человеке, в понимании духовной сущности слова?
– Какая работа в мастерской тебя увлекла?
– Что в работе группы было самым сложным и самым интересным?
– Что нового было для тебя в поставленной проблеме?
– Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с мастерской?
– Над каким вопросом есть смысл подумать еще?
– Кто хотел бы прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева наизусть и продолжить его своим четверостишием?
– Почему мы сегодня говорили о проблеме понимания слова?

10. Оценка учителем учебной деятельности школьников

Веб-страница:
http://m-misyurewa.narod.ru/