Урок по окружающему миру "Для чего нужна экономика?" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: познакомить с новым для них значением слова «экономика», развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Ход урока

1. Организационный момент:

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета –
Все счастье земли – за трудом!

– О какой потребности человека говориться в этом стихотворении?(труд)

– Для чего нужен труд? (без труда не будет хлеба, одежды, обуви...)

– Скажите пожалуйста, а как оценивается труд человека?

– Вот и сегодня ваш труд будет оценен, у вас есть возможность заработать режеки – это деньги нашего урока.

Для этого нам нужно отправиться в виртуальный город, виртуальный значит ненастоящий, придуманный.

– Чтобы попасть в этот город вам необходимо подобрать противоположные по смыслу слова:

  • Дорого – дешево
  • Оптом – розница
  • Прибыль – убыток
  • Трудолюбивый – ленивый
  • Продавец – покупатель
  • Потребитель – производитель
  • Много – мало
  • Экспорт – импорт

– Скажите пожалуйста, какой темой объеденены все эти слова?

Значит о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о экономике)

Давайте попробуем ответить на вопрос: ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?

Все что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.

Какие потребности есть у каждого человека? ( потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов)

Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), разрушительные, материальные (автомобиль, дача, компьютер)

– Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей?

Многое дает нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба – все это нам дает природа.)

А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту, -это то, что мы получаем общаясь с другими людьми.

Одежда, обувь, дома и автомобили, то чего нет и не может быть в природе это нам дает экономика.

– Что же такое экономика?

Слово «экономика» происходит от двух греческих слов «экос» и «номос». «экос» – дом. Это слово переводиться как домашнее хозяйство. А «номос» означает правило, закон. Значит экономика это правила, законы, ведения домашнего хозяйства. Именно так понимали слово экономика в далеком прошлом. А сейчас оно имеет более широкое значение. Так называют все хозяйство людей, а так же науку, которая его изучает.

Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Для этого люди производят различные товары и услуги.

Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому перепродать,
Свезти на ярмарку на рынок, на базар.
Что это за продукт? Скажи… (товар)

Вывод: значит товары это вещи, предметы с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель посуда, автомобили, дома и многое другое.

Приведите свои примеры товаров.

А что же тогда будет считаться услугой?

А услуга это работа, которую люди выполняют чтобы удовлетворить потребности. Например (подстричь, отправить письмо, купить лекарство, донести вещи)

– Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите где услуга, а где товар.

Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите тараканы
Я вас чаем угощу..

И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы.
«Садись Айболит верхом!
Мы живо тебя довезем».

Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Я прививок не боюсь
Если надо, уколюсь.

В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков-зеленых
Неразлучников влюбленных.

Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.

– Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить.

– Что-то стоит дорого, а что-то дешево.

– Попробуйте объяснить следующие выражения:

дорого дешево
на вес золота
за бесценок
по божеской цене
не подступиться
задаром
цена кусается
не по карману
по сходной цене
влетит в копеечку
за грош

Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительства, торговли?

Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики?

Вспомните, какие продукты питания человек непосредственно получает от природы, а какие дает ему экономика?

Я предлагаю вам небольшую творческую самостоятельную работу, цель которой еще раз вспомнить основные определения и понятия с которыми мы познакомились на уроке. А по итогам работы у вас есть возможность пополнить свой капитал режеками.

Взаимопроверка (максимум 5 режеков)

Наше виртуальное путешествие подходит к концу, давайте еще раз вспомним:

Какие потребности человек удовлетворяет за счет природы?

Какие благодаря общению с другими людьми?

Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?

В чем состоит главная задача экономики?

Я предлагаю вам купить домашнее задание.

Ты познакомился с чудной страной
Не признающей застой и покой
В этой стране крепко помни о том
Можешь всего ты добиться трудом.

На следующем уроке мы продолжим знакомство с экономикой.

Презентация.