Управление качеством образовательного процесса в системе "учитель – ученик"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Работая специалистом в районном отделе образования и последние четыре года заместителем директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, посетила много уроков у разных учителей. Как учителя, так и уроки были разные: творческие, обычные, на высоком уровне.

Но я обратила внимание на то, что каким бы хорошим урок ни был, как бы творчески не относился к своей работе педагог, все равно в классе есть неуспевающие (обращаю внимание, не неспособные, а неуспевающие). И у меня возник вопрос: как улучшить качество образовательного процесса, как качественно обучать каждого ученика?

Обратилась к материалам дистанционных курсов Галеевой Н.Л. "Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса" и, используя методики, предложенные на курсах, провела анализ уровня организационных ресурсов учителей начальных классов и их профессиональных компетенций:

  • Владение содержанием и методологией предмета
  • Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса
  • Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса
  • Владение приемами эффективного общения с детьми и их родителями, с коллегами
  • Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета
  • Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация учебного процесса)
  • Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент)
  • Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

Для проведения данного анализа использовала три способа:

  • самооценку учителей
  • экспертную оценку при посещении уроков учителей и наблюдением за их работой с последующим анализом
  • индивидуальное собеседование с учителями.

В таблице 1 (приложение 1) результаты самооценки профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителей начальных классов показали, что у учителей вызывает затруднения ("западает") компетенция "Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент (исследовательская компетентность)", то есть, они не могут или затрудняются спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения.

При анализе данного исследования меня также насторожил завышенный "коэффициент" позиций "Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса с учетом требований дефекта" и "Владение управленческими технологиями: педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовать, корректировать результаты учебного и воспитательного процесса".

Как у руководителя, у меня возникли вопросы:

Если учителя владеют достаточным и оптимальным уровнем профессиональных компетенций (в позициях № 2, 3, 4, 5, 6), то почему в начальной школе каждую четверть есть неуспевающие учащиеся, в качестве знаний учащихся начальной школы нет стабильности?

Если все владеют приемами эффективного общения, то почему идет "отсев" учащихся не по уважительной причине (переезд), а по причине "не нашли общего языка" с учителем?

Пришла к выводу, что существуют некие "барьеры" в работе учителей:

  • чаще всего используются на уроках традиционные "предметы": доска и мел;
  • нежелание менять стиль педагогической деятельности и деятельности учащихся;
  • страх перед неудачей;
  • "страх" перед обновленными методиками преподавания, современными подходами в работе с обучающимися.

В процессе работы возникло много вопросов:

  • Как помочь учителям начальных классов не просто "увидеть", но и конструктивно оценить уровни развития главных составляющих учебного успеха?
  • Как использовать эти знания для проецирования индивидуальной траектории развития ученика?
  • Как оценить совместные усилия - и учителя, и ученика в продвижении к максимальному учебному успеху?

Большая роль в обучении педагогов, по-прежнему, принадлежит методическому объединению учителей, деятельность которого направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предметам.

Было решено провести в рамках работы школьного МО учителей начальных классов обучающие семинары: "Педагогический анализ результатов образовательного процесса в системе "учитель-ученик" и "Управление качеством условий образовательной среды в системе "учитель-ученик". В результате: учителя начальных классов поняли, что не знали, о чем шла речь:

  • Цели и задачи ставили скорее для себя, не шли "от конечного" результата
  • Не считали себя "управленцами"

При анализе затруднений учителей начальных классов были выделены проблемы, решение которых, на мой взгляд, может быть положено в основу целевого проектирования работы по повышению профессиональной культуры учителя:

  • Учитель планирует свою деятельность и деятельность ученика не от целей, а от количества часов или от содержания предмета;
  • При анализе, планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитель "не видит" проблем ученика и изменений, которые с ним происходят;
  • В работе учителя преобладает монолог
  • Учитель затрудняется выделять ("разводить") цели для ученика и для учителя, анализировать структуру учебных целей.

В индивидуальной беседе с учителями были определены способы повышения их профессиональных компетенций, найдены формы методической работы. Прежде всего, созданы проблемно-творческие группы ("Творческий рост педагога - пути и способы"; "Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе") для информационной и организационной поддержки развития компетенций учителей, повышения мотивации учителей к исследовательской деятельности через наиболее эффективные (по мотивирующему потенциалу) приемы взаимодействия и формы творческой деятельности учителей начальной школы:

  • Поощрения
  • Самооценка своей деятельности
  • Самообразование
  • Опора на жизненный опыт
  • "Мозговая атака" или "мозговой штурм"
  • Взаимопроверки
  • Прогнозирование своей будущей жизнедеятельности
  • Удовлетворение желания быть значимой личностью

Результатом данной работы стало то, что:

  • создаются условия для перевода учителя с позиции "урокодателя" на позиции педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора;
  • есть результаты в развитии инновационного поведения учителей и их нового педагогического мышления;
  • деятельность педагогов основывается на данных психолого-педагогической диагностики, происходит выработка своевременных коррекционных мер;
  • учителя учатся переводить предметные умения в универсальные, за счет чего углубили содержание целей и результатов обучения;
  • учителя стали грамотно обосновывать свои педагогические действия на уроке, выявили многие проблемы своей проверочно-оценочной деятельности.

Для улучшения работы учителей по умению спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент, со стороны администрации школы необходимо:

  • Создать гибкие механизмы управления результатами деятельности учителей.
  • Шире использовать работу творческих и проблемных групп учителей.
  • Мотивировать активную деятельность педагогов.

Реализация другой трудоемкой управленческой компетенции "Умение осуществлять педагогический анализ" редко осознается педагогом, как важнейшая составляющая его успешной деятельности. "Он не хочет учиться" ("он ничего не делает", "его ничего не интересует") - формулы учителя, не владеющего навыками педагогического анализа. Педагогической диагностикой учащихся начальных классов я занимаюсь с самого начала работы: провожу мониторинг, анализирую полученные результаты, совместно с учителями делаю выводы, над чем необходимо работать с учениками.

Однако данный традиционный подход не давал результатов, которые бы удовлетворяли педагогов и администрацию. Традиционное оценивание не показывало динамику развития и слабо мотивировало учащихся.

Для того, чтобы оценить уровень готовности учителей начальных классов к осуществлению управления качеством результатов и качеством процесса обучения в системе "учитель-ученик" провела анкетирование, в результате которого возник вопрос о том, почему не получалось повысить качество уроков и качество обученности некоторых детей. Причина "скрывалась", по большому счету в том, что:

  • учителя "списывали" неудачи в учебе на неблагополучие в семьях;
  • качество результатов образовательного процесса отделяли от динамики развития каждого ученика;
  • самоанализ уроков проводили по "старым" критериям.

Пришла к выводу, что необходимо работать над развитием учащихся и вводить новую систему мониторинга педагогической деятельности учителя и результативности учебной деятельности обучающихся. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы помочь каждому. Учитель-управленец активно исследует учебно-познавательные возможности ученика, осуществляет педагогический анализ его учебных возможностей (индивидуальный стиль учебной деятельности - ИСУД).

Педагогическая технология "Индивидуальный стиль учебной деятельности", позволяет осуществлять личностно ориентированный подход к каждому учащемуся в обучении и наблюдать результаты, отслеживать динамику этого процесса.

С целью определения уровня сформированности у учащихся умения переносить знания и учебные действия, полученные при изучении одних предметов, на другие учебные ситуации и задачи, провела в 3-4 классах интегрированную контрольную работу. Задания данной работы охватывали все предметы, служащие основой дальнейшего обучения - русский язык, чтение, математика и окружающий мир. Результаты и анализ данных работ показал, что у учителя, постоянно использующего разноуровневые и дифференцированные задания (3 класс), результаты намного лучше, чем у учителя, который проводит "фронтальное" обучение (4 класс).

Для сравнения уровня обученности учащихся в 1 классе, у школьного психолога были взяты данные диагностики "Уровень интеллекта" Векслера (детский), которые еще раз подтвердили, что применение технологии ведет к повышению качества обученности каждого, повышается мотивация обучения. Дети уверены в своем успехе (Приложение 2).

Для того чтобы определить и создать условия для успешной учебной деятельности каждого ученика, совместно со школьным психологом и учителями, были проведены диагностики на определение модальности и функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся начальной школы.

В мировой психолого-педагогической науке выделяют три основных стиля деятельности учащихся (модальность): визуалы, аудиалы, кинестеты. В основу данной градации положены способы восприятия информации. Для аудиалов характерно восприятие информации на слух, для визуалов - зрительное восприятие, для кинестетов - деятельное. Учитывая это, на методическом объединении учителей начальных классов были разработаны способы повышения эффективности планирования и осуществления учебного процесса на основе индивидуального стиля учащихся начальных классов на основных этапах учебной деятельности (приложение 3).

При разработке эффективности планирования и осуществления учебного процесса на основе индивидуального стиля учащихся начальных классов на уроках учитывалось и доминирование полушарий головного мозга: для "правополушарника" предпочтительнее осваивать новый материал в логике индукции (от частного к общему, от конкретных фактов к обобщениям), "левополушарнику" удобнее работать в логике дедукции (от общего к частному, от общего правила к конкретным примерам).

Учитывая данные диагностик (определение модальности и функциональной асимметрии полушарий головного мозга), разработаны такие формы заданий, выполнение которых требует от учеников проявления и распределения внимания, и высокого уровня развития общеучебных коммуникативных навыков и многого другого.

Наши исследования закончились разработкой системы заданий, направленных на устранение часто встречающейся ошибки - написание слов с безударными гласными в корне слова. Упражнения составлены таким образом, что их выполнение заставляет "работать" практически все составляющие учебного успеха ученика. Данные упражнения рассчитаны на слабых учащихся и должны "подтянуть" их до среднего уровня. Но нельзя забывать, что сильные учащиеся тоже не должны остаться без внимания. Ведь их успешная учеба объясняется не только высоким уровнем развития познавательных процессов, но и серьезной высокой мотивацией к учебной деятельности. Поэтому, чтобы поддержать их желание учиться, подобрали несколько творческих заданий.

Одним из результатов данной экспериментальной работы я считаю освоение технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности, несомненный рост профессиональной компетентности как учителя личностно-ориентированного образовательного процесса. Но главным результатом этой работы следует считать рост мотивации учащихся на уроках, как следствие создания комфортной среды, учитывающей особенности каждого ученика.

Таким образом, применение технологии "Индивидуальный стиль учебной деятельности", автор Н.Л. Галеева, позволяет выявить уровень учебно-познавательных возможностей.

Путем педагогической диагностики компетентный учитель может определить средний стиль класса, и на этой основе строить индивидуальную работу с учащимися, чей стиль учебы требует особых педагогических условий и методических приемов.

И сегодня можно утверждать, что технология ИСУД должна использоваться как ресурс решения педагогических задач, реализуя не только дидактический, но и управленческий потенциал.

Литература.

  1. Н.Л. Галеева. Мониторинг для учителя. //ж. "Управление школой", №23-2005
  2. Н.Л. Галеева. Система компетенций как инструмент управления качеством образования.
  3. Н.Л. Галеева, Е.С. Гостимская, Г.Ю.Евдокимова "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе" - М : 5 за знания, 2008 г.
  4. Н.Л. Галеева. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса.// Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2007.