"Чувства добрые я лирой пробуждал…" (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель")

Разделы: Литература


1. Урок начинается с теста «Знаешь ли ты содержание повести?», учитель предлагает ответить на вопросы короткими ответами «да-нет».

1 вариант.

  1. Дочку станционного смотрителя звали Параша.
  2. Героя повести звали Самсоном.
  3. На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
  4. Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
  5. Фамилия гусара была Томский.
  6. Смотритель пошел искать дочь в Москву.
  7. Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
  8. Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
  9. В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
  10. Дочь так и не посетила могилу отца.

2 вариант.

  1. Героя повести звали Самсоном.
  2. Фамилия гусара была Томский.
  3. Дочку станционного смотрителя звали Параша
  4. На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
  5. Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
  6. Смотритель пошел искать дочь в Москву.
  7. Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
  8. Дочь так и не посетила могилу отца.
  9. Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
  10. В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.

3 вариант.

  1. Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
  2. Дочку станционного смотрителя звали Параша.
  3. Фамилия гусара была Томский.
  4. Героя повести звали Самсоном.
  5. На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
  6. Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
  7. Смотритель пошел искать дочь в Москву.
  8. Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
  9. В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
  10. Дочь так и не посетила могилу отца.

4 вариант.

  1. Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
  2. Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
  3. В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
  4. Дочь так и не посетила могилу отца.
  5. Дочку станционного смотрителя звали Параша.
  6. Героя повести звали Самсоном.
  7. На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
  8. Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
  9. Фамилия гусара была Томский.
  10. Смотритель пошел искать дочь в Москву.

5 вариант.

  1. Фамилия гусара была Томский.
  2. Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
  3. Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
  4. Героя повести звали Самсоном.
  5. В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
  6. Дочь так и не посетила могилу отца.
  7. Дочку станционного смотрителя звали Параша.
  8. На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
  9. Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
  10. Смотритель пошел искать дочь в Москву.

2. Следующий этап - эвристическая беседа:

  • Как вы думаете, каким образом соотносится тема урока с содержанием повести?
  • О каких чувствах можно говорить?
  • К кому из героев испытываем эти чувства?

Далее учитель объявляет цели урока.

3. «Выбери нужное».

Чтобы выделить основные проблемы, поднятые автором в повести, предлагается из данного перечня выбрать подходящие:

  • Любовь
  • Война и мир
  • Отцы и дети
  • Выбор пути
  • «Маленький человек»
  • Лишние люди

Результаты обсуждения заносятся в таблицу.

Проблема  Герои  Аргументы Выводы
«Маленький человек»      
 Отцы и дети      

4. Работа с карточками и таблицей.

Предлагает карточки, из которых можно будет, работая в группах, выписать аргументы в таблицу.

Карточка-информатор.

Тематические черты образа «маленького человека».

  1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение;
  2. Страдание, происходящее не по своей вине, а от слабости и ошибок;
  3. Ущербность личности, часто убожество и неразвитость;
  4. Острота жизненных переживаний;
  5. Осознание себя именно маленьким человеком;
  6. Обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства.

Предлагает обсудить и записать вывод по теме «маленького человека».

5. Проверка дом. задания.

Учащиеся должны были дома выписать и сравнить:

  1. Пейзажные зарисовки в начале повести и описание кладбища;
  2. Интерьер дома Выриных во время первого и второго приезда рассказчика;
  3. Портрет Самсона Вырина в начале повести и во время второго приезда рассказчика.

6. Эвристическая беседа:

  • Почему так изменился герой? Что произошло?
  • Какая деталь интерьера осталась неизменной? Почему?
  • В чем различие притчи и истории Дуни и отца?
  • Почему автор предпочел такой финал?
  • Была ли героиня счастлива?
  • Кто из трех героев более всего повинен в страдании других?
  • Судьбу какой литературной героини напоминает история Дуни?

7. Разделившись на группы, поработайте адвокатами и обвинителями каждого из героев.

 Герои  Защита  Обвинение
Минский 1.
2.
3.
1.
2.
3.
Самсон Вырин 1.
2.
3.
1.
2.
3.
Дуня 1.
2.
3.
1.
2.
3.

8. Продолжите фразу: «Своим произведением Пушкин пытался пробудить в нас чувства…»

9.Домашнее задание:

Написать письмо (на выбор)

  • Самсону Вырину от Дуни;
  • Дуне – от девятиклассника;
  • Родителям – от себя.