Читаем всей семьей: нестандартные формы работы учителя литературы с родителями и детьми

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Уже не первый год мы, учителя русского языка и литературы, отмечаем некоторые тенденции: падение престижа и ухудшение навыков чтения среди учащихся, сокращение времени, уделяемого детьми чтению.

ЧТО ДЕЛАТЬ? К сожалению, анализируя материалы периодических изданий, научных конференций, образовательных Интернет-ресурсов по проблемам формирования читательской культуры, замечаю, что активную позицию занимают лишь сотрудники библиотек. А где же школьные учителя? Ведь наша работа не должна ограничиваться рамками урока и программными произведениями. Считаю, что поддержка интереса к печатному слову, поиск, разработка и внедрение эффективных технологий развития творческого семейного чтения – это только совместная деятельность: УЧИТЕЛЬ - БИБЛИОТЕКАРЬ - УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ.

В течение нескольких последних лет возрождение семейного чтения – это одно из постоянных направлений в моей работе как учителя литературы. Хотя всё начиналось с отдельных мероприятий в родном классе, как классный руководитель проводила литературные викторины, поэтические концерты, часто вместе с нами в них принимали участие и родители. И уже чуть позже пришло понимание, что результат будет эффективнее, если работа будет носить системный характер во всех классах, которых преподаю. Так появилась программа «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей».

Цель: Развитие семейного интереса к чтению и книге, поддержка высокого престижа чтения в сознании родителей и их детей.

Основные задачи:

  • Формирование читательской культуры, устойчивой потребности в чтении, любви к книге.
  • Привлечь родителей к активной поддержке детского чтения, помочь им построить семейный досуг, общение, сотворчество вокруг чтения.

Кто сказал, что будет легко? Воспитывать увлечённого читателя трудно. Но если за это берутся люди творческие, заинтересованные в успехе, ищущие новые нестандартные способы и пути решения этой задачи, то победа будет за ними. И эта Большая победа будет складываться постепенно из маленьких. Не надо ожидать, что вдруг весь класс сразу станет самым читающим. Терпение, упорство, творчество, энтузиазм - вот те качества, которые нам, учителям литературы, понадобятся на этом тернистом пути.

Сегодня хочу остановиться на инновационных (не побоюсь этого слова) формах работы с родителями в рамках программы «Семейное чтение». Ведь кто как ни они, мамы, папы, бабушки, реже дедушки, заинтересованы в том, чтобы их чада росли начитанными и образованными. Многие родители готовы к сотрудничеству, поэтому первый шаг навстречу обязан сделать учитель литературы.

Практика показывает, что лучше всего начинать работу по возрождению семейного чтения с 5 класса (хотя идеальный вариант с начальной школы). Первое родительское собрание: мамы и папы пятиклассников в ожидании, они волнуются, потому их дети перешли в среднее звено школы. Кто же будет преподавать русский язык и литературу? (Обязательно найдите 10 минут, чтобы встретиться со своими будущими союзниками и партнёрами).

И вот наш звёздный час. Сейчас важно найти нужные слова и убедить родителей ещё раз в том, что один в поле не воин. Пример обращения:

Здравствуйте, уважаемые родители удивительного 5 «А» класса. Я, Супрунова Анна Витольдовна, учитель русского языка и литературы, вместе со мной пятиклассники будут познавать азы русского языка, путешествовать по страницам школьных произведений. Первая учебная неделя показала, что ваши дети очень любознательные и активные. И это здорово! Но, к сожалению, анкетирование, проведённое накануне, выявило, что среди ребят каждый день читают художественную литературу лишь 33%, а активно посещают библиотеку – 29 %, заглядывают в книжные магазины и следят за новинками – 16%. Интерес к чтению падает… НО у нас пока ещё есть время, для того чтобы всё исправить. Согласитесь, в 21веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени. Давайте объединим усилия и поможем нашим детям сформировать любовь к книгам, ведь это – первая ступенька к грамотности и обучению в течение всей их жизни. Метод кнута здесь не годится, поэтому приглашаю вас к сотрудничеству, вместе мы сможем создать самые благоприятные условия для познавательной деятельности детей и предоставить им возможность всеми путями развивать своё чтение. Я считаю, что главный путь широкого приобщения ребят к чтению – это возрождение традиции семейных чтений. Как это сделать? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос , предлагаю вам прийти на тренинги , в ходе которых мы сможем выработать эффективные приёмы, которые будут способствовать приобщению девчонок и мальчишек к регулярному чтению детской литературы. Это будут не лекции, а живые диалоги, споры, эксперименты. Надеюсь на вашу поддержку. О месте и времени встречи сообщу дополнительно. Была рада знакомству. До скорого свидания…

Тренинги проходят в группах по 15 человек, каждый родитель и его ребёнок получают именное приглашение (их помогут изготовить ученики в программе PHOTOSHOP), на первый тренинг пригласить ещё желательно и лично, позвонив по телефону. Взрослые часто сомневаются: « А не будет ли поход в школу пустой тратой времени?» И наша задача – убедить их в обратном, если почувствуем эти сомнения. Занятия проводятся параллельно: в одном кабинете с детьми работает психолог или библиотекарь, в другом – учитель литературы с родителями. По окончании тренинга все получают домашнее задание – творческий семейный проект.

Тренинг 1. «Семейное чтение: ЗАЧЕМ?»

Цель:

  • стимулировать воображение родителей в поисках собственного понимания семейного чтения
  • дать возможность мамам и папам осознать свои возможности, способности в воспитании читающего ребёнка

Подготовительный этап: Ручки и карандаши по числу участников; по 5 шляп для каждого участника (белая, красная, чёрная, жёлтая, зелёная).

Процедура проведения:

ЗНАКОМСТВО

Участники группы сидят в кругу. Первым представляется учитель: «Я ... Никто не знает, что я люблю читать…» Остальные участники группы аплодируют. Каждый представляющийся пользуется данным алгоритмом.

Основное содержание: «Шесть Шляп Мышления»*

Во время проведения тренинга все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Учитель остается под синей шляпой: объявляет, что предстоит сделать, следит за процессом, обобщает достигнутое и обозначает новые цели.

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. Мы задаемся вопросом: «Семейное чтение. Зачем?»**

Красная шляпа: у участников тренинга появляется возможность рассказать о своих чувствах относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват, что делать.

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам и опасениям, связанным с реализацией программы «Семейное чтение: школа сотрудничества детей и родителей», защищает нас от безрассудных и непродуманных действий.

Желтая шляпа требует переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы.

Упражнение «Поэма о семейном чтении»

Все участники получают по листу бумаги и ручке. Каждый пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма: «семейное чтение – это…» Учитель собирает у родителей листочки и зачитывает их один за другим как поэму.

Рефлексия:

  • Что больше всего запомнилось, понравилось в тренинге?
  • Нужны ли подобные тренинги для родителей?

Творческий проект ( домашнее задание) «Социальная реклама»

  • Формирование активной творческой позиции у участников тренинга

Создать социальную рекламу на тему «Скажи семейному чтению: ДА!» Рекламный продукт может быть представлен в разных форматах (по выбору участников): рекламный щит, слоган , видеоролик, звуковая реклама , транслируемая по школьному радио и т.д. Позже демонстрация рекламных продуктов проходит в фойе школы, чтобы привлечь внимание родителей и учащихся других классов.

Тренинг 2. «Семейное чтение: Начни с себя!»

  • Развитие у взрослых стремления понять и изучить себя, осознать свое место в организации семейных чтений
  • Дать возможность выяснить, каких качеств им не хватает, чтобы стать родителями читающего ребёнка

Подготовительный этап: Бланки опросника для каждого участника и один, выполненный на большом листе; таблички для волшебной лавки «Необычные товары»; листы и ручки.

Упражнение «Имя – качество»

Один из участников, держа в руках мячик, называет своё имя и характерное для себя качество. Затем мячик перекидывается соседу, и тот называет своё имя и качество…

Упражнение «Найди в себе плюсы и минусы»

Каждый родитель получает бланк (фамилия, имя не указываются), который ему предстоит заполнить

Качества, которые помогут мне организовать чтение в кругу семьи Качества, которые мне помешают в этом
1. …
2. …
3. …
1. …
2. …
3. …

Затем на доске появляется бланк, выполненный на большом листе, в него вписываются качества, встречающиеся чаще всего.

Упражнение «Волшебная лавка»

А теперь представьте, что существует волшебная лавка, в которой есть весьма необычные вещи: «терпение», «умение слушать», «чувство юмора», «умение найти свободное время», «любознательность», «умение владеть собой» и т.д. Учитель выступает в роли продавца, который продаёт качества в обмен на рассказ покупателя, как он им воспользуется. Например, покупатель просит у продавца «умение находить свободное время». Продавец спрашивает: «Сколько ему нужно? Почему он раньше не приобрёл это качество (помешали телевизионные сериалы, социальные сети или ещё что-то)? »

Упражнение «Ладошка»

Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и пишет на ладошке своё имя, затем на одном из «пальчиков » указывает те качества, которые ему обязательно понадобятся при организации семейных чтений: материнская любовь, целеустремлённость, терпение, понимание и др. Эти листы родители забирают, это будет памяткой на «чёрный день».

Рефлексия

  • Какие возможности вы видите для организации семейного чтения?
  • Какие препятствия вы видите?

После окончания тренинга дети и родители торжественно посвящаются в членов семейного клуба «Читающая семья», произносят слова клятвы, получают в подарок первую книжку для семейного прочтения

Семейный проект (домашнее задание): сочинить сказку, в которой бы доказывалось, что «любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.» (Шарль Луи Монтескье)

Все сказки затем оформляются в виде книжек, предлагаются для прочтения в начальной школе, лучшие произведения семейного творчества инсценируются и демонстрируются на фестивале «Мама, папа, я – читающая семья », который проходит в конце учебного года.

Тренинг 3. «Секреты формирования круга чтения детей»

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как и при приобретении нового друга.
Вольтер

Упражнение «На какого литературного героя я похож ? »

Учитель предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него ассоциации с каким-либо литературным героем. При этом надо сказать, кого именно ему напоминает данный участник. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Последний участник , к которому попал мяч, бросает его человеку, от которого мяч был получен и высказывает своё мнение относительно его ассоциации: «Маша, ты сказала, что я похожа на Ассоль, а на самом деле я чувствую себя Золушкой»

Упражнение «Неравные старты »

Участники вытягивают жребий, на них написаны цифры 1, 2, 3, 4. Те, у кого оказалась «единичка» получают повязки на глаза; у кого написана «двоечка», должны сцепить руки на груди; участники со жребием «троечка» не могут во время соревнования передвигаться и вставать со стульев; для тех, кому выпала «четвёрочка» никаких ограничений не предусмотрено.

Испытание 1. Учитель раскладывает на полу бумажные «кочки», чтобы они находились на расстоянии 50 см, участники по очереди перепрыгивают с листка на листок, не касаясь пола. Тот, кто справился успешно, получает стикер.

Испытание 2. Все получают листы бумаги и карандаши. Им даётся задание за 1 минуту нарисовать обложку к книге «Колобок» . В зависимости от качества рисунков участники получают от одного до пяти стикеров.

Испытание 3. Учитель рассыпает по полу стакан сырой фасоли. Родители должны за 1 минуту собрать как можно больше белых фасолин, а красную оставить.

После окончания соревнования суммируются все стикеры , объявляется три победителя, учитель приглашает обсудить результаты соревнований:

  • Как чувствовали себя участники, чьи возможности были ограничены условиями упражнения?
  • Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?
  • Возникало ли желание помочь друг другу?

А теперь представьте на месте участников, чьи возможности были ограничены, нечитающих детей. Возможно, у многих из них есть причины, по которым они не проявляют интереса к чтению: низкая техника чтения, отсутствие домашней библиотеки, информации об интересных книжных новинках, нечитающие родители и т.д. Конечно, у детей это не физические ограничения. Но у вас возникало желание помочь им в преодолении этих трудностей?

Практикум «Как читать вашему ребёнку»

«Пробуждение у детей интереса к чтению зависит не только от литературного материала, но и от подачи его читателям. И ещё больше оно зависит от личности взрослого, взаимодействующего с ребёнком на материале книги. Залог успеха в пробуждении у детей желания читать – способность взрослого … оживлять интерес детей собственным интересом».
И.Н. Тимофеева

Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. И сейчас мы будем учиться читать по ролям, с выражением. (Учитель заранее подбирает 1-2 отрывка из литературных произведений, чтобы каждый присутствующий принял участие в чтении.)

В конце тренинга каждый родитель получает красочно оформленную памятку:

  • Ежедневно выделяйте время, чтобы читать своему ребёнку.
  • Создайте спокойную, удобную для чтения обстановку.
  • Окружайте своих детей книгами, детскими журналами и газетами.
  • Проводите различные аналогии, чтобы расширять знания. Мозг лучше воспринимает информацию в виде различных ассоциаций.
  • После прочтения обязательно обсудите книгу (рассказ).

НО не превращайте семейное чтение в зачёты и экзамены:

  • Помните, что чтение – это театр одного или нескольких актёров, в котором от вас зависит, что останется в душах ваших домашних.
  • Разыгрывайте с ребенком сценки, играйте в сюжетно-ролевые игры по прочитанной книге.
  • Рисуйте литературных героев, придумывайте им костюмы, вещи и предметы.
  • Используйте время, которое вы проводите за рулём, чтобы вместе с детьми послушать аудиокниги.

Или возите с собой материал для чтения, чтобы, стоя в пробках, насладиться печатным словом

  • Посещайте общественную библиотеку, книжные магазины и ярмарки, внимательно отбирайте книги для своих сыновей и дочерей, учитывая их интересы и возраст.
  • Отмечайте достижения ребенка, поощряйте его за большие и маленькие достижения.
  • Вы должны помочь почувствовать своим детям, каково это гордиться своими собственными достижениями и оставаться уверенными в себе, вступая на путь новых открытий.
  • Не следует сравнивать достижения ребенка с успехами других детей; постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку, закрепляет неприязнь к более успешным детям.

Рефлексия:

  • Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

Семейный проект (домашнее задание): подготовить по ролям выразительное чтение эпизода из любимого произведения для программы «Угадай произведение!»

Уважаемые коллеги! Возможно, кто-то возразит, что всё это нереально, сложно, требует много времени, сил. Но ведь мы не должны ставить перед собой, учениками, родителями только лёгкие цели, не требующие преодоления значительных трудностей.

Дерзайте! Творите! Удивляйте! Добивайтесь! Улыбайтесь! Сотрудничайте!

Литература:

  1. Боно Э. Шесть шляп мышления / Эдвард де Боно ; пер с англ. – Минск, 2006.
  2. Татьяна Степичева «Семейное чтение. Зачем?» из сборника «Школьному библиотекарю о семейном чтении» М., 2007.
  3. Тренинги толерантности / под редакцией Г.У. Солдатовой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.