Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета

Разделы: Технология, Экономика


Оборудование: Компьютерный класс, оснащённый современной техникой и программным обеспечением. На компьютерах должен быть установлен пакет Microsoft Office. Документация и методические рекомендации.

Методы обучения: Беседа, рассказ, деловая игра.

Межпредметные связи: граждановедение, математика, информатика.

Цели урока:

  • Обучающая - ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.
  • Развивающая - формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.
  • Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.
  • Мотивационная - побудить интерес к изучению информатики.

Задачи урока:

  • Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, прибыль, кредит.
  • Рассмотреть структуру семейного бюджета.
  • Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.
  • Развитие познавательного интереса,
  • Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления.

План урока.

Содержание этапов урока Виды и формы работы Время
1. Организационный момент Приветствие 2 мин.
2. Мотивационное начало урока Постановка цели урока.

Фронтальный опрос.

5 мин.
3. Объяснение хода игры Использование занимательных материалов.

1й-этап

5 мин.
2й-этап 20 мин.
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного Подведение итогов обсуждения и составления бюджета в семьях. 7 мин.
5. Подведение итогов, домашнее задание. Анализ хода и результатов игры. 6 мин.

Ход урока

Написать на доске.

"Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием. Немецкий педагог Л. Дистервег.

Запомнить слова: Бюджет семьи, доход, расход, баланс, бухгалтерия, коммунальные услуги. Электронные таблицы, текстовый редактор, процессор.

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: Здравствуйте дети!

Тема нашего урока: " Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".

Цель нашего урока - научиться, как правильно составлять кассовую книгу семейного бюджета, т.е. сбалансировать доходы и расходы семьи с использованием компьютера.

Но перед этим давайте вспомним:

? Что такое бюджет семьи?

Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)

? Что понимают под доходом семьи?

Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого - либо рода деятельности.

? Что такое расход?

Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.

Учитель: Да, бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии

Р=Д - бюджет сбалансирован.

Р больше Д - бюджет имеет дефицит

Д больше Р - бюджет называется избыточным.

Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.

В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

А теперь мы с вами проведём игру: (Приложение 9)

1-й этап: (5 мин.)

Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:

Муж, жена, дочь, сын, свёкор - отец мужа, свекровь-мать мужа. Тесть- отец жены, тёща - мать жены.

Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений. (Приложение №1.)

А теперь отгадайте загадку, кто нам будет помогать в дальнейшей нашей работе:

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же - компьютер

2 - й этап.(20 мин.) Перед тем как перейти к практической части нашей игры вспомним правило техники безопасности.

Теперь приступаем к практической части нашего урока.

1. Каждая семья заполняет таблицу "Состав семьи" (Приложение 2)

Работа в текстовом редакторе.

2. Составление "Кассовой книги" (Приложение 3)

Работа в электронных таблицах. Доходная и расходная часть семейного бюджета складывается из следующих источников. (Приложения 4-5)

3. Заполнить таблицу и произвести подсчёт для заданных продуктов. (Приложение 6)

4.Оформить титульный лист "Кассовой книги". (Приложение 7)

Работа в текстовом редакторе.

Я зря времени не трачу,
Как учитель на доске
Я пишу ему задачу
На программном языке.
Ум компьютера - процессор
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.

Сохранить всю информацию на диск, распечатать.

Защита, обсуждение.

Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Приложение 8)

Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.

Подведение итогов.

Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему.

Пословица гласит: "Не похвалишь, так и не продашь".

Создать презентацию рекламы: (Индивидуальные задания для имеющих компьютер дома).