Развитие детей раннего возраста в условиях семейного и общественного воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


За последнее десятилетие резко изменилась ситуация в явлениях общественной жизни. Возрос интерес разных общественных организаций к проблемам воспитания и развития подрастающего поколения, к проблемам семьи, в том числе и молодой. Все это повлияло на изменение государственной политики в области образования и социального развития. В результате повышения интереса к проблемам семьи и детства со стороны государственных и общественных организаций происходит увеличение рождаемости, возрастание потребности общества к возврату утраченных ценностей и приоритетов семейного воспитания.

В то же время в современных психолого-педагогических исследованиях в области семьи и детско-родительских отношений обращается внимание на повышенную потребность родителей в “хорошем” ребенке (Е.П.Арнаутова, А.Я.Варга, М.В.Крулехт, А.С. Спиваковская. и др.) [2, 3, 6, 7]. Данные научных исследований показывают, что неустойчивость, слабая выраженность в детско-родительских отношениях в эмоциональных связях приводит к тому, что ребенка начинают подчинять настроению взрослых при отсутствии у него права на собственные переживания и настроения. Назначение семьи для ребенка - быть источником безопасности, поддержки и принятия часто приносится родителями в жертву своей убежденности в необходимости осуществлять дома жесткую руководящую воспитательную функцию [2]. В итоге создаются совсем не те условия, в которых нуждается ребенок.

Особенно остро эта проблема стоит в раннем возрасте. Ведь именно в первые годы жизни, как указывает большинство исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, М.Ю. Кистяковская, Н.П. Кочетова, Л.Б. Павлова, К.Л. Печора, Н.М. Щелованов и др.) [1, 4, 5] закладывается тот багаж опыта и знаний, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию ребенка.

В связи с эти, на базе нашего МДОУ “ЦРР - детского сада № 2” решили организовать экспериментальную деятельность по вопросам воспитания и развития неорганизованных детей раннего возраста в условиях семейного и общественного воспитания.

Актуальность нашего исследования обусловлена с одной стороны позитивной тенденцией повышения рождаемости, с другой – низким уровнем педагогической культуры родителей вследствие чего не используются все возможности для своевременного и полноценного психического и физического развития ребенка.

При организации экспериментальной деятельности, для обеспечения научного руководства, а также определения концептуальных подходов экспериментальной работы мы обратились в Нижегородский институт развития образования (НИРО) на кафедру теории и методики дошкольного образования. Под руководством кандидата педагогических наук Григорьевой Галины Григорьевны мы определили методологические и концептуальные подходы в своей практической деятельности.

Мы поставили перед собой цель: разработать проект системной работы по созданию условий для полноценного всестороннего развития детей раннего возраста путем интеграции деятельности разных социальных структур (образовательные, медицинские, юридические и учреждения культуры).

Определили круг задач:

  1. Провести анализ теоретико – методологических подходов в решении проблемы развития детей раннего возраста в условиях общественного и семейного воспитания.
  2. Разработать основные положения практической деятельности “Академии образования детей раннего возраста” (по основным направлениям).
  3. Осуществить практическую реализацию проектов “Академии образования детей раннего возраста” (по основным направлениям).
  4. Разработать критерии и провести оценку эффективности проводимой экспериментальной работы.

Основная задача методической и психологической структур дошкольного учреждения – обеспечить нормальное вхождение в экспериментальную деятельность и реализацию практической работы с детьми, их семьями и социумом. За координацию деятельности всех служб и психологическое сопровождение эксперимента отвечает педагог – психолог детского сада, который непосредственно подчиняется заведующей МДОУ. Методическая служба, во главе со старшими воспитателями ДОУ, обеспечивает создание условий для практической реализации проектов, методическое обеспечение.

Организация экспериментальной деятельности в 2008 - 2009 учебном году проходила в несколько этапов:

  1. Подготовительный.
  2. Практический
  3. Аналитический.

Основная цель подготовительного этапа – разработка концептуальной модели экспериментальной деятельности “Академии образования детей раннего возраста”.

В соответствии с целью было предусмотрено:

  • установление взаимосвязей с НИРО и управлением образования
  • создание творческой группы и определение круга насущных проблем;
  • пересмотр нормативно – правовой базы деятельности участников экспериментальной работы;
  • проведение мониторинга условий для осуществления деятельности экспериментальной площадки и направлений ее работы;
  • изучение теоретико – методологической подходов по теме эксперимента, определение направлений практической деятельности
  • разработка проектов экспериментальной деятельности по направлениям – группа “Кроха”, ЗАГС, МОУ СОШ № 16, детская поликлиника;
  • установление взаимосвязей на договорной основе с учреждениями социума для практической реализации проектов.

Одним из основных практических результатов этого этапа исследования стало осуществление мониторинга особенностей социальной ситуации развития детей ДОУ и детей группы “Кроха”, составление социального портрета семей, вычленение основных запросов родителей и проблемных зон в системе семейного воспитания. Согласно данным мониторинга основная масса родителей имеет достаточно высокий образовательный уровень и средний уровень материальной удовлетворенности. Отмечается достаточное количество неполных семей, семей с нарушенными типами воспитания (авторитарные семьи, семьи с высокой опекаемостью детей, семьи, где дети предоставлены сами себе и т.п.). Большинство родителей проявляют интерес к развитию своих детей, но концентрируют свое внимание в большей степени на интеллектуальном и физическом развитии, не учитывают факторов целостного развития. Заинтересованность родителей проявляется в стремлении повысить возможности своих детей и через систему дополнительного образования.

Среди родителей детей экспериментальной группы “Кроха” выделены основные проблемы, которые оказывают негативное влияние на условия жизни и воспитания детей раннего возраста.

Особый интерес для участников творческой группы представляет разработка проектов – модулей для организации практической деятельности с учащимися школы, молодежью, детьми и их родителями. При разработке проектов модулей было предусмотрено определение целей и задач практической работы, определено содержание и формы работы с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждой категории. Были обозначены принципы работы и критерии оценки ее эффективности. Примеры проектов модулей представлены в приложении (см. Приложение 1, Приложение 2).

Основной акцент при разработке проектов был сделан на организации деятельности группы “Кроха”. Данное направление помогает решать вопросы взаимодействия с семьями детей раннего возраста, способствует созданию условий для полноценного развития ребенка. Для успешной реализации этого проекта методическая и психологическая службы ДОУ остановили свое внимание на региональном методическом комплексе - программы “Кроха” (авторы Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба, Д.В. Сергеева и др.).

В чем отличие ее от популярной литературы для родителей?

Во-первых, это практическое пособие о воспитании ребенка от рождения до 3 лет, где раскрываются общие закономерности развития малыша в раннем возрасте и четко обозначено, ЧТО, КАК, КОГДА и ПОЧЕМУ надо делать с ребенком, чтобы обеспечить своевременное развитие. Подчеркивается необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности интересов малыша.

Во-вторых, учитывая, что родители и другие члены семьи часто не имеют педагогического образования, материал излагается в доступной и популярной форме.

Таким образом, на подготовительном этапе решались задачи организационно – управленческого характера осуществления экспериментальной деятельности. Выстроены структурные связи и взаимодействия среди участников экспериментальной деятельности и руководящего звена. Были созданы необходимые условия для работы “Академии образования детей раннего возраста”:

  • подготовлена предметно – развивающая среда, организованная на базе дополнительных помещений ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • достаточная методическая база для осуществления углубленной работы по организации условий воспитания и развития детей раннего возраста и повышения родительской компетенции;
  • возможность установления полноценных связей с учреждениями социума на договорной основе по реализации проектов.

На этапе практической реализации – происходило осуществление разработанных проектов.

Были установлены взаимосвязи с детской поликлиникой с кабинетом “Здорового ребенка”, через который распространяются рекламные проспекты, направляются дети на консультации к специалистам ДОУ.

На сегодняшний момент наиболее представленным, на наш взгляд, является проект модуля – организация работы группы “Кроха”, который предусматривает непосредственное взаимодействие семей и дошкольного учреждения в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Для реализации проекта в этом направлении поставили следующие приоритетные задачи:

  • создание условий для полноценного развития ребенка;
  • оздоровление детского организма;
  • обеспечение подготовки к постоянному посещению детского сада;
  • повышение компетентности родителей через становление их как партнеров образовательного процесса.

Приоритетными для нас определили следующие направления работы:

  • эмоциональное развитие и развитие навыков общения;
  • познавательное развитие через организацию предметной деятельности;
  • оздоровление детей через проведение лечебной физкультуры, массажа, плавание в бассейне.

На организационном собрании, при анкетировании мы выявили запросы и вычленили проблемы в семейном воспитании. В соответствии с чем, была подобрана тематика консультаций, бесед и практических занятий для родителей.

По мнению родителей, наиболее интересными для них были семинарские занятия:

-“Как играть с малышом”;

-“Правила общения с ребенком раннего возраста”.

В процессе выполнения заданий родители учились организовывать обучающую игру с ребенком, помогающую освоить окружающий предметный мир. А так же, что самое важное, родители приобретали опыт непосредственного совместного взаимодействия, в результате чего выстраивалось содержательное и развивающее общение. Результатом такого общения стало возникновение у ребенка дифференцированного эмоционального отношения к окружающему миру и разной степени активности во взаимодействии с ним. В итоге сформировалось разное отношение к “своим” и “чужим”. Очень полезными для домашнего воспитания оказались видеоматериалы, подготовленные силами работников детского сада, где можно было увидеть, как читать малышам книги, рассказывать сказки, рассматривать картинки; как организовывать гигиенические мероприятия, кормление, общение в процессе этих мероприятий, чтобы оно было в удовольствие и Крохе и его родителям.

При организации игр-занятий дети и родители становились творцами самого процесса обучения. Это было обусловлено тем, что в ходе занятий инициатива исходила от интересов и возможностей самого ребенка. Благодаря этому и сами педагоги проявляли творческий подход при подготовке каждого занятия. Большинство занятий проводилось индивидуально с семьей.

Наиболее интересной формой взаимодействия детей, родителей и педагогов стали музыкальные игры-развлечения, проводимые со всеми участниками процесса, где наряду с музыкальным развитием дети и родители учились эмоциональности, общаться на равных. Сочетание оздоровительной работы с игрой - интересная и эффективная форма, используемая в работе инструкторов по лечебной физкультуре, плаванию, специалиста по массажу, что соответствует потребностям детей этого возраста.

Одной из важных задач, которую мы ставили перед собой в работе с семьей - формирование внутрисемейной культуры, семейных ценностей и традиций. Для этого мы использовали совместные мероприятия: праздники, чаепития, прогулки. При их проведении акцент делали на русские народные традиции празднования (Новый год, дни рождения и т.п.), широко использовали фольклор, систему ритуалов (украшение елки, приход Снегурочки, дарение подарков, встреча гостей, сервировка и украшение стола и т. д.). Все это способствовало улучшению отношений в семье, активному включению в систему воспитания других членов семьи (пап, бабушек, дедушек, и т.д.).

Результативность проводимой работы позволяет оценить аналитический этап, на котором подведены первые предварительные итоги.

В работе с детьми по сравнению с началом работы изменился эмоциональный настрой детей:

  • они с удовольствием идут на занятия,
  • положительно реагируют на предложенный материал,
  • легко контактируют со взрослыми и друг с другом.

В дальнейшем, при поступлении в ДОУ адаптация у большинства детей группы “Кроха” протекала в легкой степени, что на наш взгляд обусловлено проводимой с ними работой.

В работе с родителями:

  • наблюдения за действиями педагогов, во время игровых развивающих занятий, индивидуальные консультации, позволили родителям приобщиться к педагогической культуре и повысить свой педагогических опыт;
  • повысилась заинтересованность родителей в вопросах развития детей, умения правильно с ними взаимодействовать, что выразилось в увеличении количества задаваемых родителями вопросов;
  • наладились отношения родителей между собой, что в дальнейшем, способствовало созданию тесного родительского коллектива при поступлении в ДОУ.

Изменилась и позиция педагогов, что нашло свое отражение в ответах на вопросы анкеты, повысилась профессиональная компетентность педагогов в вопросах развития и воспитания детей первого года жизни, в вопросах создания оптимальных условий для взаимодействия с семьями воспитанников, в вопросах методологии ведения экспериментальной деятельности. Пример анкеты для участников творческой группы первого года эксперимента представлен в приложении (см. Приложение 3).

Были установлены взаимосвязи с детской поликлиникой с кабинетом “Здорового ребенка”, через который распространяются рекламные проспекты, направляются дети на консультации к специалистам ДОУ.

Осуществляется тесная взаимосвязь с отделом ЗАГСа, основной целью которого является работа с молодыми семьями по профилактике дисгармоничных отношений, формирования позитивной позиции по отношению к семье и ее ценностям, осознанное отношение к появлению детей. В рамках этого проекта к Международному Дню Семьи подготовлено выступление для молодых пар. В планах организация и других мероприятий согласно разработанной тематики.

Намечены основные направления теоретической и практической работы с учащимися МОУ СОШ № 16, который предполагает формирование у подрастающего поколения основ здорового образа жизни, ответственности за себя и за других, позитивное отношение к семье и ее ценностями, основы взаимоотношений.

Таким образом, разработанный материал может служить основой для создания программно – методического обеспечения работы с детьми раннего возраста и их родителями. А также позволяет реализовывать задачи повышения компетенции молодежи в вопросах формирование позитивной позиции по отношению к ребенку и семье.

С результатами работы педагог- психолог ДОУ и старший воспитатель выступили на итоговой городской конференции в июне 2009 года и региональной конференции в г.Нижнем Новгороде в сентябре 2009 года. Представленный опыт развития детей раннего возраста в условиях общественного и семейного воспитания заинтересовал многих коллег из других ДОУ нашего города, а после выступления на региональной конференции 23 сентября 2009 г педагогов и из других городов.. Поступили предложения от руководителей МДОУ № 8, 21, 47 о распространении и методическом руководстве работой по данному направлению.

На сегодняшний момент экспериментальная работа продолжается. Совместными усилиями методической и психологической служб ДОУ осуществляется разработка проектов – модулей по взаимодействию с центром “Женского здоровья”; студентами политехникума. Создают условия обеспечения полноценного методического руководства с другими дошкольными учреждениями по работе с неорганизованными детьми и их родителями.

Литература:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2002.
  3. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. – М., 1987.
  4. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Кроха. Программа по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 – лет. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Крулехт М.В. Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия.//Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений г. Санкт – Петербурга./Сост. Н.П.Митрошина и др. – СПб., 2001.
  7. Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986.