Гражданский форум "Россия и мир: сотрудничество или конфронтация?" (10–11-й классы)

Разделы: История и обществознание, Экономика

Классы: 10, 11


Положение

Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи и порядок проведения Гражданского форума (Форум).

Цель Форума: создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности.

Задачи Форума:

  • расширить знания учащихся в области основных подходов к решению политических проблем;
  • способствовать развитию основных компетенций учащихся;
  • содействовать распространению активных форм занятий в системе гражданского образования и воспитания;
  • способствовать принятию учащимися гуманистических ценностей современного общества.

Учредители Форума:

  • Городское методическое объединение преподавателей обществоведческих дисциплин;
  • администрации школ – участников Форума;
  • оргкомитет Межшкольного практикума “Международный день прав человека”.

Участники Форума:

  • учащиеся 10-11 классов школ города (не более 3 человек от школы).
  • педагоги - консультанты школьных команд.

Предполагаемое время – 1 час 15 мин. – 1 час 30 мин.

Проведение Форума.

Форум – это дискуссия, в процессе которой участники движутся от фактов и мнений к информированному глубокому суждению. В основе Форума лежит идея о том, что демократия начинается с диалога.

Использована методика подготовки и проведения “Гражданского Форума”, предложенная Российским Центром Гражданского Образования.

Этапы проведения Форума:

  1. Представление темы и этапов работы данного форума.
  2. Объяснение правил дискуссии.
  3. Представление подходов к решению данной проблемы.
  4. Дискуссия - анализ различных подходов. (Представители каждой школы могут подготовить своё выступление по одному из подходов к проблеме. Выступление следует строить, используя ПОПС - формулу: позиция, аргумент, пример. Возможно использование презентации (не более 2 минут). Об использовании презентации следует проинформировать ведущих заранее).
  5. Подведение итогов дискуссии.
  6. Анкетирование участников Форума.

Приложение 1

Каждый участник Форума должен иметь бейдж с указанием имени и фамилии.


Приложение 2

Правила для участников Форума

  1. Ведущий направляет обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.
  2. Все расположены к участию в дискуссии.
  3. Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.
  4. Обсуждение не должно выходить за рамки данной темы, оно сосредоточено на определении вашей позиции.
  5. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме, анализируются альтернативы.
  6. Мы слушаем и слышим друг друга.

Приложение 3

Организаторы предлагают 3 подхода к обсуждаемой проблеме.

1 подход. Сотрудничество России и других стран жизненно необходимо. Только совместные усилия позволят справиться с современными мировыми проблемами: финансовый кризис, противостояние терроризму, глобальные проблемы современности.

2 подход. Россия вынуждена находиться в конфронтации с другими странами. За 90-ые годы ХХ столетия позиция и авторитет России пошатнулись, чтобы их восстановить, необходимо твёрдо и последовательно отстаивать интересы страны. Только тогда с мнением и позицией России будут считаться её партнёры.

3 подход. В современном мире недопустимо слепое отстаивание своей позиции, слишком много угроз – мы вынуждены справляться с ними вместе. Но нельзя идти на поводу тех, кто требует от России уступок в её ключевых интересах ради “демократии и сотрудничества”.


Приложение 4

Анкета для участников Форума

Дорогой друг!

Надеемся, что участие в Форуме позволит Вам высказаться и ответить на вопросы данной анкеты. Ваше мнение поможет организаторам Форума определить его результативность.

1.Считаете ли Вы, что участники Форума стремились выслушать других и относились с уважением к точке зрения оппонента?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

2. Находите ли Вы в своём варианте решения проблемы негативные аспекты?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

3. Увидели ли Вы положительные стороны того варианта решения проблемы, который Вы не разделяете?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

Спасибо за участие в анкетировании!