Анализ стихотворения Н.Матвеевой "В лощинах снег, слоистый, как слюда…"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Коротко познакомить детей с жизнью и творчеством поэтессы Новеллы Матвеевой.
  2. Продолжать работу с изобразительными средствами языка.
  3. Продолжать работу по определению размера стихотворения, рифмы.
  4. Развивать речь, память, наблюдательность, сценические способности детей, поэтический слух.
  5. Продолжать работу, направленную на расширение словарного запаса детей.
  6. Расширять детский кругозор.
  7. Воспитывать внимательного и выдержанного слушателя.
  8. Прививать интерес и любовь к родному языку, наблюдать за его многогранностью.
  9. Воспитывать чуткого, вдумчивого читателя, бережно относящегося к каждому слову произведения.
  10. Воспитывать любовь к прекрасному через слово и музыку.

Оборудование:

  • текст стихотворения Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…»;
  • запись песни Новеллы Матвеевой в исполнении самой поэтессы-барда (Приложении 1) предложена песня «Ночь-ночь новогодняя…»;
  • запись музыкального фрагмента концерта Антонио Вивальди «Времена года». «Весна»;
  • фотографии Новеллы Матвеевой;
  • картинки к отдельным фрагментам стихотворения (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

Методические рекомендации.

Весь урок делится на три части. Первая посвящена краткому знакомству с личностью Новеллы Матвеевой (для лучшего восприятия стихотворения и понимания замысла автора детям полезно узнать некоторые факты из биографии Новеллы Николаевны, услышать звучание ее голоса, увидеть фотографии). Эта часть урока довольно емкая по количеству предлагаемой информации. Поэтому учителю следует внимательно изучить хронометраж и не затягивать информационный блок более семи минут.

Во второй части урока проводится работа с текстом. Основной акцент в этой работе делается на подборе картинок к стихотворению (при поэтапном прочитывании его). Здесь может помочь заранее подготовленная серия картинок – из них учащиеся будут выбирать ту, которая наиболее, на их взгляд, подходит для создания «фильма» к стихотворению.

Чтобы дети впоследствии без особого труда могли использовать в своих работах изобразительные средства языка, ищем тропы, встречающиеся при прочтении этого стихотворения. Этому посвящена третья часть урока.

Ход урока

1. Объявление темы урока.

Учитель: Сегодня прикоснуться к прекрасному нам поможет стихотворение Новеллы Николаевны Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…». Мы уже встречались с творчеством этого автора. Давайте вспомним, какое стихотворение приоткрыло нам дверь в мир поэзии Новеллы Николаевны. (Девочка и пластилин.)

Мы уже проводили с вами литературные исследования. Сегодня нам предстоит продолжить эту работу. Давайте попробуем почувствовать себя настоящими литературоведами и посмотреть на стихотворение Новеллы Николаевны Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…» глазами самых внимательных читателей и ценителей искусства.

Внимание! В конце нашего разговора постарайтесь определить настроение этого стихотворения и понять, какие чувства хотела пробудить в читателе Новелла Николаевна.

2. Немного об авторе.

Учитель: Чтобы лучше понять замысел поэтессы, изучая ее творчество, следует немного познакомиться с самой создательницей стихотворения «В лощинах снег, слоистый, как слюда…».

  • Новелла Николаевна Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе (Приложение 1, слайд 1).

Писать Новелла Матвеева стала под влиянием матери, которая была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком большой культуры и большого артистизма. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации, впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не всегда было радио, но благодаря матери музыка звучала постоянно. Мама пела цыганские, русские и итальянские песни.

Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дед был поэтом, младший брат, дядя и муж - тоже поэты...

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Это было в Монинском госпитале, где она лечилась от острого авитаминоза, подействовавшего ей на глаза.

В течение семи лет Новелла Матвеева работала в детском доме.

Еще в детстве Новелла пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи У. Шекспира, М. Лермонтова, А. Фета...

Публика сразу заметила и полюбила юную поэтессу-барда. Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни зазвучали на любительских магнитофонах.

Вскоре Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором, ее приняли в Союз писателей СССР.

Учитель: Вы узнали некоторые факты из биографии Новеллы Николаевны Матвеевой. Теперь послушайте ее голос, посмотрите фотографии и скажите, какими основными качествами, на ваш взгляд, будут наделены стихотворения Новеллы Матвеевой (исполнение песни Золушки «Ночь, ночь новогодняя…») (Приложение 1, слайд 2). (Наверное, это будут очень добрые, нежные и необыкновенно красивые стихотворения.)

3. Прослушивание детьми стихотворения Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…».

Читает учитель.

4. Словарная работа.

  • Лощина – низменность, низко расположенная долина.
  • Слюда – слоистый минерал, в чистом виде – как стекло. Его структура – слоистые кристаллы.
  • А теперь прочитайте это стихотворение самостоятельно, чтобы понять, есть ли еще в нем слова, незнакомые вам. Какие?

5. Работа с текстом.

Учитель: Прежде всего, давайте определим, от чьего лица общается с нами автор? (От первого лица: Я прутиком разбила лед ручья.)

То есть все, что мы видим в стихотворении, мы видим глазами лирического героя (героини).

Внимание! В конце урока попробуйте определить настроение лирической героини, а, может быть, даже ее характер.

Можно ли по этому стихотворению создать фильм, или автор изображает застывшую картину? (Это не застывшая картина. Здесь можно создать несколько кадров с описанием, но здесь есть и повествование. Например, когда писательница рассказывает о ручье.)

Тогда давайте попробуем смонтировать фильм к этому стихотворению.

- Итак, какие строки нам помогут создать первый кадр?

В лощинах снег, слоистый, как слюда,
От падающих капель конопатый.

- Какое название можно дать этому слайду? (Конопатый снег.)

- Какие слова мы выделим голосом? (Слоистый, конопатый.)

Давайте подберем нужную картинку для этой части нашего фильма.

Детям предлагается для обсуждения несколько зарисовок «Снег в лощине». После обсуждения всех «за» и «против» выбирается картинка, наиболее соответствующая авторскому тексту (Приложение 2, слайд 1).

  • Второй слайд.

Ручей.

- Смотри! – ручей надбил скорлупку льда
И снова спрятался как виноватый.
Он что-то с берега хотел стянуть,
Уже струю он протянул, как руку, -
Кусок коры, хвоинку – что-нибудь,
Что первых поисков умерит муку.

Где в этом отрывке следует поставить логическое ударение? (Надбил, спрятался, стянуть, протянул, что-нибудь, первых.)

Прежде, чем подобрать картинку к этому сюжету, давайте определим характер ручья. Кого он вам напоминает? («Надбил скорлупку» - вылупляющийся птенец; «хотел стянуть … что-нибудь, Что первых поисков умерит муку» - несмышленый любопытный малыш.)

При выборе картинки обратите внимание на то, что ручей только «вылупляется», выбираясь из-под скорлупки тонкого льда.

Автор обращается к кому-то, говоря «Смотри!» Как вы думаете, кто этот «кто-то»: еще один персонаж стихотворения, которого нам нужно поместить на нашем слайде, или это мы – внимательные читатели этого произведения? (Скорее всего, поэтесса обращается к нам. Ее переполняют эмоции, и она непременно хочет поделиться ими с читателями.)

Выбор картинки из предложенной серии (Приложение 2, слайд 2).

  • Третий слайд.

Пень.

Краснеет пня сочащийся надрез.

Детям предлагаются картинки, где пень изображен ранней весной, летом, зимой, осенью. Дети объясняют, на что они ориентируются, выбирая картинку (Приложение 2, слайд 3).

  • Четвертый слайд.

Лучи в ветвях.

Лучи в ветвях плетут свои корзины.

Детям предлагаются картинки с изображением деревьев, освещенных солнцем. Ориентируясь на содержание и настроение стихотворения, учащиеся выбирают картинку (Приложение 2, слайд 4).

  • Пятый слайд.

Мох в лесу.

Ноздрями мха свободно дышит лес.

Здесь сначала давайте попробуем нарисовать словесную картину, а потом выберем подходящее изображение для нашего фильма.

Почему поэтесса выбрала слово «свободно»?

Закройте глаза. Попробуйте представить себе, как через мох-ноздри в легкие леса входит воздух, как лес медленно вдыхает и выдыхает. Что почувствовали? (Приложение 2, слайд 5.)

  • Шестой слайд.

Лед на воде.

Лед на воде не толще паутины.

Опять поэтесса возвращается к воде, к ручью. Может быть, стоит повторить второй слайд? (Нет, не стоит. Он здесь не подходит, т.к. в первом случае делался упор на саму воду ручья; в картинке второго слайда мы хотели показать игривое настроение любопытного малыша-ручейка.

А сейчас наше внимание обращено на хрупкость льда, покрывающего воду ручья.

Обсуждение предложенной картинки (Приложение 2, слайд 6).

  • Седьмой слайд.

Бери весну, ручей.

Я прутиком разбила лед ручья:
Бери весну, ручей, - она твоя!

Как вы думаете, что хотела сказать Новелла Николаевна словами «разбила лед…Бери весну, ручей»? (Лирический герой (героиня) как бы прорубила стену, распахнула окошко, впуская весну.)

Может быть, здесь мы подберем две картинки? Первую предложу вам сама: картинка с ломающимся льдом ручья (Приложение 2, слайд 7).

А вот вторую придумайте сами. (Весна. Может быть, большая вода.)

Если на всех слайдах фильма были изображения природы самой ранней весной, то последняя картинка, наверное, должна показывать весну, набирающую силу, уверенно шагающую по земле (Приложение 2, слайд 8).

Под музыку А. Вивальди «Времена года. Весна» просмотр всего созданного «фильма» (Приложение 2, слайд 9).

6. Изобразительные средства языка.

Учитель: Обратите внимание на особенности языка в стихотворении. Найдите высокопарное словосочетание «умерит муку». А теперь обратите внимание на такие слова, характерные для разговорного стиля, как «конопатый», «прутик» или «стянул» (вместо «взял без спроса»). Как вы думаете, для чего автор ставит рядом эти слова, явно смешивая стили? (Видимо, поэтесса, любуясь природой, преклоняется перед ней, перед временем. И одновременно Новелла Николаевна чувствует природу, видит в ней своего друга.)

- Какие интересные эпитеты хочется отметить, прочитывая это стихотворение? Сочащийся надрез», снег конопатый, ручей виноватый.)

- Ручей виноватый. Чем необычен этот эпитет? (Здесь о ручье поэтесса говорит, как о провинившемся ребенке, используя прием олицетворения.)

Давайте обратим наше внимание на обилие образных сравнений. (То мы видим «снег, слоистый, как слюда»; то струю ручья, которую тот «протянул, как руку»; то перед нами предстает лес, который дышит «ноздрями мха».)

А сейчас давайте вспомним, чем образное сравнение отличается от метафоры, и попробуем в тексте стихотворения найти метафоры.

Метафора – это скрытое сравнение (сравниваемый объект не назван) (Приложение 3, слайд 1).

Уходила зима восвояси –
Лишь слюда под ногами хрустела;
Через год только землю украсит
Снегом нежным и искренне белым.

Здесь мы догадались, что слюда - это старый, «слоистый» снег.

Образное сравнение – сравнение, в котором присутствуют два объекта (сравниваемый и тот, с которым сравнивают):

- либо союзы как, будто, словно, как будто: «снег, слоистый, как слюда»;

- либо присутствует творительный падеж: Слюдой слоистой прикрывает землю снег (Приложение 3, слайд 2).

Учитель: Итак, где же в стихотворении метафора? (Солнечные блики автор сравнивает с корзинами: Лучи в ветвях плетут свои корзины.)

А сколько здесь интересных сравнений, связанных со льдом! Найдите их. (Ручей надбил скорлупку льда, лёд на воде не толще паутины.)

- Каким воображением, какой наблюдательностью должен обладать лирический герой Новеллы Матвеевой, чтобы точно почувствовать этот нежный момент рождения весны!

А ведь это не просто весна. Не просто природа. Это живой организм. Используя прием олицетворения, поэтесса заставляет нас поверить в чудо – в чудо рождения Весны. Давайте и мы сейчас попробуем вместе с Новеллой Николаевной почувствовать жизнь природы. Найдите в стихотворении моменты, где автор использует прием олицетворения. (Ручей протягивает свою струю-руку для того, чтобы «стянуть… кусок коры, хвоинку – что-нибудь, Что первых поисков умерит муку». Мы видим, как ручей волнуется, испытывает чувства, словно он живой. И лес дышит «ноздрями мха». Или вот еще: Краснеет пня сочащийся надрез… Создается ощущение раны в теле живого существа.)

Давайте еще раз перечитаем стихотворение и попробуем почувствовать, как по твердому снежному насту падают капли воды: снег-г-г, слюд-д-да, капел-л-ль. Так и слышится: «Динь-диль-дог; динь-диль-дог».

Попробуйте понаблюдать, как при помощи обилия звуков [у] автор заставляет нас почувствовать переживания, муку ручья, стремящегося вырваться на волю ледяного плена. (Стяну-у-ть, у-у-умерит му-у-уку, протяну-у-ул ру-у-уку.)

7. Размер, рифма.

Учитель: Вместе с необыкновенно мягкими лирическими нотками в стихотворении явно чувствуется динамичность, радость. Как вы думаете, почему? Обратите внимание на размер, выбранный Новеллой Николаевной для написания этого произведения. (Ямб.) Да, это самый энергичный размер (Приложение 3, слайд 3).

А теперь пришло время вспомнить про рифму.

- Какой может быть рифма? (Рифма может быть перекрестная, кольцевая (или опоясывающая), парная.) (Приложение 3, слайды 3,4.)

Попробуйте определить рифму в стихотворении. (Перекрестная. Очевидно, следует обратить внимание и на то, что здесь мы наблюдаем, как мужская рифма сменяется мягкой женской: слюда – льда, конопатый – виноватый.)

Действительно, даже в чередовании мужской и женской рифмы, чувствуется присутствие двух настроений: необыкновенная нежность и любовь поэтессы к своему лирическому герою, с одной стороны, и бодрое, приподнятое состояние с этакой игривостью, с другой.

8. Итог урока.

Учитель: Сможете ли вы сейчас описать настроение лирической героини и определить ее характер? (Наверное, лирическая героиня испытывает восторг; она умеет замечать малейшие изменения в природе и радоваться им, видеть в этом нечто сказочное, верить в чудеса.)

- Нет ли у вас ощущения, что и весна присутствует в стихотворении, как живое существо? Какой вы ее себе представляете? (Возможно, это маленькая смешливая девочка, очень добрая, любящая играть и веселиться.)

Давайте вспомним основной вопрос нашего урока. Мы собирались определить настроение стихотворения Н. Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…» и понять, какие чувства хотела пробудить в читателе Новелла Николаевна.

Чтобы было проще сформулировать свой ответ, перечитайте еще раз две последние строки стихотворения. Какие ощущения у вас возникают при этом? (Эти строки усиливают оптимистическое, радостное настроение стихотворения. Ручей освобождают, ему даруется весна. Кажется, с этими словами и в наши сердца заглядывает весна. Наверное, этим произведением Новелла Николаевна Матвеева хотела разбудить в нас веру в доброту, вселяя радость, надежду, уверенность в торжество прекрасного.)

А сейчас, читая стихотворение, постарайтесь передать эти настроения. Не забудьте про логические ударения и паузы.

Материал, использованный в работе:

  1. Стихотворение Н. Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…».
  2. Запись песни Н. Матвеевой «Ночь-ночь новогодняя…» в исполнении Н. Матвеевой.
  3. Запись музыкального фрагмента из альбома Антонио Вивальди «Времена года». «Весна».
  4. www.coolfold.com/phorum/read.php?fid=2&tid=9274
  5. http://lishnevetskiy.livejournal.com/60722.html
  6. http://img.kanga.ro/gallery/album100
  7. http://www.x-ride.ru/index.php/forum/viewtopic.php/f,21/t,15497/
  8. http://www.temernik.ru/gallery/displayimage. php?album=random&cat=230&pos=-16065
  9. http://www.muromzevo.ru/podarok.htm+
  10. http://giglo-fava.livejournal.com/241558.html
  11. http://nsk.sibnovosti.ru/articles/63424
  12. http://macroclub.ru/gallery/member.php?uid=4649