Урок "Терпение"

Разделы: Начальная школа


Цель: Социокультурное наполнение категории “терпение”.

Задачи:

  • Обогащение социокультурного опыта.
  • Формирование коммуникационных умений.
  • Воспитание положительного отношения к людям, умеющим владеть собой и достойно преодолевать препятствия в трудные жизненные ситуации.

Оборудование:

  • Индивидуальные конверты с деталями “цветка-терпения”.
  • Карточки с заданиями для работы в парах.
  • Карточки с заданиями для работы в группах (6 человек).
  • Страница первой книги для домашнего задания.
  • Таблицы для оформления доски.

Ход урока

Присоединение

Учитель: Добрый день! Сегодня мне хочется начать урок с книг, которые известны не только в нашей стране, но и за рубежом – это словари Даля и Ожегова. Они помогут нам узнать тему сегодняшнего разговора.

На доске определения одного из человеческих качеств, которые дают эти авторы.

– О каком качестве идет речь?

На доске

……..– сила и величие духа, признак кротости, смирения, снисхождения. Умение выносить, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая, надеяться, ожидать лучшего.

Даль

……..– безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятное, нежелательное, тяжелое.

Ожегов

Дети: Терпение.

Учитель: А как вы думаете, это человеческое качество светлое или темное?

Ответы детей….

Учитель: Я думаю, это человеческое качество и темное, и светлое.

Темное, потому что человеку, когда он терпит, приходиться переносить страдания, боль, обиду, что-то неприятное.

А светлое потому что, достойно выдержав все испытания, человек становится сильным, успешным, здоровым, радостным, счастливым.

Основная часть.

Учитель: Терпение – одно из главных качеств человека. Если бы люди не обладали им, то на Земле…..

Что бы продолжить эту мысль, проанализируйте предложенные ситуации.

Работа в парах.

  1. Учеба – это тяжелый труд. Поэтому дети, которые не умеют или не хотят терпеть учебный процесс, перестали учиться.
  2. Взрослые (строители, продавцы, врачи, учителя, пожарные, военные, спасатели, рабочие и другие), для которых работа – это нудно и тяжело перестали работать.
  3. Больные, которые устали терпеть боль, впали в уныние и не надеются на свое выздоровление.

К чему это приведет?

Ответы детей….

Учитель: Если бы люди не умели терпеть, то на Земле ничего и никого не было, все превратилось бы в прах.

Поэтому очень важно, чтобы человек обладал этим качеством.

Сейчас проверим домашнее задание “Кто, по вашему мнению, самый терпеливый?”

Послушаем ребят, которые подготовили самые лучшие работы. (2–3человека)

Учитель: А сейчас попробуем, работая в группах, вместе ответить на вопрос “ Когда, кому, в каких жизненных ситуациях необходимо терпение?”

Работа в группах

1. В каких делах необходимо терпение? (Подчеркни и объясни)

  • шить
  • готовить уроки
  • смотреть телевизор
  • заботиться о домашних животных
  • обсуждать новую покупку
  • помогать по хозяйству
  • гулять во дворе
  • собирать грибы и ягоды
  • ухаживать за больным человеком

2. Объясни смысл пословиц “Терпение – ключ к успеху во всяком деле”, “Терпение – путь к уменью”.

3. Наши предки твердо знали: доброделание требует долготерпения. Тогда и будут сбываться наши надежды. Особое терпение требуется от того, кто решил послужить ближнему: например,………(продолжите).

4. Терпение неразлучно с надеждой. Светлая и достойная надежда дает силы для терпения: “Терпеть не беда, было б ради чего”.

Ради чего надо терпеть?

Ответы детей:……….

Учитель: Да, действительно, в жизни нам часто приходиться терпеть, но это необходимо для воспитания характера. “ И если счастье может избаловать и изнежить человека, так что он станет слабее самого себя, то несчастье является школой терпения и научит человека быть сильнее себя самого”. (Иван Ильин)

Поэтому в самой сложной трудной ситуации человек должен уметь управлять собой. Это не легко; этому надо учиться и научиться. Это удается далеко не каждому и не всегда.

Послушайте историю об одном цветке, который умел терпеть, достойно переносить лишения и неприятности, идти навстречу безрадостности и мужественно встречать страдание и боль “с поднятым забралом”, высоко поднятой головой.

Дети: Читают по ролям сказку “Цветок – звезда” А.Лопатиной.

Учитель: Почему эдельвейс не жаловался на судьбу, хотя ему было больно?

Давайте создадим цветок – терпения, который в трудные минуты поможет нам достойно перенести все испытания.

У каждого есть конверты с деталями цветка.

Ваша задача собрать цветок – терпения, выбрав лепестки с достойными советами.

Цветок - терпения

  1. Никогда не говори: “Я не выдержу”. Не сомневайся в себе, верь в свои силы.
  2. Подумай о чем-нибудь хорошем. Вспомни ради чего тебе приходиться переносить трудности.
  3. Отвлекись ненадолго займись чем-нибудь интересным, веселым, радостным.
  4. Когда ты на грани и можешь сорваться, причинить другим боль и страдания, лучше дать отчаянию свободно излиться в слезах, рыданиях и жалобах; надо высказаться перед кем-нибудь, доверить свои переживания верному другу, близкому человеку.
  5. Обратись с молитвой к богу. Открой ему сердце, искренне поведай о своем бессилии. Божественный источник наполнит твой дух силой и приведет к победе.
  6. Улыбнись, отнесись с юмором к своему тяжелому положению. Тогда и само терпение улыбнется вместе с тобой, и вся душа человека объединится и укрепится для победы.
  7. Приласкай свою собаку, кошку, хомячка…
    Они подарят тебе радость, любовь, которые дадут силы перенести боль и страдания.
  8. Побей кого-нибудь.
  9. Накричи на кого-нибудь.
  10. Обзови кого-нибудь.
  11. Порви, изломай чьи-нибудь вещи.

Учитель: Давайте прочитаем, какие советы были достойны вашего внимания.

Дети:………..

Учитель: Терпение есть вера в победу и путь к победе. И более того - терпение есть сама победа: победа человека над своей слабостью и над всякими жизненными ситуациями.

Поэтому терпение может и темное мрачное качество, но оно ведет к свету, к солнцу, к победе.

Итог урока. Рефлексия.

Для достижения победы непременно нужно умение терпеть.

Ресурсный круг.

– А что значит уметь терпеть? Что должен уметь человек для этого? Каким быть, какими качествами обладать?

На доске солнышко - победы. “Уметь терпеть – это значит уметь…..

На лучиках солнца: (и на доске, и у детей)

  1. Уметь любить.
  2. Уметь верить.
  3. Уметь надеяться.
  4. Уметь слушаться.
  5. Уметь смиряться.
  6. Уметь трудиться.
  7. Уметь радоваться.
  8. Уметь добиваться цели.
  9. Думать о других.
  10. Стремиться к совершенству.
  11. Не падать духом.
  12. Стремиться к успеху.
  13. Быть сдержанным.
  14. Быть добрым.
  15. Быть упорным.
  16. Быть настойчивым.
  17. Быть сильным.
  18. Быть мужественным.
  19. Не унывать.
  20. Быть мудрым.
  21. Быть справедливым.
  22. Быть достойным.
  23. Не переносить боль на других.

Учитель: Поднимите цветы терпения те, кто на уроке нашел для себя много полезных советов.

Этот урок я хочу закончить словами православного философа Ивана Ильина “Терпеливо делает гусеница свое дело – и превращается в бабочку с дивными крыльями. И у человека вырастут еще прекраснейшие крылья, если он будет творить с истинным терпением. …он сумеет нести нечеловеческие бремена и создавать на земле великое и чудесное”.

Домашнее задание: Заполнить страничку “Моей первой книги”.