"Что такое счастье?" (на основе рассказа С.Воронина "Счастье"). Урок внеклассного чтения в 5-м классе (технология погружения)

Разделы: Литература


Цели

  • познакомить пятиклассников с рассказом С.Воронина "Счастье";
  • опираясь на собственный опыт учеников, работать над умением мыслить
  • неординарно, излагать своё мнение логично, чётко, не бояться его высказать;
  • работать над развитием устной речи школьников;
  • воспитывать чувство ответственности за своих близких, друзей.

 

Подготовка к уроку

1. Нарисовать иллюстрацию к уроку, по мнению ученика, выражающую слово "счастье"

2. Создать модель счастья своей семьи.

3. Индивидуальные задания:

4. Выучить стихотворения о счастье.

Ход урока

Но, люди, счастье наше в том,
Что счастья мы хотим упорно.
Что на века свой строим дом,
Свой мир, живой и рукотворный.
А.Т.Твардовский.

1. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о явлении, которое знают все, но никто не может с точностью дать его определение. Может быть, нам это удастся?

Тема нашего сегодняшнего урока: "Что такое счастье?" А эпиграфом я взяла А.Т.Твардовского. Давайте запишем тему урока и эпиграф в тетради.

Вы уже работали по этой теме, на выставке - ваши рисунки, на которых вы изобразили счастье. Трудно было рисовать? (И трудно, и легко, но не всегда получилось нарисовать, что хотели)

- Почему ваши рисунки разные?(Потому что у каждого своё представление о счастье)

2. Первый индуктор

Напишите, пожалуйста в тетрадочках слово "счастье" и подберите слова разных частей речи, по вашему представлению, определяющие счастье. (Добро, футбол, семья, жить, быть весёлым, работать, здоровье, друзья, рождение детей и другие)

2-а Социализация

(Все проговаривают слова, записывают те, которые понравились, но сами их не записали)

3. Второй индуктор.

О счастье говорят с древнейших времён. Обратимся к высказываниям о счастье. Будем работать по буклету, составленному по теме урока. (Приложение 1)

- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

- Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

- Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.де Костер

- Счастье - равновесие разумных желаний и возможности их удовлетворения. В. Шишков

Запишите в тетради, каким представляют счастье философы.

(Когда делаешь приятное. Взаимоотношения людей. Это люди, которые радуются, что они есть на земле.

Делать людей счастливыми, дарить счастье, осуществлять радость.

Счастье для философов - это когда человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)

3-а Социализация

Зачитываем ответы детей.

4 Знакомство с рассказом

А сейчас давайте обратимся к небольшому рассказу С.Воронина, который называется "Счастье". (Приложение 2)

4-а Чтение рассказа

Читает учитель и учащиеся (по цепочке)

4-б Беседа по вопросам

- От чьего лица ведётся рассказ? (От лица пожилого мужчины, дедушки)

- Взрослый человек говорит о своём счастье, вам понятен его смысл? (Конечно! Ведь каждый счастлив, когда всё хорошо закончилось)

- Какие слова передают напряжение автора? (Промахнулся, молоток с силой пролетел, пролетел стремительно, По-прежнему глядела. задрав головёнку ,омертвел от ужаса)

- Почему автор выбирает такое, на первый взгляд, странное обращение к внучке "гуль-гуль"? (Он испытывает большое напряжение, шок, поэтому говорит то, что пришло в голову, что кажется ласковым, ему вообще всё равно, что говорить, главное - говорить)

-Что самое главное, что нужно, по мнению автора, для счастья? (Что бы все были живы. "Ничего не изменилось. Всё осталось по-прежнему", "твоя совесть чиста и спокойна")

- Кто или что, по-вашему, открыл дедушке "состояние счастья? (Зачитываем)

- Как можно объяснить особую "нежную ласковость к внучке", наполняющую душу?

(Чувство вины, желание оградить от беды, горя, понимание, как коротка жизнь)

- Почему слово ЖИВУЮ выделено прописными буквами? (Это главная мысль рассказа, поэтому такой приём необходим)

Запишите 3 предложения о счастье, смысл которого открылся вам в рассказе.

4-в Социализация

(Счастье для автора рассказа - это жизнь и благополучие родных. Оно проявляется в том, что существует чудо. Счастье - это удивительное состояние, когда даже не знаешь, что сказать).

3. Третий индуктор

Вы тоже создавали модель своего семейного счастья. Вы сделали замечательные модели. Чем они похожи на содержание прочитанного нами рассказа? (Мы тоже рассказали о своих семьях, показали, что самое главное - когда все вместе, дружные, весёлые)

5 Чтение стихотворений.

А сейчас обратимся к поэтическим текстам о счастье. Послушайте стихотворения и ответьте на вопрос: "Что общего во всех определениях счастья?"

(Приложение 1) Буклет.

Дети читают наизусть стихотворения В.Тушновой, Н.Рыленкова, И.Якимовой.

5-а Социализация

(Во всех высказываниях о счастье, в стихотворениях, в рассказе говорится о том, что счастье - это когда все вокруг добрые, помогают друг другу, заботятся об окружающих, счастье может быть большим и маленьким, но надо, чтобы оно было)

6 Заключительное слово учителя

Вы удивительные дети, прекрасно понимающие явления нашей жизни, тонко чувствующие то, что хотели сказать взрослые люди о счастье. В эпиграфе к сегодняшнему уроку есть очень хорошие слова: "навсегда свой строим дом, свой мир, живой и рукотворный". Эти слова определяют главную мысль сегодняшнего урока, да и всей жизни каждого человека: именно мы сами строим свой мир и только от нас зависит, какой он будет.

Д/З Напишите эссе (маленький рассказик) о сегодняшнем уроке, о рассказе, который мы прочитали, о счастье.

- Для слова "счастье" нет точного определения. У каждого человека своё представление о счастье.

Для меня, например, счастье - это моя семья, которая меня понимает и любит, друзья, которые не предадут.

Все люди имеют право быть счастливыми. Просто для этого нужно к чему-то стремиться, иметь свою мечту и пытаться её осуществить. Когда ты достигнешь своей цели, ты почувствуешь себя счастливым человеком.

- Вы спрашиваете у меня, что такое "Счастье"?

Для меня счастье пока земное. С 1 Сентября я жду начала летних каникул. А между делом обожаю вместе с подругами весело встречать Новый год. Люблю получать хорошие оценки и подарки.

Счастье для меня, когда весной цветёт сирень, обволакивая своим божественным запахом.

А главное для меня счастье - это здоровье всех моих близких.