Из опыта проведения интегрированного занятия по математике и праву "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Разделы: Математика, История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. "Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам". Интеграция - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Признаки интегрированного урока: специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью; цель урока может быть поставлена, например, для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, для повышения интереса учащихся к предметам, для целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов и экономии учебного времени и т. п., а также к признакам можно отнести и широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей - проявление творческой активности преподавателя.

Результатами интеграции могут стать:

  • знания становятся системными;
  • умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;
  • усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;
  • более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести:

  • сложность отбора учебного материала;
  • подробное структурирование занятия;
  • проблема личной совместимости педагогов;
  • общий подход к оценке знаний и умений учащихся ;
  • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Учителем математики Степаненко Еленой Викторовной и учителем истории и обществознания Хромовой Анжелой Александровной было подготовлено и проведено интегрированное занятие по теме: "Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних".

Конспект интегрированного урока по математике и обществознанию

"Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Оборудование урока

1. Литература к уроку:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

2. Технические средства обучения:

  • Компьютер.
  • Мультимедиа-проектор.

3. Наглядность:

  • Мультимедийная презентация.
  • Таблицы с данными о правонарушениях.

Цели урока

Образовательные:

  • Познакомить с понятием уголовное право
  • Дать представление об уголовной ответственности несовершеннолетних

Развивающие:

  • Учить работе с документами
  • Упражнять работе с таблицами, диаграммами
  • Прививать навыки оперативной работы

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию правосознанию у учащихся
  • Развивать стремление контролировать и анализировать свои поступки с точки зрения законности
  • Совершенствовать умение работать в парах и группах
  • Прививать желание и умение делиться приобретёнными знаниями с товарищами

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя (первый слайд)

Презентация.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Бывают жизненные ситуации, что не успев ещё почувствовать радости жизни, человек уже в кабинете следователя с криками: "Я не хотел, я не знал". И с трудом начинает осознавать, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не папина, не мамина, а его ответственность.

  • Поэтому одна из наших задач - предупредить об опасностях в играх с законом.
  • Вторая задача - познакомить с очень интересной отраслью права - уголовного. Эти знания могут быть полезны тем, кто, возможно, подумывает о профессии юриста.
  • Третья задача - помочь лучше понять общество, в котором Вы живёте и которое Вам придётся улучшать.

3. Знакомство с новой темой.

А) Предлагаю поиграть в игру:

Представьте себе уголовное право в виде большой корзины. Чтобы вы в неё положили? (Игра проводится на доске.) Попытайтесь дать определение уголовного права, используя предложенный набор слов. Сверить получившееся определение с данными на слайде(2).

Б) Переход к проблеме уголовной ответственности несовершеннолетних.

Вопрос: является ли незнание законов смягчающим обстоятельством?

(Ожидаемый ответ "Не является").

Следовательно, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, надо, хотя бы в общих чертах, знать законы. (слайд 3,4).

К сожалению, законы нарушают не только взрослые, но и дети. В наше время подростковая преступность перестала быть чем-то необычным.

В) Перед вами ст.20 УК РФ. Что в этой статье? Анализируют самостоятельно и отвечают на вопрос.(в статье 20 УК сказано: уголовная ответственность наступает с шестнадцати. Но это за все преступления, без исключения. Дело в том, что в этой статье приводиться перечень преступлений за которые ответственность наступает с 14 лет. (Слайд5,6)

Г) Работая с таблицами, определите виды преступлений Попробуем классифицировать их. (Таблица 1 раздаточный материал.) (слайд 7)

Рассмотрим самые распространённые преступления (слайд 8)

  • Преступления против собственности (слайд 9)
  • Преступления против чести и достоинства (слайд 10)
  • Преступления против здоровья и жизни (слайд 11)

Во всём цивилизованном мире торжествует очень простая истина- любая собственность священна и неприкосновенна. (слайд 12)

А) Кражей считается тайное хищение чужого имущества.

Б) Грабёж- завладение чужим имуществом в присутствии потерпевшего или сделал это на глазах других людей.

В) Мошенничество - завладение чужим имуществом путём обмана или злоупотребления доверием.

Задание. Какие виды корыстных преступлений были совершены в следующих случаях?

Дайте их юридическое определение:

- схватил шапку с головы прохожего и скрылся;

- залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку;

- угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения;

- залез в карман пассажира в автобусе;

- вовлекли в азартную уличную игру и "обыграли"

4. Для изучения различных общественных и социально- экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.

Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используется различные способы их изображения.

Одним из хорошо известных вам способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатых диаграмм. (слайд 13)

Таблица 2 и к ней диаграмма. Выполнить задание: подсчитать какой процент несовершеннолетних в РФ совершил преступления в 2007 году? (слайд 14, 15)

Таблица 3 и к ней диаграмма (слайд 16,17,18,19)

Любое преступление не остается безнаказанным

Слайды 20, 21

Таблица 4 (слайд 22,23).

5. Выводы

  • Какие вопросы разбирались на занятии?
  • Что нового и полезного узнали для себя?

Причины, побуждающие несовершеннолетних к совершению преступлений:

  • возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).
  • влияние семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.
  • культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры, выпивки, хулиганства.
  • низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности.

6. Оценки за урок

7. Домашнее задание

  • Найти статистическую информацию в СМИ о правонарушениях несовершеннолетних.
  • Предложите меры по профилактике правонарушений у несовершеннолетних

Презентация.