Стратегия управления качеством образования по результатам

Разделы: Администрирование школы


Общество, как показывает новейшая история, не может провести полноценныx реформ в государстве, не реформировав один из важнейших его институтов - школу. Поэтому обеспечение качества образования является сегодня социальным заказом школе, важнейшим показателем развития государства, самих учебных заведений, их престижа и конкурентоспособности. Закономерно, что качество образования стало предметом управления. Сегодня все руководители учебных заведений, осознанно или нет, занимаются этой проблемой, поскольку она имеет для учреждений стратегически важный характер. Ее решение связано с изучением отечественных и европейских подходов к управлению качеством образования и реализацией наиболее эффективных из них в образовательной практике с целью сделать свою школы лучшей.

Одна из задач управления качеством школьного образования - создание и эффективное использование условий для продуктивной и творческой работы коллектива, что предполагает психологическую, организационную и методическую подготовку членов коллектива к работе в режиме обеспечения качества образования; создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой; перемещение центра тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль; увеличение гласности в отношении принимаемых решений.

Таким образом, каждая школа в той или иной форме занимается вопросами обеспечения качества, хотя масштабы и принципы их деятельности могут существенно отличаться.

Так что же такое управление качеством образования?

Управление качеством образования - это целенаправленное, организующее, контролирующее и регулирующее взаимодействие субъектов деятельности по обеспечению качества образования с целью достижения оптимальных результатов.

При разработке стратегического плана по обеспечению качества школьного образования необходимо базироваться на анализе информации, связанной с изменениями в социуме; изменениями в ближайшем окружении школы; потребностями и запросами внешних и внутренних потребителей; возможностями школы; оценкой внешних и внутренних факторов, которые могут помешать или способствовать реализации плана.

Стратегия школы разрабатывается с учетом внешних и внутренних факторов и ориентирована в первую очередь на повышение конкурентоспособности учебного заведения и усиление его привлекательности для потребителей. Результаты анализа положительных и отрицательных факторов могут быть следующими.

Положительные факторы: творческий педагогический коллектив; высокий профессиональный уровень работников социально-психологической службы и руководителей кружков; хорошая методическая база; большое количество детей, стремящихся учиться в данной школе; расположение в ближайшем окружении школы библиотеки, парковой зоны, музея, поддержка местных властей и др.

Отрицательные факторы: слабая материально-техническая база школы; низкий бюджет; отсутствие поддержки родителей и др.

Возможные неудачи: потеря поддержки властей; возможная потеря преимуществ в репутации; риск потерять хороших преподавателей, которые не выдержат новой нагрузки; риск быть не понятым коллективом; резкое снижение бюджета и др.

Важной проблемой в современной теории и практике управления качеством образования является разработка методик его оценки. Оценка не тождественна тестированию. Она призвана охватывать широкий круг направлений деятельности школы. Оценка качества образования в школе должна сочетать внутреннюю оценку (самооценку) и внешнюю оценку.

Внешняя оценка может включать такие процедуры, как аттестация педагогических кадров; аттестация деятельности школы внешними экспертами; привлечение внешних экзаменаторов; опросы потребителей и др.

Внутренняя оценка должна быть ориентирована на показатели качества образования, отражающие процедуры и содержание планирования работы школы. Показатели внутренней оценки - наличие условий для получения высоких учебных результатов учащихся; эффективность деятельности по развитию ресурсов школы; совершенствование работы социально-психологической службы; эффективность внеклассной работы; психологический климат в коллективе; состояние учебно-методической базы; состояние материальной базы школы и пр. В разных школах данные показатели могут отличаться.

Качество образования в школе - важнейший показатель успеха школы и важнейшая задача внутришкольного управления.

"Под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и планируемыми целями воспитания и обучения".

Какие же задачи призвано решать каждое образовательное учреждение в связи с качеством образования?

Моделирование (на основе анализа существующих достижений, проблем, прогноза перспектив) желаемого уровня качества образования. Что фактически означает построение моделей выпускников школы.

Обеспечение такого функционирования и таких инноваций, которые бы обеспечивали заданный, смоделированный вами уровень качества.

Постепенное обеспечение повышения качества (смена требований к результатам образования, перевод их в новое качество с изменением требований внешних заказчиков)

Диагностику, мониторинг имеющегося уровня качества образования.

Показателями эффективности системы управления являются:

  • Результативность обучения, воспитания, развития.
  • Рациональные затраты времени учителя.
  • Появление потребности в самообразовании, в творческом поиске учителя.

Мне бы подробнее хотелось остановиться на мониторинге уровня качества.

Мониторинг качества образования учреждения осуществляется под руководством его администрации. Непосредственное проведение работ по сбору, систематизации и обобщению информации, написанию анализа можно возложить на временные рабочие группы, формируемые из числа представителей управленческого звена школы, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений, функциональных подразделений. К работе можно привлекать на договорной основе и специалистов, представляющих научные и образовательные учреждения, исследовательские и управленческие структуры.

Чем выше профессионализм учителя, тем значительнее изменения в основных результатах воспитательно-образовательного процесса. Это один из важных показателей эффективности управления качеством образования. Одним из условий эффективного и грамотного управления является умение простроить оптимальную структуру управления.

Высшим органом управления в школе является педагогический совет, при необходимости созываются малые педсоветы.

Качество образование учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который зависит от таких условий, как кадровая, научно-методическая, материально-техническая, мотивационная, финансовое обеспечение школы. И в этих условиях на первом месте стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качества преподавания. Область кадровой политики - основа основ школы. Это не только создание благоприятного микроклимата в трудовом коллективе, но и постоянный профессиональный рост учителя, и внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Способность учителей работать с новыми технологиями.

Педагогов школы отличает творчество и высокий профессионализм, благодаря которым они являются постоянными участниками и дипломантами различных конкурсов и фестивалей российского, областного и районного уровней.

Важную роль в профессиональном становлении педагога играет методическая служба, которой руководит методический совет. Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива. Для повышения профессионального роста учителя используются следующие формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, получение второго образования, постоянно действующие семинары, школа молодого учителя, педсоветы, работа в методических объединениях. Какова роль руководителя в профессиональном становлении педагога? Как отследить эффективность управленческой деятельности в этом направлении? Для этого проводим отслеживание, как идет процесс творческого развития коллектива, как члены коллектива оценивают себя и каковы их проблемы, как их решить, каков морально-психологический климат, т.е. мониторинг управленческой деятельности.

Работая над проблемой района "Управление качеством образования в условиях личностно - ориентированного подхода к обучению", мы организуем повышение квалификации учителей различными формами. Это посещение семинаров, курсовая переподготовка учителей, интернет курсы, семинары проводимые областными и региональными центрами. Удостоверения, дипломы, сертификаты хранятся в портфолио каждого учителя

В школе большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Работа велась согласно плана работы, в начале года были спланированы и организованы факультативные и элективные курсы, предметные кружки и кружки художественного творчества. Работа направленная на углубление основ программного материала и развитие познавательных интересов творческих способностей детей дала свои результаты

Школа находится в состоянии функционирования и развития. Создана нормативно-правовая база в школе: программа развития, образовательные программы, сквозные программы по предметам, локальные акты школы, приказы, распоряжения муниципальных и региональных органов власти, соответствующий учебный план.

Для учащихся начальной школы введены уроки иностранного языка, курсы "Жизнетворчество", "Литература Дона". В среднем звене - " За страницами учебника математики", "Экология Дона", "Природа Донского края", " Литература Дона", "История Дона", "Наглядная геометрия", "Начальный курс информатики", " Компьютер на службе СМИ", "Этика", " Этика и эстетика", " Право".

Большое внимание было уделено целенаправленной подготовке учителями школы учащихся к выбору и сдачи ЕГЭ. Учащиеся 11 класса показывают хорошие результаты по ЕГЭ, значительно выше средних по району и области

В нашем образовательном учреждении с целью построения эффективной системы управления качеством образования применяется мониторинг качества знаний и обученности учащихся. Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения. Практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что тесты являются наиболее эффективным, экономичным и информативным инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:

  • позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов,
  • подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, ЕГЭ,
  • обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений,
  • исключает субъективизм в оценивании результатов,
  • облегчает труд учителя,
  • дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала.

При проведении анализа возможно сочетание аналитической справки, схем, графиков, диаграмм. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям "увидеть со стороны" результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах. Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Статистическая обработка данных дает возможность:

  • определять относительное место учащегося в классе и параллели,
  • проводить ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру,
  • выделять группы учащихся с высокими и низкими показателями,
  • отследить динамику изменений результатов от года к году,
  • проводить сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам,
  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Особое место в нашей школе занимает мониторинг достижения учащихся и педагогов школы в районных, областных, региональных мероприятий.

Учет достижений учащихся школы ведется много лет, начиная с 2002 - 2003 учебного года,

С 2005 - 2006 уч. года мы ведем учет достижений наших педагогов

Каждому учителю в школе рекомендовано вести учет достижений учеников по своему предмету (в т.ч. - призеры олимпиад). Эта информация хранится как у учителя предметника, так и у завуча в банке "Одаренные дети"

Рейтинг успеваемости.

Использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет управлять учебно - воспитательным процессом не только через сбор и анализ информации об УВП, но и на содержательном уровне через их внедрение в сам учебный процесс.

В нашей школе это:

  • обучение информатике и ИКТ;
  • использование ИКТ в преподавании других предметов (географии, истории, математике, иностранным языкам, ОБЖ).

Особой "важной" частью современного процесса является использование в нем мультимедийных технологий. При этом мы используем их как для контроля знаний, так и для самого процесса обучения.

В нашей школе мультимедийные технологии используются для:

  • создания презентаций (ОБЖ, географии, иностранного языка).
  • проведение компьютерных тестов (история, математика, англ.язык, физика)
  • использование ресурсов интернета.

Использование электронных учебников и энциклопедий.

Мультимедийные презентации, ЭОРы и ЦОРы, которые учителя включают в свои уроки, позволяют многократно увеличить эффективность урока.

Поиск признаков успешной и эффективной школы породил довольно сложные и многолетние исследования. Эти исследования говорят о том, что эффективность работы школы зависит от многих факторов, одним из которых является эффективность работы заместителя директора школы по учебно - воспитательной работе.

При отслеживании результативности контрольных работ идет наблюдение за работой "сильных" учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия решения. Проводится наблюдение за динамикой аттестации учащихся по четвертям, итогам года.

Управленческим решением по результатам мониторинга может явиться следующее - обобщить и распространить опыт работы педагогического коллектива по повышению качества знаний. Также благодаря мониторингу можно выяснить, что способствовало получению такой картины. Мониторинг позволяет педагогам фиксировать ошибки индивидуально каждого ученика, отмечать слабо усвоенные темы.

Мониторинг позволяет организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Ежемесячно анализируя данные о преподавании того или иного предмета, составляются диаграммы, графики, позволяющие судить о результативности проделанной работы.

Основной особенностью школы является персональная ответственность за учебный процесс каждого ученика. В связи с этим мы владеем полной информацией о каждом ученике, состоянии его здоровья, психологических и личностных особенностях, поведении, посещении уроков и мероприятий, качестве взаимодействия с товарищами и педагогами. Этот мониторинг деятельности УВП позволяет принимать правильные управленческие решения в отношении учебного плана, выбора средств учебной мотивации учащихся. Мониторинг учебно - воспитательного процесса в нашей школе содержит следующие блоки:

  • Расчет и анализ уровней обученности учащихся по предметам.
  • Отчет кл. руководителей по итогам каждой четверти. Уровень икачество обученности класса.
  • Анализ учебных результатов у учителей в течение многих лет попредметам.
  • График успеваемости по классам.

Учащиеся школы активно принимали участие в различных конкурсах проводимых отделом образования, в этом направлении у нас есть результаты.

Школа является участником Национального проекта "Образования". Педагоги школы являются участниками и есть победитель Национального проекта "Образования".

Управление качеством образования на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.