«Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность!» Интегрированный урок-концерт в 9-м классе

Разделы: Литература


Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
И.Северянин.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Вступительное слово учителя:

Ученые считают, что если бы вдруг погасла Полярная звезда, то на земле об этом узнали бы через 500 лет. Так силен ее свет и так огромно расстояние, разделяющее нас. Многие поколения землян сменили бы друг друга, так и не узнав, что взирают на свет давно угасшей звезды. Жизнь человека, о котором мы будем сегодня говорить, трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня. А человек этот – Александр Сергеевич Пушкин, пророчески сказавший о себе:

Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…

1 ВЕД. В июне, в самом начале лета, когда земля еще была яблоневого цвета, родился Пушкин. Глубокой зимой, когда она покрыта белыми снегами, его не стало. Но удивительно: чем дальше от нас он по своему рождению, тем ближе по душе.

2 ВЕД. В жизнь каждого из нас Пушкин вошел по-разному. Для кого-то он был недосягаемым божеством, к кому–то он пришел вместе со сказками о царе Салтане, о спящей царевне и семи богатырях, стихами об осени и зиме.

1ВЕД. Поневоле думаешь, а как же люди жили до него - без его “чудного мгновенья”, “звезды пленительного счастья”, мы и сами сегодня не осознаем, насколько пропитаны Пушкиным, его стихами, пусть даже искаженными нашей памятью. Если бы было больше времени, чтоб перечитать заново его стихи, прозу, мы бы легче воспринимали несовершенный мир. Ведь и Пушкин со всей его гениальностью одолевал ту же дорогу, что каждый из нас.

2 ВЕД. Не одно поколение людей постигло простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина. Это “ начало всех начал”, это как воздух, которым мы дышим. Это как солнце, дающее свет всему живому. Это Родина, Россия.

3. Сообщение темы и целей урока.

Итак, наш разговор – о Пушкине, а темой для разговора мы взяли слова Владимира Маяковского “Александр Сергеевич, у вас в запасе вечность!”, чтобы понять, почему его “России сердце не забудет”, показать, как нашла отражение судьба гения русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина в творениях поэзии, скульптуры, живописи, рассчитанных на века.

II.  Изучение нового материала. Выступление учащихся по группам.

1) Пушкин в живописи.

1 ЧТЕЦ: Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик - вьющиеся волосы, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза. Выражение энергии в лице или – задумчивой грусти. Таким мы с детских лет знаем великого поэта по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников, В.А.Тропинина и О.А.Кипренского.

2 ЧТЕЦ: На этой картине Илья Ефимович Репин изобразил событие, которое сам поэт описал так:

“ Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “ Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей, когда дошел до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.”

3 ЧТЕЦ: “Прощай, свободная стихия!”. Это редкий в истории искусства случай, когда два больших художника создали вместе одно полотно. Фигура Пушкина написана Репиным, а пейзаж – маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским. Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина “ К морю”. Запечатлевшиеся в памяти живые пейзажи создают в стихотворении многогранный, сложный образ моря, близкий различным душевным состояниям поэта.

4 ЧТЕЦ: Художника Николая Павловича Ульянова волновала трагедия последних лет жизни Пушкина. Обратимся к картине “ Пушкин с женой перед зеркалом”. Найденное художником в ней образное решение проблемы очень интересно: биографический факт – Пушкин на придворном балу – превращается в образ большой обобщенной силы – “Пушкин и высший свет”. Художник показывает одиночество поэта в светском обществе, используя такой прием: все, что в отражении зеркала, - это “свет”, Пушкин дан как “ живое лицо”. Наталья Николаевна, по мысли художника, тоже принадлежит свету, он нарочно заостряет контраст между поэтом и его красавицей- женой, увеличивая разницу в росте, углубляя складки в углах рта, усиливая желтизну лица. Светскую толпу занимает эта пара, “Вулкан и Венера”, говорили о них, сравнивая его с богом подземного царства, ее – с богиней красоты.

5 ЧТЕЦ: Многих художников привлекала дуэль Пушкина и Дантеса, но одной из лучших на эту тему стала картина Алексея Аввакумовича Наумова. Он изобразил конец дуэли, когда секунданты ведут раненого поэта к саням. Вдали, отвернувшись, стоит Дантес. Об этой картине поэтесса Марина Цветаева написала в очерке “Мой Пушкин”, передав свои детские впечатления: “ Черная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, черное с белым окно, черная и белая картина “Дуэль”, где на белизне снега совершается вечное черное дело убийства поэта. Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили. С тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова - убили, я поделила мир на поэта и всех, и выбрала поэта, в подзащитные выбрала поэта, защищать его от всех”. Марина хотела, чтоб он жил, и он это знал, он сказал о себе сам:

1 ВЕД:

Нет, весь я не умру,
Душа в заветной лире
Мой прах переживет
И тленья убежит,
И славен буду я,
Доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Пушкин в поэзии.

“Натали” в исполнении Н.Баскова,

1 ЧТЕЦ:

Все было очень просто:
У Троицкого моста он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали, в серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать, пускай не ждут.
Могло все измениться
В те несколько минут.

2 ЧТЕЦ:

Леса, и снег, и скука путевая,
Возок уносится назад, назад…
Он дремлет, Пушкин, вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя, -
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край…
…Наемника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!

3 ЧТЕЦ:

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперед Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.

4 ЧТЕЦ:

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен
Сергеем Соболевским…
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась,
Остались боль и ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.

5 ЧТЕЦ:

И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег.
Он знает – здесь конец…
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе…Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.

6 ЧТЕЦ: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался в цвете лет, в середине своего великого поприща!…всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Неужели в самом деле нет у нас Пушкина?.. К этой мысли нельзя привыкнуть!”

7 ЧТЕЦ:

В январе тридцать седьмого года
Прямо с окровавленной земли
Подняли тебя мы всем народом,
Бережно, как сына, понесли.
Мы несли тебя – любовь и горе -
Долго и бесшумно, как во сне,
Не к жене и не к дворцовой своре –
К новой жизни, к будущей стране.

8 ЧТЕЦ:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой облик благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт.
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца,
и в них будить стремленья к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен оставался.

2 ВЕД:

Россия – мать, разбойники гуляли
И убивали твой высокий свет.
Убитый, стал он бронзой на бульваре,
И выше слова – ПУШКИН – нет!

3. Пушкин в скульптуре.

1ЧТЕЦ: Первый памятник А.С. Пушкину был создан скульптором Александром Михайловичем Опекушиным на средства, собранные народом, без участия царского правительства. Открытие памятника 6 июня 1880 года прошло как большое всенародное торжество. С речами выступили Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев и др. писатели. Популярность памятника объясняется тем, что скульптору удалось создать образ поэта, доступный, понятный и близкий каждому. Он был установлен в высокой части Тверского бульвара, где прекрасно смотрелся на фоне неба и зелени. В 1995 году памятник перенесли в центр площади.

2 ЧТЕЦ:

Она приходит каждый день сюда
И на Тверском бульваре неподвижно
Сидит по – старчески, и давние года
С ней подолгу беседуют чуть слышно.
Воспоминанья стареньким платком
Ей согревают согнутые плечи.
Сюда она приходит постоянно
С гвоздикой алой в сморщенной руке,
Дочь Пушкина – любимица Мария.
“Как Машка?” - в письмах он писал о ней.
Она цветок положит на гранит,
Потом в сторонку сядет незаметно
О чем так долго, так заветно
С отцом великим говорит?
Во всей России знать лишь ей одной,
Ей, одинокой, седенькой старухе,
Как были ласковы и горячи порой
Вот эти пушкинские бронзовые руки.
Она встает. Пора идти к себе в квартиру,
Уходит. Растворяется в толпе
Неторопливо, молча, безымянно…

3 ЧТЕЦ: Перед зданием Царскосельского лицея находится еще один памятник поэту -работы скульптора Р.Р. Баха. О его судьбе в годы Великой Отечественной войны рассказывается в стихотворении Всеволода Рождественского “Памятник юноше Пушкину”:

…Светлей легенд иные были…
Словно клад бесценный в глубь земли,
Руки друга памятник зарыли
И от поруганья сберегли.
Мы копали бережно, нескоро -
Только грудь дышала горячо.
Вот он! Под лопатою сапера
Показалось смуглое плечо,
Голова с веселыми кудрями,
Светлый лоб – и по сердцам людским
Пробежало солнечное пламя, -
Пушкин встал – и жив, и невредим!

4 ЧТЕЦ: В чем же основная причина того, что Пушкин продолжает жить с каждым новым поколением? Об этом очень хорошо сказал Михаил Светлов: “ Особенность гения заключается в том, что он сопровождает нас всю жизнь. Мне все время кажется, что Пушкин впереди…Пушкин! Бесконечно дорогой! Стойте на площади, пусть не во плоти, и учите нас быть прекрасными, учите любить человечество так, как вы любили. А большего нам и не надо”

1 ВЕД:

Сквозь зимние вьюги и вешние гулы,
Под пристальным взглядом живущих людей
Идут караулы, встают караулы
У памятников посреди площадей.
У скорбных надгробий встают, бронзовея,
И бронза становится цветом лица,
Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца.

4. Музеи и памятные пушкинские места.

1 ЧТЕЦ: 6 июня 1961 года в Москве был открыт музей А.С.Пушкина на Арбате. Он находится в старинном особняке, построенном архитектором Афанасием Григорьевым в 1814 –1817 годах. На верхней площадке парадной лестницы – мраморный бюст работы М.К.Аникушина и щит со словами поэта:

Здравствуй, племя
молодое, незнакомое!…

2 ЧТЕЦ: 18 февраля 1986 года состоялось торжественное открытие филиала ГМП – музея – квартиры А.С. Пушкина, куда в 1831 году поэт после венчания в храме Большого Вознесенья, что у Никитских ворот, привез свою Мадонну- Наталью Николаевну- и где прошли счастливейшие месяцы их жизни.

3 ЧТЕЦ: В России немало памятных мест, связанных с именем великого поэта. В Подмосковье находится Пушкинский заповедник, он связан с теми местами, где семья поэта проводила каждое лето, а он впервые приобщился к родной природе, народным обычаям, старинным преданиям и сказкам.

4 ЧТЕЦ: В заповеднике три парка: Михайловский, Тригорский, Петровский. Все они отличаются друг от друга так же, как отличались их владельцы. Михайловский парк – приют отшельника. Это место, где трудно веселиться, он создан для одиночества и размышлений. Главная прелесть Михайловского парка - в домике няни Арины Родионовны – единственном домике, оставшемся со времен Пушкина. Могилу няни, к сожалению, отыскать не удалось, была найдена только запись в книгах Владимирской церкви о погребении ее на петербургском Смоленском кладбище. Но в памяти многих поколений будет жить образ няни, запечатленный в поэтических произведениях поэта.

5 ЧТЕЦ: Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него почему–то даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, танцев при свечах, шутливых признаний.

6 ЧТЕЦ: Петровское – родовое имение Ганнибалов, предков А.С.Пушкина. Дом представляет собой большое красивое здание, над кровлей которого высоко взлетел флюгер с изображением слона – родового знака Ганнибалов. И парк, и дом как будто предстоят в одной красивой картине, и каждому входящему кажется, что парк – это тоже дом, только в нем вместо потолка небо.

7 ЧТЕЦ: Прост и величав Святогорский монастырь, построенный в 1569 году по приказу Ивана Грозного. В центре монастырского двора сейчас разбит сквер, где в 1949 году был установлен большой бюст Пушкина. Отсюда две старинные лестницы ведут на высокий холм – Синичью гору, где стоит Успенский собор.

8 ЧТЕЦ: У восточной стены Успенского собора находится могила А.С.Пушкина. Место погребения великого поэта не случайно. Задолго до смерти он сам определил это место на родовом кладбище Ганнибалов в Святогорском монастыре.

2 ВЕД:

К чему поэту пьедестал?
Не вечен камень пьедестала.
Суть в том, кем для России стал
Кудрявый правнук Ганнибала.
И на вопрос кто ваш поэт?
В строенье ль, в каменной избушке,
Один у русского ответ, -
Он, улыбнувшись, скажет,
Пушкин.

1 ВЕД.

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он.
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь. И, может быть, утешен буду я.

5. Сообщение домашнего задания.

Составить презентацию по теме “АС. Пушкин в своих произведениях”.

III. Заключительное слово учителя:

Вот и подошел к концу наш долгий, как сама вечность, разговор о том, что значит для нас Пушкин. Заканчивая 9 класс, мы расстаемся с творчеством поэта, но для того, чтобы вернуться к нему вновь. Вернуться, встав взрослее, чтобы стать мудрее. Мы будем перечитывать вновь его творения, по–новому понимая их, открывая для себя что – то новое в уже хорошо известном. Вернемся, наконец, просто для того, чтобы открыть пушкинский мир поэзии и прозы своим детям.

В чем пушкинского гения основа
И чем его прозренья хороши?..-
В свободном изъяснении души
Единственной раскованностью слова.
И если воспринять его готова
Твоя душа, не опоздай, спеши
Поймать его и в творческой тиши
Своей судьбой его наполнить снова.
Что из того, что лжепророки лживы?
Извечная поэзия с тобой
За жизнь и смерть ведет смертельный бой.
И мир живет, пока в том мире живы
Твоей души прекрасные порывы,
Оплаченные пушкинской судьбой.

Презентация.

Использованная литература.

  1. Щеголев П.Е. “Дуэль и смерть Пушкина”. М. “Книга”, 1987
  2. Маймин Б.А. “Пушкин. Жизнь и творчество”. М. “Наука”, 1982.
  3. Семья художника. “Пушкин”. Ленинград “Художники РСФСР” 1990.
  4. “Беседы о русской литературе” (Материалы к учебному пособию). М. Библиотека “Первого сентября”, 1999.
  5. “Русская советская поэзия”. М. “Художественная литература” 1990.