"Я и мир профессий"

Разделы: Технология


Положение о сетевой игре (Приложение 1)

Цели игры:

  1. Информирование учащихся о мире профессий.
  2. Ознакомление учащихся с житейским выбором профессии.
  3. Помощь в определении своих качеств личности.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие “Классификация профессий”.
  2. Изучить житейский метод выбора профессий.
  3. Провести игры, тесты.
  4. Провести тестирование по определению качеств личности.

Оборудование:

Презентация (Приложение №7), мультимедиа, микрофон, оценочные листы для жюри, карточки с заданиями (Приложение №3), фломастеры, мольберт, цветные клеевые бумажки, тестовые бланки, учебник “Твоя карьера 8–9 класс” Чистяковой С.Н., секундомер, колокольчик для оповещения об окончании отведенного времени, выставка справочного материала.

СЦЕНАРИЙ

Участники игры рассаживаются в зале за игровыми столами и оформляют визитки своих команд.

Время Оборудование Ход игры
1-2 мин. На экране презентация “Я и мир профессий”

- Добрый день уважаемые члены игры, зрители, члены жюри. Мы начинаем сетевую игру “Я и мир профессий” среди учеников 9-х классов школ района Братеево.

Помогать вести игру будут наши курьеры. В их обязанности на игре входит доставка выполненных вами заданий членам жюри.

Эпиграфом к нашей игре будут строки из стихотворения Владимира Маяковского:

У меня растут года,
Будет мне 17.
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?

3-5 мин. * 7 команд = 20-35 мин. На сцене представление команд участников игры.

Жюри уточняет название команд

Прежде чем мы приступим к конкурсным испытаниям, давайте познакомимся.

Итак, разминка.

Очередность представления команд прошу разыграть капитанов. (Капитаны вытаскивают номера очередности представления своих команд)

- На сцену для приветствия и представления своей команды приглашается команда, которая по жеребьевки вытащила жетон №1.

Это представители школы №__________ .

- “Спасибо!”

Приглашается команда, имеющая №2 школа___________ .

- “Спасибо!”

Приглашается команда имеющая №3.

Это учащиеся школы №_____.

- “Спасибо!” (и т.д. в зависимости от кол-ва школ)

Спасибо всем участникам игры!

5-7 минут

 

А сейчас первое испытание.

Мы узнаем:

- насколько дружна ваша команда,

- как вы понимаете друг друга без слов.

Капитанов команд прошу подойти получить инструктаж по проведению игры “Вавилонская башня” и задания участникам. (Приложение 2)

Во время работы звучит музыка (релаксация) Участники игры получают инструктаж и задания.

Курьеры забирают готовые работы по звонку таймера и отдают жюри

Слово жюри для подведения итогов “Конкурса приветствий”.

Листочки с количеством баллов – на доску.

  Слайд № 1

Ребята, недалек тот час, когда вы получите аттестат о неполном среднем образовании и вступите в новую пору своей жизни, в “возраст самоопределения”. Прежде для вас главным была учеба и разностороннее развитие – это ваш багаж, который поможет вам в дальнейшей жизни. Сейчас вы стоите на распутье, вам необходимо задуматься о выборе профессии.

Сделать это не просто. Советами вам могут помочь родители, братья, сестры, друзья и другие люди, к советам которых вы прислушиваетесь и которым вы доверяете.

5 мин. Слайд №2

Мир профессий очень велик. Сейчас в мире насчитывается более 70 000 профессий. Самые первые профессии появились с возникновением трудовой деятельности человека и были: рыболов, охотник… Некоторые профессии “отмирают”, и наоборот возникают новые. За последние 10 лет появились такие профессии, как брокер, дилер, маклер и исчезли – истопник, трубочист или уже почти исчезли.

Сейчас мы с вами немного поиграем, капитан команды, получит задание. Выиграет та команда, которая первой даст правильный ответ, записав его на листочке, и передаст жюри (передает капитан команды через курьера). Вскрыть конверт можно только по звонку колокольчика. Время выполнения работы – 2 минуты. (Приложение №3)

Звучит музыка Участники игры получают задание - разгадать головоломку “Три круга”.
9–10 мин. Слайд №3

Все профессии, которые существуют, можно разделить на группы по определенным признакам или говорят, что их можно классифицировать.

По классификации Климова все профессии делятся на группы:

  • человек – техника
  • человек – природа
  • человек – знаковая система
  • человек – художественный образ
  • человек – человек
  Слайд №4 В группе профессий “человек – техника” преобладает профессиональная деятельность, связанная с техникой. Профессии – слесарь, токарь, наладчик и др.
Слайд №5 В группе профессий “человек – природа” доминирующее место занимают профессии, связанные с природой, животным миром. Основные профессии: агроном, животновод, флорист, ландшафтный дизайнер и др.
Слайд №6 В группе профессий типа “человек – знаковая система” преобладает профессиональная деятельность, связанная с числами, буквами, схемами. Основные профессии: ученый, бухгалтер, экономист, чертежник, музыкант, учитель, журналист и др.
Слайд №7 В группу “человек – художественный образ” входят профессии, представители которых заняты искусством – это писатели, музыканты, композиторы, художники, фотографы и др.
Слайд №8

И к последней группе относится деятельность человека, связанная с общением и людьми. Это может быть педагог, врач, продавец, психолог, социолог и др.

Давайте попробуем классифицировать предложенные профессии сами. За 5 минут вы должны дать ответ. Каждая правильно распределенная профессия будет оценена в 1 балл. (Приложение №3)

Звонок колокольчика известит о том, что можно начать игру.

Звучит музыка. Релаксация Проводится упражнение “распредели по группам”

Курьеры через 5 минут передают выполненное задание жюри

Слово жюри для подведения итогов конкурса “Вавилонская башня” и головоломки “Три круга” (Приложение №3)

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

9–10 мин.  

Для вас первым шагом, при выборе профессии, будет необходимость сориентироваться в этом огромном мире профессий. Но иногда мы слышим: - “специальность”, “должность”.

- Что же такое “профессия”, “специальность”, “должность”, “квалификация”?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к учебнику (показать его).

“Профессия” – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате специальной подготовки (обучения, практики) или опыта работы.

Пример: учитель, врач, слесарь, инженер…

Очень часто мы слышим слово “специальность”. Какая же разница между двумя понятиями?

“Специальность – это ограниченная область профессиональной деятельности”.

Пример: учитель – учитель математики, музыки.

Врач-окулист, терапевт, хирург.

Слесарь – автослесарь, слесарь-сантехник.

Инженер – инженер-конструктор, инженер-электронщик…

Следующее, интересующее нас слово, “должность” - это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда.

Например: директор школы, начальник отдела, главный бухгалтер и т.д.

И последнее – это “квалификация”. Квалификация – это степень мастерства в конкретной специальности.

Например: учитель 1 категории, слесарь инструментальщик 2 разряда и т.д.

Давайте посмотрим, как вы поняли эту терминологию и поиграем. Как и в предыдущей игре за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Время игры 5 минут. О начале игры вас известит колокольчик. (Приложение №3)

Звучит музыка.

Курьеры раздают задания.

Проводится игра “Я это знаю!”.

Через 5 минут листы ответов сдаются жюри.

Слово жюри для подведения итогов выполнения упражнения “Распредели по группам”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

10 мин. Слайд №9

Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, непристижными, несовременными. И это правильно. Так как же выбрать, ту единственную, которая будет только твоя?

Существует много подходов к выбору профессии. Давайте рассмотрим несколько.

Слайд №10 Психологи советуют: при выборе профессии необходимо учитывать три фактора “хочу”, “могу” и “надо”.
Слайд №11 Фактор “хочу” – это ваши желания, интересы, склонности.
Слайд №12 Фактор “могу” - это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности…
Слайд №13 Фактор “надо” - это, прежде всего, потребность рынка труда в кадрах.
  Слайд №14

Рациональное соотношение этих образов “хочу”, “могу”, “надо” - является формулой выбора профессии.

Пример: Хочу быть космонавтом, имею необходимые знания, отличное состояние здоровья, но… сколько стране нужно космонавтов? Где работать (а если еще я живу в сельской местности)? И получается, что даже если я приобрету профессию космонавта, то работать мне будет негде, нет запроса на эту профессию.

Сейчас появляется много новых профессий, которые востребованы на рынке труда. Давайте попробуем узнать, как вы ориентируетесь в мире новых профессий.

Вы должны подобрать правильно ответ к предложенной профессии. Вам отводится время – 5 минут. За каждую, правильно угаданную, профессию команда получает по 1 баллу. (Приложение №3)

О начале работы известит колокольчик.

Звучит музыка. Курьеры раздают задания.

Проводится тест “Ориентирование в мире новых профессий”.

Слово жюри для подведения итогов игры “Я это знаю”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

3 мин.  

Люди, умудренные жизненным опытом, предлагают нам самый простой способ выбора профессии – жизненный. Что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

  1. Востребованность на рынке труда (смогу ли я устроиться на работу по профессии, есть ли вакансии)
  2. Доходность будущей профессии (достойной ли будет оплата, есть ли перспектива роста заработной платы?)
  3. Требования к способностям личности (умственным и физическим), состоянию здоровья
  4. Учитывать нервно-эмоциональную напряженность выбираемой профессии
  5. Положительное влияние на семейную жизнь (каков режим работы, вахтовый метод, длительные командировки ит.д.)
  6. Общение в труде (индивидуальная или коллективная работа)
  7. Возможность карьерного роста (важно это для меня или нет).

Мы сейчас вам предложили советы по способу выбора профессии. Выбрав профессию сейчас, ее потом можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, и при этом обладать нужными качествам и способностями.

  Слайд №15 Итак, профессия выбрана! Где же можно ее приобрести?
Слайд №16
  • Курсы
  • Производство
  • Колледж
  • Техникум – полное профессиональное образование (среднее специальное)
Слайд №17
  • Институт
  • Академия
  • Университет – готовят специалистов с высшим образованием
  • Аспирантура и докторантура – готовят научные кадры.

10 мин.

Слайд №18

У любого учебного заведения есть свой профиль, то есть определенное доминирующее направление учебной деятельности.

Существует несколько профилей:

  1. Физико-математический
  2. Естественно-научный
  3. Социально-экономический
  4. Гуманитарный
  5. Информационно-технологический
  6. Художественный

Тот, кто выбирает физико-математический профиль, должен сдать экзамен по физике, информатике, геометрии, а профильными предметами у него будут: математика, информатика и ИКТ, физика.

Слайд №19 Тот, кто выберет естественно-научный профиль должен отлично владеть знаниями в области биологии и географии, физики и химии. Профилирующими предметами будут те же.
Слайд №20 Выбирая социально-экономический профиль вам потребуются знания на экзамене в области обществоведения, географии. Профильными предметами будут - экономика, право, социология, политология, география.
Слайд №21 Гуманитарный профиль предполагает сдачу вступительных экзаменов по русскому языку, литературе. Профильными предметами во время обучения будут:  русский и иностранный языки, литература, история, философия, искусство.
  Слайд №22 Для информационно-технологического профиля обучения вам придется сдать информатику, физику. Профильными предметами будут – математика, физика, информатика и ИКТ.
Слайд №23 И для последнего-художественного профиля вам придется выдержать вступительные экзамены - по литературе, истории.

Профильными предметами будут: русский язык, иностранный язык, литература, история, философия, искусство.

Сейчас мы попробуем узнать, насколько у команды развито логическое мышление и попробуем разгадать анаграммы “Расшифруй профессию”. Время для ответа – 5 минут. Начало игры по звонку колокольчика. (Приложение № 3)

Звучит музыка. Курьеры раздают задание.

Проводится игра – разгадай анаграммы

Слово жюри для подведения итогов теста “Ориентирование в мире современных профессий”

Листочки с количеством баллов – на информационную доску

4 мин.  

Вы сегодня очень дружно и азартно играли и сейчас мы проведем тест и узнаем, какие черты личности преобладают у членов команды.

Работа над тестом индивидуальная.

Время для выполнения – 4 минуты. Звонок – начали. (Приложение №4)

Звучит музыка.

Курьеры раздают бланки

Игра “Нарисуй яблоко”

А теперь посмотрите на экран. И расшифруйте свой рисунок.
Слово жюри для подведения итогов разгадывания анаграммы “Расшифруй профессию”.

Листочки с количеством баллов – на информационную доску.

5 мин.  

Выступает специалист центра профориентации “Горизонт” __________ !

Жюри подводит итоги. (Приложение №5) (Приложение №6)

Награждение грамотами и призами (1, 2, 3 места)

Награждение лучших в номинациях.

Музыка.

Песни о профессиях

Спасибо всем участникам игры.

И мы вам говорим: “До новых встреч”

Итого времени 1 ч. 30 мин. – 1 ч. 40 мин.