Берегите красоту художественного слова

Разделы: Русский язык, Литература


Сборник методических разработок уроков русского языка и литературы для 5-7, 11 классов и занятия элективных курсов для 9 класса содержит методические рекомендации, которые помогут решить многие вопросы организации обобщающих уроков, помочь ввести обучающихся в мир литературы как читателей, помочь стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить художественное произведение; формировать сознательное овладение родным словом, используя при этом не только материал учебника, но и уроки литературы с региональным компонентом, и самостоятельное чтение, и уроки-праздники по литературным темам; развивать творческое мышление; оказать помощь в выборе профиля в дальнейшем обучении.

Цель сборника – оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований к урокам русского языка и литературы.

Введение

Нравственное воспитание нынешнего поколения – важнейшая задача современной школы. В ее решении особую роль играют уроки литературы. А. Твардовский очень точно назвал их уроками нравственного прозрения.

Нравственное воспитание – не одна из сторон преподавания, а внутренняя сущность всего процесса преподавания литературы. Органической составной частью нравственного воспитания на уроках литературы является постановка важнейших нравственных проблем.

Наших учеников сегодня в век компьютеризации не волнуют конкретные житейские ситуации и коренные вопросы человеческого бытия. Решая их для себя, они в поисках ответа обращаются к искусству или интернету. Это и понятно. Исследуя формирование личности в старшем возрасте, Л.И.Божович пришла к важному выводу: именно в этом возрасте возникает «потребность разобраться в окружающем и самом себе, найти смысл происходящего и своего собственного существования». Именно в этом возрасте ранее фрагментарные представления начинают складываться в общую картину мира, то есть начинает формироваться мировоззрение, личное миропонимание. Поэтому именно в этом возрасте, когда создается, по словам Л.И.Божович, своеобразное «философское умонастроение», как никогда раньше велик интерес к коренным проблемам бытия, к основным вопросам мировоззрения, и в первую очередь к определению смысла существования человека вообще и своего собственного в особенности. Все это, естественно, проецируется на отношение к литературе, определяет во многом литературные симпатии юношей и девушек.

Вот почему антиподом большого искусства, литературы в частности, является иллюстративность – решение решенного, разъяснение ясного. Настоящее искусство проблемно по существу своему. Оно постановка и решение, а часто только постановка важнейших проблем времени, осмысление жизни, самопознание человечества. Проблемностью литературы и определяется интерес к ней.

От литературы, от уроков литературы и ждут наши ученики решения волнующих их сложных проблем бытия. Уроками нравственного прозрения назвал уроки литературы А. Твардовский. Прозреть – это увидеть ранее невиданное.

Ученики ждут от нас ответа на не решенные ими проблемы жизни и искусства. Точнее, хотят, чтобы мы помогли им самим ответить на эти проблемы.

Не только в современном, но и в искусстве прошлом нас привлекает то, что волнует сегодня, близко, сейчас, помогает понять нынешний день.

К сожалению, не так уж редко современное прочтение классики подменяется вульгарным упрощенчеством: просмотром диска или прослушиванием аудиозаписи без комментариев.

Насильственное осовременивание классики – это всегда уход от классики: ведь в таком случае произведение берется лишь как повод для разговора о сиюминутных страстях, в нем ищут аллегории и намеки на нынешний день. А посему это и свидетельство неумения (или нежелания) понять и истолковать художественный шедевр во всем богатстве его идей и чувств. Подлинное же современное прочтение классики – это вдумчивое проникновение в суть произведения искусства.

Большая литература обогащает читателя самим содержанием своим: она несет ему самое для нас современное и злободневное – мир высоких страстей, добрых чувств, волнующих раздумий. Этим она и близка нам, потому-то, «как живой с живыми говоря», входит в нашу жизнь писатель, живший столетие назад.

«…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» – писал К.Г. Паустовский. Формирование чувства Родины и воспитание любви к родной природе как ее части – одна из важных задач школьного курса литературы.

Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учащихся.

В работе по патриотическому воспитанию я использую практически все представленное в программе творческое наследие русских писателей и поэтов.

Лирические стихотворения – это те произведения, в которых словесник с детьми находит истоки постижения «русского характера», высшей нравственной ценности – «простоты, добра и правды». «Здесь нужно всмотреться» – вот девиз совместной работы учителя с учащимися по развитию духовности, эстетических запросов.

ЗОРИ КУЗБАССА. Урок-встреча в 6 классе

Цель: приобщение к литературе Кузбасса.

Задачи:

  1. ознакомить с творчеством поэтов – наших современников и земляков Л. Яковлевой и В. Дмитриевым;
  2. развивать творческие способности школьников;
  3. побудить познавательный интерес к литературе.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Патриотизм – дело святое. Любить Родину никому не заказано. Но любить ее как-то по-особенному, трепетно, нежно может не каждый. Поэт любит Родину именно так. Огромный стимул жить и творить порой помогает то родное местечко, в котором жил, к которому прикипел душой.

Член Союза писателей России, поэт Александр Катков сказал: «Поэта без судьбы не может быть по определению. Рано или поздно она властно входит в его стихи, проверяя их достоверность и прочность». Это именно о Валерии Дмитриеве, поэзия которого набирает силу, о Людмиле Яковлевой, чьи рассказы стали общественными. Каждое лирическое стихотворение или художественное произведение оказывает огромное влияние на читателя, слушателя, на их жизненный выбор, характер и даже судьбу.

И вот сегодня у нас в гостях Людмила Яковлева и Валерий Дмитриев.

II. Л.М. Яковлева и В.И. Дмитриев выступают перед школьниками.

«О себе, о жизни и славе», – так назвали свои рассказы наши земляки.

III. Чтение стихотворений обучающимися 6 «А» класса.

В.И. Дмитриев

ТАЙГА
По-русски крепко на земле
Стоит Тайга – любимый город.
В свои сто десять полных лет
Он, как вчера, красив и молод.
В руках надежно держит стяг,
С характером прочнее стали,
Рабочий город-сибиряк
Остался верен магистрали.
И верность эта – навсегда.
Нет ничего ее превыше.
Идут по рельсам поезда,
И поступь эту город слышит.
А где-то в окнах вспыхнет свет
В ответ на чьи-то позывные.
Тайгинцы знают, в чем секрет,
Спешат на смену поездные.
Купаясь в солнечных лучах,
И в будний день, и в день рожденья,
В желтушке яркой на плечах –
Мой город, словно парк осенний.

ЗОВУТ МЕНЯ ПОЭТОМ ИЗ ТАЙГИ…
Зовут меня поэтом из Тайги,
Для вас не много,
Для меня – не мало.
В Тайге я делал первые шаги
В Тайгу вернулся – прямо от штурвала.
В Тайге мои читатели друзья.
Для них сегодня я стихи слагаю.
И пусть зимой, когда трещит земля.
Они тайгинцам души согревают.
Я остаюсь поэтом из Тайги.
Мне дела нет до славы и признаний.
Пусть это все достанется другим.
Любовь людей дороже всяких званий.

МОЙ КРАЙ
Мой милый край – земля, где я родился,
Где первые тропинки протоптал.
С тобою сердцем с детства я сроднился.,
Тебя я Малой Родиной назвал.
Где у крыльца родительского дома
От всех штормов – надежный мой причал.
Из дольних странствий песнею знакомой
Ты назвал меня и радостно встречал.
Встает рассвет над яшкинской землею,
И пусть вокруг лес, а не вода,
Как ты мой край, по жизни был со мною,
Так я с тобой останусь навсегда.

МОЖЕТ, ЭТО СУДЬБА…
Может, это судьба – жизнь в России прожить.
Из ее родников воду пить – не напиться.
И ведет меня вдаль путеводная нить
По ее городам, деревням и страницам…
Может, это любовь, что одна на всю жизнь.
Согревает меня в лихолетье любое.
Пусть распяв на кресте, скажут мне: «Отрекись!»
И тогда, моя Русь, я останусь с тобою.

ПРИХОД ЗИМЫ
Осень девкой разодетой,
Подвязав платочек синий,
Вслед за прошумевшим летом
Бродит весями России.
Но не долог чудный праздник.
Распахнув с утра калитки,
Ветер, словно вор-проказник,
Обокрал ее до нитки.
Прихватив листвы охапку,
Ветер скрылся за увалом.
И зима, кряхтя как бабка,
К нам в леса приковыляла.
Прошумели по дороге
Разъяренные метели…
В страхе ели-недотроги
На обочине присели.
На опушке кедр могучий,
Присоединившись к березе,
Шапку снега нахлобучив,
Лишь вздыхает на морозе.
Старый ворон на макушке
Задремал под всхлип метели.
В снег запрятались избушки –
В ожидании капели.

Л.М. Яковлева

МОЙ ГОРОД
Тайга – это запах смолистого ветра, упорство и верность людей.
Тайгинцы надежны и стойки, как кедры, и друга не бросят в беде.
Тайга – это рельсы, звенящие песней, кантата летящих колес.
Природы, чем наша, не сыщешь чудесней.
Здесь царство рябин и берез.
Зимою снега глубоки и безбрежны, такой неземной чистоты…
А девушки наши красивы и нежны, как белых черемух цветы.
Перрон, как причал, – радость встреч, грусть разлуки.
Тайга – это город труда.
Недаром парней наших крепкие руки ведут по земле поезда.

БЕССОННАЯ НОЧЬ ВЕТЕРАНА
Вот и не спится опять. Тяжело давит грудь.
Мне бы только дожить до рассвета.
А потом дотянуть до весны как-нибудь дотянуть,
ну а там – непременно до лета.
Чтобы вновь на рыбалку, на речку и в лес,
чтобы не вылезать с огорода.
Не страшны нам дефолты, Чубайс и сам бес,
если с нами родная природа.
Наконец отпустило, легко дышит грудь.
Зиму как-нибудь перезимуем.
Как о нас, ветеранах, в той песне поют:
«Мы еще, мы еще повоюем»?
Повоюем с нуждой, повоюем с бедой,
И родным, если надо, поможем.
Мы еще ничего, мы еще ого-го!
Мы еще очень многое можем.
Вдруг кольнуло опять. И ни сесть, и ни встать,
Но недолго уже до рассвета.
Вспомнил чертову бабушку, Ельцина мать,
И опять полегчало при этом.

ПРЕДЗИМНЕЕ
У березы под моим окном
Облетели листья, облетели.
И на юг все южные давно
Улетели птицы, улетели.
Только куст калины на ветру
Полыхает ярко, полыхает.
Снег всю землю выбелил к утру,
И не тает, и уже не тает.
Но весна еще придет в мой дом,
Все вернется на круги, вернется.
И проснется речка подо льдом,
И душа опять проснется.

IV. Чтение стихотворений самими поэтами.

V. Сообщения учеников о кузбасских поэтах и писателях.

На доске панно с именами писателей и поэтов Кузбасса с портретами и краткими комментариями о них. (этот фрагмент представлен в Приложении)

VI. Чтение стихотворений наших земляков.

Ю. Радченко

АНГЕЛ
Ничему я тебя не выучил,
Хоть сидишь за столом передним.
На прощанье улыбку вымучил
На уроке твоем последнем.
И на память, пусть мало толку,
Как могу, я тебя прославлю.
Незаслуженную пятерку
Я в журнал тебе не поставлю.
Ты в два раза меня моложе,
Я наивней тебя в пять раз.
Год последний меня тревожит
Синь твоих невозможных глаз.
И причина обид – не ты ли?
Спор с химичкой совсем не прост:
Я узрел за спиной твоей крылья,
А она увидела хвост.

И. Березняк

БЕРЕЗА
Весной, очнувшись ото сна,
В пространство ветви простирая,
Стоит, как девушка она,
Родная дочь лесного края.
Ее атласный белый ствол
Еще не вырядила зелень.
Но сон-трава покрыла дол,
Пробился к свету марьин корень.
Запел, ликуя, песню бор:
«Весна! Весна! Ты так прекрасна!»
Но кто принес сюда топор
И в белый ствол вонзил бесстрастно?
Живую ткань просек металл.
Ствол задрожал в рассвета раннем.
Потом пришелец сок глотал,
Приникнув ртом к глубокой ране.
Погасло солнце, как в золе.
И с перерубленною веной
Береза сникла… На стволе
Запекся сок… кровавой пеной.

VII. Итог урока-встречи.

Некоторые ребята пробуют перо, наиболее удачно получилось у обучающегося этого класса Винакова Саши.

Моя Тайга
Стоит Тайга среди лесов,
Здесь уникальная природа.
В ней много линий, поездов,
И тянется известная железная дорога.
Я в окна дома часто наблюдаю,
Как поезд режет линию в размах.
И в мыслях поезд этот догоняю,
Чтобы застать его на станции впросак.
Во всей России такой город лишь один,
И многие не знают о его названье.
Но я горжусь, что в нем я гражданин
И родину свою люблю я в этом званье.

VIII. Вручение памятных подарков.

Целиком сборник представлен в Приложении.