Авторская программа по экологии для творческого объединения учащихся 5–8-х классов "Природа вокруг нас"

Разделы: Экология


Пояснительная записка

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколого-биологического общества школьников по предложенной программе призваны способствовать формированию у школьников любви к родному краю и убежденности в необходимости предвидеть последствия влияния человека на природу.

Программа разработана для углубления знаний по биологии и экологии на межпредметной интегрированной основе с применением краеведческого содержания. Она рассчитана на два года для учащихся 5-6-8 классов (возраст от 10-14 лет).

Содержание и принципы построения, а также методическая система преподавания имеет цели:

  1. Использовать силу воздействия научных знаний по биологии, географии, экологии и истории родного края в их комплексе для формирования экологической культуры личности школьника в особо ответственный период ее развития - период самоопределения собственных возможностей в процессе реализации их в будущих жизненных ситуациях.
  2. Развитие у учащихся чувство красоты и целесообразности в отношениях человека и природы.
  3. Сформировать эстетический вкус и этическое чувство единства с природой.

Для реализации целей программы сформулированы следующие задачи:

Образовательные

  • Углубить и закрепить знания по биологии географии, экологии и родного края;
  • Формировать навыки самостоятельной работы по изучению объектов природы и ее анализ.

Развивающие

  • Развить у школьника познавательный интерес к изучению краеведческих проблем биолого-экологического содержания;
  • На основе межпредметных связей развивать умственные способности школьников в использовании методов научного анализа природных явлений;
  • Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных знаний, развивая интеллектуальные способности, применяя принцип индивидуальности и дифференцирования.

Воспитательные

  • Создание дружеской творческой среды вокруг самоопределяющейся личности, воспитание любви к Родине;
  • Формирование уверенности в правильности принятых природоохранительных актов государства на основе уважения законов развития природы и общества;
  • Формирование активной жизненной позиции школьника.

1. Индивидуализация в методических подходах обучения

2. Практическая направленность

Методика - Решение основных учебно-воспитательных задач может быть достигнуто сочетанием различных форм и методов обучения: коллективных практических работ с микроскопом, индивидуальных сообщений, анализ практических данных на биологический объект после экскурсий, составление биолого-экологических сказок, кроссворд, защите проектов - газет ил мини-сборников, подготовке экологических акций, выступление на конференциях и конкурсах, участие в работе мини-экологического театра.

Предлагаемая программа по своему содержанию рассчитана на 2 года. Однако прохождение ее осуществляется на концентричном принципе прохождения содержания , то есть учащиеся второго года обучения снова изучали это же содержание, но более углубленно и в новых организационных формах. Поэтому умения, знания и навыки к ним анализируются в конце I и II года обучения. На втором году обучения необходимо больше уделить внимание краеведческому содержанию тем и технической безопасности местного ландшафта, проводя с учащимися исследовательские работы по природе, в музее, в библиотеке. Все виды деятельности учащихся имеют общественно- полезную значимость, поэтому в разделе "Практические занятия " программой предусматривается изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинета биологии, экскурсий на биологические объекты, уход за растениями и другие формы групповой работы практического содержания..

Организационно-педагогичческие основы обучения

Рассчитана на 2 года обучения.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа - для группы 1 года - 144 учебных часа

(Приложение 1. Календарно-тематический план).

По 2 часа 3 раза в неделю для группы учащихся II года обучения - 216 учебных часа

(Приложение 2. Календарно-тематический план).

По субботам обычно проводятся экскурсии на биологические объекты.

Оборудование: материальная база кабинета биологии СОШ № 30 позволяет проводить необходимые практические работы, соблюдать правила техники безопасности.

Связь с общественными организациями

Управление государственными заповедниками Астраханской области руководитель Литвинова, центральный комитет по экологическому образования населения Астраханской области под руководством Л.Ю. Чуйковой.

Условия реализации программы

Социально-экономический прогресс, как направление развития образовательной Системы Развития России сопровождается развитием экологического просвещения. Формирование экологической культуры подрастающего поколения создает основы успешного экономического освоения природных ресурсов Нижневолжского Региона и успешной реализации ресурсосберегающей политики Администрации Области, заложенной в экологической программе ее развития.

Содержание программы

Раздел 1. Природа - наш дом

Разнообразие природы родного края. Обусловленная географическим положением области. Границы Астраханской Области. Особенные объекты Астраханского края (памятники природы, заповедники, заказники, дендрарии, краеведческий музей).

Устав творческого объединения "Тюльпан", гимн и распределение обязанностей членов кружка и их прав. Растения, которые нас окружают. Комнатные растения - гости и хозяева нашего быта. Значение культурных растений и естественных биогеоценоза для равновесия в природе.

Раздел 2. Как живут и различаются растения. Сезонные явления в природе.

Условия, необходимые для жизни растений природных и искусственных биоценозов. Условия, необходимые для жизни растений квартиры или оранжереи и способы их размножения.

Растения южных и северных окон. Сухих и влажных мест обитания (кактусы в квартире зимой и летом). Путешествие на родину кактусов. Почему растения меняются, могут ли они сообщить об этом человеку?

Сезонные явления в природе, фенологические наблюдения - один из методов изучения родного края. Народный календарь. Растение осенью в городе. Конкурс "Осень Золотая в Астрахани". Программа предназначена для учащихся 5 - 8 классов.

Раздел 3. Водный режим Астраханской Области. Гидрография Области. Биоценозы, связанные с водным режимом.

Гидросфера планеты. Вода как основа жизни и как сырье для народного хозяйства. Общая характеристика гидрографии Области. Реки, озера, болота, водоемы и др. Охрана водных ресурсов. Растения и животные естественных и искусственных водоемов Астраханской Области. Аквариум - искусственная экосистема и его обитатели. Взаимосвязь растений и животных в аквариуме. Растения местных водоемов и их изменения под влиянием внешней среды. Охрана использования водных объектов. Закон об охране водных ресурсов. Вымирающие редкие виды растений. Лотос орехоносный - реликтовое растение - мифы, сказки, научная действительность.

Раздел 4. Многообразие растительного мира родного края

Значение растений в жизни человека. Они нас лечат. Растения, которые человек использует в качестве лечебных средств. Растения - "скорая помощь" при ушибах, порезах, головной боли, насморке, боли в желудке и кишечнике. Растения, которые лечат ожоги и гнойные раны. Растения - кладезь витаминов. Растения- яды, растения- хищники. Значение растений в природе Астраханской области. Лекарственные растения Астраханской области

Раздел 5. Природный комплекс и его компоненты. Общая характеристика биоценозов Астраханского края.

Основные черты рельефа области. Геологическое строение и полезные ископаемые области. Типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. Пути рационального использования ископаемых родного края. Растения помощники геологов. Как растения землю "чувствуют". Состав почв Астраханской области. Свойства почвы. Условия формирования почв. Почвенная карта. Карта почв астраханской области. Реакция растений на состав почвы. Охрана почв от эрозии и загрязнения. "Мы и природа" - антропогенный фактор в природе.

Раздел 6. Знакомство с разнообразием групп растений астраханского края и их жизненных форм

Растения - индикаторы загрязнений. История индикаторов, как биологически активных веществ. Лиственные растения, реагирующие на изменения окружающей среды. Последствия экологического загрязнения почв и воды Астраханской области. Основные задачи экологии. Факторы окружающей среды: абиотические, биотические, антропогенные. Характеристика основных биосистем: организм, популяция, биосфера.

Влияние среды на биологические системы. Изменения в биоценозах, колебание численности, смена биоценозов.

Раздел 7. Природа и человек

Использование растений в качестве красителей. Растение - красители в быту Особенности окрашивания растительным красителем. Технологические подходы к окрашиванию. Растительные краски на полотне. Комнатные растения как символ биологической и исторческой культуры общества. Растения в интерьере помещения

Раздел 8. Заповедные Зоны России

Охранные природные места России.

Раздел 9. Заказники и памятники природы Астраханской области

Охрана природы и промышленные города. Изучение загрязнения мест массового отдыха. Влияние фактора беспокойства на состав зверей и птиц, разорение гнезд, муравейников.

Итоги проводятся на научно-практической конференции или семинаре в школе или городе.

Способы контроля результатов обученности школьников в творческом биолого-экологическом объединении "Тюльпан"

/ Диагностика и мониторинг развития познавательных качеств личности школьника/. (Приложение 3)

Составляется таблица на начало и конец года обучения по разделам.

  1. Умение связно передать наизусть текст 25-30 предложений (5 класс) и 40-50 предложений (7-8 класс).
  2. Умение построить планы выступления.
  3. Умение составить кроссворд на 10 понятий из темы.
  4. Умение составить дидактическое задание, запрограммировав 6-8 ошибок.
  5. Умение вести фенологические наблюдения.
  6. Умение подбирать познавательный материал для загадок.
  7. Умение делать гербарии.
  8. Умение работать с микроскопом.
  9. Умение находить на карте А.О. и ее границы.
  10. Умение показать заповедники А.О. на карте.
  11. Умение вести дискуссию.
  12. Умение взять интервью.
  13. Знание природных ресурсов А.О.
  14. Знание основных экологических терминов.
  15. Знание флоры А.О.
  16. Знание фауны А.О.
  17. Знание заповедных м реликтовых растений.
  18. История Астраханского заповедника.
  19. Знание основных комнатных растений.
  20. Знание об основных загрязнителях А.О.
  21. Знание о биологических особенностях "домашних" и городских животных.
  22. Знание о природоохранных учреждениях города.
  23. Знание гимна, герба, аббревиатуры творческого объединения "Тюльпан".
  24. Выпуск газеты, статьи, бюллетеня.
  25. Участие в конкурсах и семинарах.
  26. Участие в олимпиадах.
  27. Участие в экологических движениях (эко-шоу).
  28. Самостоятельные исследовательские работы.

Обозначение дается в цветовой гамме - на начало и конец года.

  • Красный цвет - качество развито очень хорошо.
  • Синий цвет - качество развито хорошо.
  • Зеленый цвет - сформировано слабо из-за природной стеснительности.
  • Желтый цвет - развито слабо.
  • Коричневый - развито средне, лишь из-за неустойчивой любознательности.

Для усиления практической направленности программы в ее содержании включено более 30 работ и 20 экскурсий, что отражено в календарно-тематическом планировании на 216 учебных часов (приложение 1) и 144 учебных часов (приложение 2). Успешность усвоения содержания программы контролируется с помощью диагностической карты, где результаты отмечаются в цветовой гамме (приложение 3).

Литература для учителя

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Фрумэн Н. Д., Эльпонин Б. Д. "Образовательное пространство как пространство развития"/ж - л "Вопросы психологии" №1 - 93.
  3. "Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности (тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции)". "Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей". Спб., 2004г.
  4. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2002г.
  5. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2001г.

Литература для ученика

  1. Панарков М. А. "Школьные походы в природу". М.: Просвещение, 2005г.
  2. Дроздов Н. Н. "Определитель птиц Фауны России". Просвещение, 2000г.
  3. Склеревский Л. Я., Губанов Н. А. "Лекарственные растения в быту". М.: Наука, 2002г.
  4. Гладков И. А., Рустамов А. К. "Животные культурных ландшафтов". М.: Мысль, 2006г.
  5. Мех Н. В. "Полевая практика для школьников и студентов". Астрахань, 2000г.