Экология для дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Деревья – наши зелёные друзья (для детей старшей группы)

Программное содержание:

  • Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения.
  • Закрепить умение различать и называть части растений.
  • Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные.
  • Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях.
  • Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником, травами.
  • Загадывание загадок о растениях.

Демонстрационный материал: Картинки с деревьями (дуб, рябина, берёза, ель, клён, сосна); картинки с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: шишки, серёжки, семена клёна и т.д.); натуральные плоды, собранные во время прогулки.

Ход занятия

Организационный момент: Дети стоят в кругу. Ребята, отгадайте загадки: (загадать загадки о дереве, лесе, о хвойном дереве и т.п.).

Основная часть: Сегодня на занятие к нам пришёл из леса ёжик, ему в лесной школе задали очень трудное задание, с которым ему одному никак не справиться. Вот он и решил, что ребята из детского сада помогут ему. Но прежде он хочет убедиться, что вы действительно знаете очень много, о наших зелёных друзьях – деревьях.

- Я буду показывать картинки, а вы называть растения, которые на них изображены.

и т. п.

- Как их можно назвать одним словом? (Деревья.)

- Что есть у всех деревьев? (Корень, ствол (покрытый корой), ветви, маленькие веточки, листья, плоды.)

- Могут ли деревья передвигаться в поисках пищи? (Нет, они растут на одном месте.)

- Что нужно дереву, для того чтобы жить? (Корни, почва, влага, свет, тепло.)

- Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух.)

- Почему деревья (леса) надо охранять, какую пользу они приносят? (Чтобы дышать чистым воздухом. Деревья очищают воздух, их плодами, семенами питаются птицы и животные.)

- Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Воспитатель демонстрирует картинки семян разных деревьев и натуральные семена клёна.

У клена к концу лета созревают семена. У каждого семени есть крылышко, падая на землю, они долго вращаются в воздухе. Ветер успевает подхватить крылатое семечко, и отнести его далеко от материнского дерева. У многих деревьев имеются крылышки (например: у берёзки), крылышки им нужны, чтобы разлететься подальше на полянке.

Проводит эксперимент: Воспитатель подбрасывает семечко клена, оно кружится и падает рядом. Затем подбрасывает второе семечко клёна, и вместе с детьми дует на него, словно ветерок, семечко отлетает дальше в сторону. Вместе с детьми делают вывод.

Физкультминутка: 1-2-3 повернись, в дерево превратись.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Сильными большими
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (Раздвигают ноги шире.)
Чтоб держали дерево, (Сжатый кулак ставят над другим кулаком.)
Падать не давали,
Из глубин далёких (Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.)
Воду доставали.
Тело наше ствол могучий
Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой острой (Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх.)
В небо упирается (Поднимаем соединённые руки вверх.)
Наши руки – это ветви, (Раскрывают ладони в поднятых руках.)
Крону вместе образуют (Смыкают пальцы над головой.)
В кроне им совсем не страшно, (Качают головой)
Когда ветры сильно дуют (Качают поднятыми руками.)
Пальцы - веточками будут, (Шевелят пальцами обеих рук.)
Листья закрывают их (Прикрывают одну ладонь другой.)
Как придёт за летом осень, (Поднимают вверх правую, затем левую руки.)
Разлетятся листья в миг (Разводят руки в стороны).

Воспитатель: Где растут деревья? (В лесу.)

Просит подойти к столам, где разложены вырезанные деревья (хвойные и лиственные).

В разных лесах растут разные деревья. У берёзки, осинки есть листочки, лес, в котором растут эти деревья, называют лиственным. (Демонстрация иллюстраций). У сосны, ели нет листьев, вместо них у этих деревьев есть иголочки – хвоинки. Такие деревья называются хвойные, и лес, в котором они растут, называется хвойным. (Показ иллюстрации хвойного леса).

Давайте и мы с вами посадим свой лес, возьмите по деревцу и укрепите их на нашем панно. Посмотрите, в нашем лесу растут и хвойные деревья, и лиственные такой лес называют смешанным лесом. Давайте запомним, в смешанном лесу растут и хвойные деревья и лиственные. У нас получился замечательный лес. Какие правила поведения в лесу вы знаете? ( Не мусорить, не разорять гнёзда, не разводить костры и т д.)

Сегодня мы с вами вспомнили и узнали очень много интересного, и я думаю, сможем помочь ёжику выполнить его очень сложное задание. Достаёт конверт с заданием в нём картинки – рисунки. Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (Дети дорисовывают деревьям веточки, ствол, листики и т.п.)

Заключительная часть: Выполненное задание отдают ёжику и прощаются с ним. Он благодарит детей и дарит мешочек с шишками, семенами, маленькими веточками для поделок из природного материала. Педагог подводит итог занятия, спрашивает детей, что им понравилось, что узнали нового?

«Путешествие по лесным тропинкам» (для детей подготовительной группы)

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес», формировать представления о лесе, как доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой.
  • Учить различать лиственные и хвойные деревья, узнавать и правильно называть лекарственные травы, грибы.
  • Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Словарная работа: Систематизация слов хвойные, лиственные, кора, корни.

Предварительная работа: экскурсия в парк, беседа о лекарственных растениях, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня мы и поговорим с вами об удивительном лесном царстве. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

В.: Закройте все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы оказались на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и скажем, чем может пахнуть в лесу? (Ответы детей). Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами лесной ковёр из разнотравья. Как много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух.

Ребята, почему лес называют легкими планеты? (Потому, что растения очищают воздух.)

В.: Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит человека, дает нам силу и здоровье.

В нашем лесу живет Лесная фея.

Ф.: Здравствуйте друзья! Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут.

Ф.: Какие деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей.)

В.: Сосна, кедр, лиственница, ель – хвойные деревья. Почему они так называются? (Ответы детей). Лес, в которых растут эти деревья, называются хвойным. (Показ иллюстраций.)

Сосновый бор - светлый и сухой лес. Когда идёшь по сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы деревьев. Летом в них можно собирать ягоды – бруснику, чернику. Растут там и грибы – боровики, маслята, сыроежки. На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда, хищные птицы – ястребы, орлы.

Еловый лес – тёмный, мрачный, сырой. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Прячутся там и зайцы, белки остаются зимовать из-за шишек, вьют гнёзда рябчики и хлопотливые дрозды.

Береза, осина, рябина, как назвать эти деревья одним словом? (Лиственные). Почему они так называются, как вы думаете? Лес, в котором растут названные деревья, называется лиственным. В таких лесах собирается множество певчих птиц. На полянах цветут цветы, зреют ягоды, много грибов. Лес, в котором растут разные деревья и лиственные, и хвойные называется смешанным. (Иллюстрации.)

В: Ребята, лесная фея приготовила для вас вопросы, попробуем ответить на них?

Ф.: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают.

От чего? Кто может поселиться под корой дерева? (Жук-короед.)

Ф.: Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).

В.: От чего еще могут болеть деревья? (Если кто-то порезал кору или сломал ветви у дерева).

Ф.: Для чего нужна дереву кора? (Кора защищает дерево от мороза, ветра, от солнца.)

Ф.: Ребята, зачем же растениям нужны корни? (Через корни дерево «пьет» воду и получает питательные вещества из земли.)

Ф.: Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Физкультминутка

Выросли деревья на поле
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли.
Вправо – влево, взад – вперёд
Так деревья ветер гнёт.
Он и вертит их, и крутит
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

Руки вверх.
Руки в стороны.

Потягиваемся вверх, поднимая руки.

Покачиваем руками из стороны в сторону.

Наклоны всем корпусом.

Повороты туловища.

Лес – зеленая больница, лес – как сказочное царство: тут кругом растут лекарства, в каждой травке, в каждой ветке, и микстура, и таблетки.

В: Почему лес называют зелёной больницей? (Ответы детей.) Потому что лес богат лекарственными растениями, которые издавна люди использовали в медицине. Вот некоторые из них: Одуванчик не только салатное, но и лекарственное растение. В его длинных листьях много витаминов. Мать и мачеха: Растет вдоль дорог, тропинок. Собирают весной. Настой из её цветов и листьев употребляется при простудных заболеваниях. Первоцвет весенний: Богат витамином С. Из цветков и листьев получается прекрасный лекарственный весенний салат. Ромашка: В медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания. Заваривают успокаивающий чай.

Ф.: Ребята, а какие грибы вы знаете? (Ответы детей).

Игра «Найди что лишнее?» (изображение грибов все съедобные, один не съедобный).

и т.п.

А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите? Пройдете мимо или растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать, растаптывать несъедобные грибы? (Ответы детей.) Несъедобные грибы служат для животных лекарством и пищей. Все растения и животные леса живут в мире и гармонии, они нужны друг другу, для животных лес это не только дом, но и аптека, и столовая. А вы знаете, чем питаются в лесу звери? (Ответы детей.)

Ф: А чем вы могли бы помочь лесу? Какие правила поведения на природе вы знаете? Мне понравилось что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе. До новых встреч!

В.: Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. Давайте закроем глаза и сосчитаем до пяти. Раз – два – три – четыре – пять, вот и в группе мы опять.

Ребёнок:

Я на кусте у родника, не тронул сети паучка.
Я поглядел на муравьев: у них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал, и никого не напугал, нигде воды не замутил.
В лесу я просто погостил.

Итог занятия: Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника. Не сорвали цветов, не напугали птиц и зверей, не нарушили тишины и гармонии леса. Пусть мир, в котором мы живём, остаётся голубым и зелёным.

Литература:

  1.  «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 2 Е.А. Алябьева, Творческий Центр, Москва 2008.
  2.  «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А., издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006.