Рабочая программа по алгебре (Никольский С.М., Потапов М.К., Шевкин А.В.)

Разделы: Математика


Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5–11 кл.”/Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - 3-е изд., -М. Дрофа, 2002; 4-е изд. -2004 г.

Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. -2004 г., №4.

Структура документа

Рабочая программа по алгебре представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, геометрия, элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению задач и нематемаческих задач;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь - умение логически обосновать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представление об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики отводится не менее 875 ч. из расчёте 5 ч. в неделю с V по IX класс. Программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 90 учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Педагогические технологии, применяемые в процессе обучения:

  • технология коммуникативного обучения;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • здоровьесберегающих технологии.

Здоровьесберегающих технологии, применяемые в процессе обучения:

  • зарядка для глаз;
  • смена видов деятельности;
  • эмоциональная разрядка;
  • построение урока в соответствии с динамикой внимания, учитывая время каждого задания.

Раздел II. Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов.

Всего

Теория

Практика (к/р, с/р)

Глава 1. Действительные числа.

19

1

Натуральные числа.

3

1

4

2

Рациональные числа.

3

2

5

3

Действительные числа.

8

2

10

Глава 2. Алгебраические выражения.

72

4

Одночлены.

7

2

9

5

Многочлены.

13

5

18

6

Формулы сокращенного умножения.

14

5

19

7

Алгебраические дроби.

14

4

18

8

Степень с целым показателем.

7

1

8

Глава 3. Линейные уравнения.

21

9

Линейные уравнения с одним неизвестным.

4

2

6

10

Системы линейных уравнений.

12

3

15

  Повторение.

7

1

8

Итого:

92

28

120

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Глава I. Действительные числа (19 ч.)

$1. Натуральные числа (4)Натуральные числа и действия с ними. Степень числа. Простые и составные числа. Делители натурального числа. $2. Рациональные числа (5) Обыкновенные дроби. Конечные десятичные дроби. Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Периодические десятичные дроби. Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби. Десятичное разложение рациональных чисел. $3. Действительные числа (10). Иррациональные числа. Понятие действительного числа. Сравнение действительных чисел. Основное свойства действительных чисел. Приближение числа. Длина отрезка. Координатная ось.

Глава II. Алгебраические выражения (72 ч.)

$4.Одночлены (9).Числовые выражения. Буквенные выражения. Понятие одночлена. Произведение одночлена. Стандартный вид числа. Подобные одночлены. $5. Многочлены (18). Понятие многочлена. Свойства многочленов. Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена на многочлен. Произведение многочленов. Целые выражения. Числовое значение целого выражения. Тождественное равенство целых выражений. $6. Формулы сокращённого умножения (19). Квадрат суммы. Квадрат разности. Выделение полного квадрата. Разность квадратов. Сумма кубов. Разность кубов. Применение формул сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители. $7. Алгебраические дроби (18). Алгебраические дроби и их свойства. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Арифметические действия над алгебраическими дробями. Рациональные выражения. Числовое значение рационального выражения. Тождественное равенство рациональных выражений. $8. Степень с целым показателем (8). Понятие степени с целым показателем. Свойства степени с целым показателем. Стандартный вид числа. Преобразование рациональных выражений.

Глава III. Линейные уравнения (21 ч.)

$9. Линейные уравнения с одним неизвестным. Уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения ч одним неизвестным. Решение линейных уравнений с одним неизвестным. Решение задач с помощью линейных уравнений. $10. Системы линейных уравнений (15). Уравнения первой степени с двумя неизвестными. Системы двух уравнений первой степени с двумя неизвестными. Способ подстановки. Способ уравнивания коэффициентов. Равносильность уравнений и систем уравнений. Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Решение задач при помощи систем уравнений первой степени.

Повторение (8 ч.)

Календарно-тематическое планирование (Приложение)

Раздел IV. Требования к уровню
подготовки учащихся за курс алгебры 7 класс.

знать: формы записи чисел в виде обыкновенной и десятичной дроби; иметь представление о действительном числе как о отрезке и умение изображать числа на координатной оси. Уметь: все действия с действительными числами.

знать: определение числовых и буквенных выражений и алгебраических дробей, формулы сокращённого умножения. Уметь: выполнять преобразования с одночленами и многочленами, примененять формулы сокращенного умножения для преобразования квадрата и куба суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители. применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.

знать: степень с целым показателем и ее свойства; стандартный вид числа; преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем. Уметь: выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.

знать: уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Системы линейных уравнений. Уметь: решать ли нейные уравнения; решать задачи с помощью линейных уравнений; решать системы двух линейных уравнений.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник: Алгебра 7. / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин / М.: Просвещение, 2007 г.

Дополнительная литература:

  1. Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / М.К.Потапов, А.В.Шевкин / М: Просвещение, 2002г
  2. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк. / М.: Генжер, 1999. – 95 с.
  3. CD-диск “Уроки алгебры Кирилла и Мефодия-7кл.”

Раздел IV. Требования к уровню
подготовки учащихся за курс алгебры 7 класс.

знать: формы записи чисел в виде обыкновенной и десятичной дроби; иметь представление о действительном числе как о отрезке и умение изображать числа на координатной оси. Уметь: все действия с действительными числами.

знать: определение числовых и буквенных выражений и алгебраических дробей, формулы сокращённого умножения. Уметь: выполнять преобразования с одночленами и многочленами, примененять формулы сокращенного умножения для преобразования квадрата и куба суммы и разности в многочлен, для разложения многочлена на множители. применять основное свойство дроби и выполнять над алгебраическими дробями арифметические действия.

знать: степень с целым показателем и ее свойства; стандартный вид числа; преобразование рациональных выражений, записанных с помощью степени с целым показателем. Уметь: выполнять арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде, и преобразовывать рациональные выражения, записанные с помощью степени с целым показателем.

знать: уравнения первой степени с одним неизвестным. Линейные уравнения с одним неизвестным. Системы линейных уравнений. Уметь: решать ли нейные уравнения; решать задачи с помощью линейных уравнений; решать системы двух линейных уравнений.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник: Алгебра 7. / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин / М.: Просвещение, 2007 г.

Дополнительная литература

  1. Дидактические материалы по алгебре.7 класс. / М.К.Потапов, А.В.Шевкин / М: Просвещение, 2002 г.
  2. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. / Н.Г. Миндюк, М.Б. Миндюк. / М.: Генжер, 1999. – 95 с.
  3. CD-диск “Уроки алгебры Кирилла и Мефодия-7 кл.”