Авторская программа элективного курса по литературе "Уроки нравственности"

Разделы: Литература


Цели нравственных уроков:
воспитание интеллектуальной, всесторонне-развитой личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Задачи:
- Подготовить учащихся к взрослой жизни, где их нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного поведения;
- Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений (из жизни, литературных произведений);
- Научить учащихся критически осмысливать и анализировать собственные поступки, сверстников и одноклассников;
- Развитие личностных качеств: умения признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы; умения прощать и быть прощенным, понимать, что такое добро и зло, ответственность, долг, честь, достоинство, любовь и дружба, открытость, жалость и т.д.

Пояснительная записка

В данной программе представлены разработки занятий элективного курса по литературе «Уроки нравственности» в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.
В системе образования и воспитания данные занятия несут для учащихся большое воспитательное значение. Школа и жизнь взаимосвязаны. Мир вокруг нас стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость, бесстыдство; перестают ценить такие нравственные качества как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение, почитание общественного мнения, которые веками передавались из поколения в поколение. В наше время для того, чтобы сохранить добрые человеческие качества у учащихся, нужно всерьез заниматься их нравственным воспитанием.
Основываясь на своем более чем тридцатилетнем педагогическом  опыте, на общении с детьми, разбирая литературные произведения, думаю, что ни один ребенок не желает легко потерять те духовные ценности, которые познал сам, своим умом, с товарищами и педагогами, направлявшими его на познание этих ценностей.
Уроки нравственности проходят при активном сотрудничестве самих учащихся, используются разные формы проведения: диспуты, театральные премьеры, дискуссии, встречи с интересными людьми, викторины, конференции, интеллектуальные шоу, презентации: с применением видеоклипов, кадров из кино, музыки, диагностики.
Курс предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Срок реализации – 1 год. (2 раза в месяц), 18 часов. Программа курса основана на внепрограммных литературных произведениях   и взаимосвязана с планами работы классного руководителя, педагога-организатора, завуча по воспитательной работе, и является  дополнительным средством воспитательного воздействия на учащихся.  Программа может корректироваться. При проведении занятий можно использовать произведения музыки, изобразительного искусства, театральных постановок, тесты и многое другое. Уроки могут проводиться с разными группами учащихся: девушками и юношами, с приглашением гостей-взрослых. Форма общения – диалог. По итогам работы учащимся на уроках в конце полугодия ставится «зачет».

В результате изучения курса учащиеся должны:

1. Знать
- что такое милосердие
- какие права и обязанности имеет подросток
- что такое любовь: девушки и юноши, к близким, родным, к природе, Родине, животным и т.д.
- поэтов, художников, композиторов (вне школьной программы)
- каким должен быть настоящий мужчина
- знать, что будущая женщина – это прежде всего хозяйка, мать, жена, бабушка
- здоровье превыше всего
- о прошлом и будущем
- все нравственные и безнравственные качества человека
- дружба и товарищество
- что такое лидер
- что такое счастье
- меценатство и благотворительность
- о поэтах-земляках
- о фольклорных традициях нашего села

2. Уметь:
- различать положительные и отрицательные качества человека
- помогать людям, нуждающимся в помощи
- ценить прошлое Родины, малой родины, семьи
- заниматься самовоспитанием
- помнить о тех, кто погиб, защищал Родину
- разбираться в искусстве, музыке
- понять сложный мир денег
- воспитывать в себе волю, самоконтроль, ответственность за слова и поступки
- познать искусство общения
- продолжать народные обрядовые традиции жителей нашего села

ПРОГРАММА

Тема «Окна во двор»
Цель проведения: Воспитание милосердия, внимательного отношения к окружающим тебя людям
Форма проведения: дискуссия
Использованная литература: статья из книги Н.Кожевниковой «Окна во двор»
Наглядность, оборудование: слайды с портретами людей, музыкальное сопровождение
Краткое содержание:
Оглянись человек! Вокруг окна в домах, а за ними человеческие лица: веселые и грустные, судьбы: одинокие, просящие о помощи. Помоги этим людям! Будь внимателен!

Тема «Мы в ответе за тех, кого приучили» (С. Экзюпери)
Цель проведения: воспитание любви, жалости к нашим меньшим «братьям», бережного отношения к природе.
Форма проведения: диспут
Использованная литература: А.И.Солженицын «Крохотки»
Наглядность, оборудование: проектор, слайды о природе, животных
Краткое содержание: рассказы. Главные герои – насекомые, домашние и дикие животные со своими заботами, болезнями, проблемами. Это жизнь! Не разрушай ее!

Тема «Мать – самое уважительное, что ни есть в жизни» (В.Шукшин)
Цель проведения: Воспитание уважения, любви к женщине-матери, к людям; к алкогольным напиткам.
Форма проведения: дискуссия
Использованная литература: В.Шукшин «Материнское сердце» (рассказ)
Наглядность, оборудование: презентация к уроку «Материнское сердце», слайды с портретами женщин
Краткое содержание
Главный герой из деревни, приехав в город, напился. Украли деньги, драка, тюрьма. Бедная мать! Сколько горя принес ей сын. Но нет в материнском сердце разума, а только чувство-любовь к своему  ребенку и естественное желание помочь. Дети! Берегите матерей!

Тема «По следам оборванной песни…» (о М.Джалиле)
Цель проведения: воспитание любви к поэзии, к творчеству поэта земляка Героя Советского Союза М.Джалилю; уважение к историческим событиям ВОВ и героям, совершающим подвиги.
Форма проведения: вечер поэзии
Использованная литература: книга Р.Мустафина «По следам оборванной песни»
Наглядность: музыка, фрагменты из кинофильма Герои – поэты Татарстана»
Показ слайдов о М.Джалиле, его семье, друзьях.
Краткое содержание: выступление учащихся с фрагментами и биографии поэта по книге Р.Мустафина, конкурс стихов М. Джалиля и стихов ему посвященных. Викторина. Выступление с воспоминаниями его родных, товарищей, исследователей-джалиловцев.

Тема «Каким должен быть настоящий мужчина?»
Цель проведения: воспитание будущего мужчины-настоящего мужчины: защитника Отечества, слабых женщин, детей, двигателя науки, прогресса, искусства, опоры для своей семьи, храброго, с сильной волей и характером.
Форма проведения: диспут. Вечер встречи с интересными людьми-настоящими мужчинами.
Использованная литература: статья О.Дорофеева «Могильщики со школьной скамьи»
Краткое содержание:
1. Чтение статьи. Обсуждение
2. Что значит настоящий мужчина (ответы, рассуждения учащихся)
3. Выступление поэта-земляка, врача А.А.Григорьева
4. Выступление воина-афганца, учителя ОБЖ Борисова В.И.
5. Выступление воина-чеченца, награжденного «Орденом мужества», предпринимателя Арбузова В.О.
6. Выступления школьников-будущих настоящих мужчин Белоглазов П., Глухов И.
7. Подведение итогов

Тема «Девочка – будущая девушка, жена, мать, бабушка»
Цель проведения: показать, какими чертами должна обладать настоящая женщина; что нужно воспитать в себе, чтобы быть хорошей  девушкой, женой, матерью, бабушкой.
Форма проведения: диспут. Встреча с интересными женщинами.
Использованная литература: Рассказ В.Распутина «Женский разговор»
Наглядность: слайды о женщинах, об их жизни, работе, отдыхе; журналы для женщин. Исполнение песен под гитару, выставка «Лучшее блюдо», красивая прическа, мой стиль в одежде.
Краткое содержание:

  1. Слово ведущего
  2. Как быть красивой? Что нужно для этого?

А) Выступление директора школы Егоровой Г.В. (как ухаживать за волосами)
Б) Выступление врача Савельевой С.Г. (здоровый образ жизни, здоровое питание, нет-стрессам)
В) Выступление зам.дир. школы Захаровой Н.А. (как красиво и со вкусом одеваться)
Г) Выступления учителей Жирновых Т.П. и Е.Н. (о любви, счастливом браке)
Д) Конференция по рассказу В.Распутина «Женский разговор»
Е) Вопросы, итоги

Тема «Красота спасет мир»
Цель проведения:  формирование осознанного отношения к ценностям  материальной и духовной  культуры, оставленной нам многими поколениями людей; помочь почувствовать и понять силу и значение Красоты во всех ее проявлениях.
Форма проведения: дискуссия
Наглядность: слайды картин  А.Иванова «Явление Христа народу», памятники старины (соборы, церкви, храмы), природы.
Краткое содержание:

  1. Вст.слово учителя о современной жизни, о взаимоотношениях между людьми, о нравственности и безнравственности.

- Что может спасти мир от всего отрицательного? («Красота», - сказал Ф.М.Достоевский)
2. Беседа о культуре, о цивилизации
3. Дискуссия по картине А.Иванова
4. Памятники культуры, музеи. Наше отношение к ним.
5. Красота души.

Тема «Чернобыль – наша боль»
Цель проведения: показать основные проблемы в ядерной энергетике (об АЭС в России и за рубежом), что нарушения требований безопасности приводит к страшным последствиям; воспитание чувства ответственности за свою работу; рассказать о мужестве людей, оказавшихся в эпицентре аварии Ч.АЭС, их готовность пожертвовать собой во имя  спасения других, Родины
Форма проведения: лекция , рассказ очевидца –Евграфова П., участника ликвидации последствий Ч.АЭС
Использованная литература: Док.повесть Ю.Щербака «Чернобыль»
Наглядность: слайды «мертвого города», людей, живших и работавших в городе.
Краткое содержание:

  1. Вступительное слово учителя
  2. О докум. повести Ю.Щербака «Чернобыль»
  3. Выступления учащихся  (из воспоминаний , чтение стихов)
  4. Выступление гостя – участника Черн.событий
  5. О Дмитроградской АЭС

Тема « Как рождаются стихи»
Цель проведения: познакомить учащихся с поэтом-земляком А.А.Григорьевым и его творчеством; Арбузовой О. – призером ежегодных конкурсов «Юный сочинитель», привить чувство любви и уважения к поэзии, поэтам и их творчеству, раскрыть таланты
Форма проведения: встреча с интересными людьми
Наглядность: слайды из жизни А.А.Григорьева и О.Арбузовой
Использованная литература: сборники стихов, журналы, газеты, где они печатались.
Краткое содержание:

  1. Вступительное слово о поэзии, о гостях. Статья В.Маяковского «Как делать стихи?»(1926)
  2.  Выступления учащихся: чтение своих стихов призерами районных конкурсов «Юный сочинитель»
  3. Выступление А.Григорьева – поэта, врача, земляка. Чтение своих стихов.
  4. Выступление О.Арбузовой – студентки 5 курса ТГГПУ
  5. Об альбоме, посвященному жизни,творчеству А.Григорьева

Тема «Для меня главное – человек» (Л.Н.Толстой)
Цель проведения: воспитание уважения  к человеку, соблюдение прав и обязанностей; что такое нравственность, счастье, любовь к людям, сострадание и сопереживание, в чем смысл жизни человека.
Форма проведения: дискуссия
Использованная литература: Л.Н.Толстой ( его произведения: рассказ «После бала», В.Г.Короленко («Огоньки», «Парадокс»)
Наглядность: слайды из жизни писателей, из произведений, муз.сопровождение
Краткое содержание:

  1. Вступительное слово учителя. Кто он человек? В чем смысл его жизни? Что такое нравственность?
  2. Выступления учащихся (по слайдам)

А) Интересные факты из жизни писателей.
Б) Какие люди восхищали писателей? (о художниках, которых он ценил, о автобиографических произведениях)
3. Конференция по произведениям Л.Н.Толстого
4. Выступления учащихся о В.Г.Короленко
5. Обсуждение рассказов «Огоньки», «Парадокс» (дискуссия о счастье, где оно?)

Тема «Возвращение к духовным истокам»
Цель проведения: познакомить учащихся с образцами обрядового фольклора (частушки, свадебные, похоронные песни, лирические, исторические песни, загадки, колядки) вызвать интерес у учащихся, провести фольклорную экспедицию «Как фольклорные народные традиции продолжают жить в нашем поколении»; показать праздник Наума-Грамотника.
Наглядность: презентация «Фольклорные обрядовые  традиции в наше время», выставка народного творчества
Форма проведения: фольклорный праздник
Краткое содержание:

  1. Вступительное слово учителя об обрядовых праздниках
  2. Презентация
  3. Обсуждение презентации
  4. Праздник «День Наума – грамотника»
  5. Выставка (вышивка, лоскутное шитье, вязание на спицах, крючком, прядение, резьба по дереву, плетение из лозы, изготовление метелок, веников, изготовление мягкой игрушки, узоры-росписи)
  6. Подведение итогов

Тема «Жестокие игры»
Цель проведения: научить взаимоотношениям с другими  людьми, определять свое место среди сверстников;научить думать о последствиях своих поступков, о жестокости, об унижении достоинства другой личности, о ее правах.
Форма проведения: дискуссия
Использованная литература: В.Распутин «Уроки французского», Л.Толстой «Детство»
Наглядность: слайды о подростках, их играх и взаимоотношениях
Краткое содержание

  1. Учитель о хороших и плохих поступках и их последствиях
  2. Дискуссия о прочитанных главах из данных произведений.
  3. Рассуждение о таких понятиях  как вожак, жертва, драка, жестокость, доброта
  4. Подведение итогов конкурса сочинений «Было ли тебе когда-нибудь больно»?
  5. О конвенции  «О правах ребенка»
  6. Конфликт. Как его разрешить?
  7. Выводы

Тема «Берегите жизнь»
Цель проведения: воспитание настоящего Человека: всегда готового прийти на помощь, относиться с уважением к семье, к окружающим людям, родителям,младшим; показать, что самая большая ценность в мире – жизнь; отвергать решения сложных жизненных проблем с помощью алкоголя, наркотиков, курения.
Форма проведения: диспут, спектакль
Использованная литература: Ю.Малинина «Берегите жизнь» (театральное представление)
Краткое содержание:
Столкновение двух молодежных компаний. Более сильные давят на слабого, принуждая платить дань. Денег нет, что делать? Юноша отказывается от предложенной дружбы хорошего парня, так как боится той компании. Он решает покончить с жизнью, наглотавшись таблеток. Его спасают, и он понимает, что значит потерять жизнь.  Молодежь из той компании была напичкана наркотиками, некоторые «обкуренные»и пьяные. Они были наказаны.

Тема «Искусство общения»
Цель проведения: объяснить и научить учащихся, от чего зависит способность понимать людей;как можно научиться их любить; относиться к ним так, как относились бы люди к тебе;выражать свое доброе отношение, нежность словами и поступками.
Форма проведения: диспут
Наглядность: слайды, музыка
Использованная литература: С.Экзюпери «Маленький принц»
Краткое содержание:

  1. Вступительное слово учителя. Значение слов (искусство, сострадание, сочувствие, эмпатия, альтруист)
  2. Тест-задача
  3. Итоги сочинений «Самый несчастный день в моей жизни»
  4. Стихотворение А.С.Пушкина «Элегия»
  5. Сочинение – миниатюра (устно). «Аквариум глазами его хозяина, рыбок и хозяйского кота»
  6. Игра – этюд «Чужая роль»
  7. Аукцион «Кто больше знает формул благодарности, извинения?»
  8. Альтруист на минуту. Задание. Выразить свое доброе отношение к присутствующим.

Тема  «Раньше богатые знали, что нужно помогать бедным, нынешние не знают» (А.Ахматова) Так ли это?
Цель проведения: познакомить учащихся  с понятиями милосердие, благотворительность,меценатство; с русскими меценатами и благотворительными акциями в наше время.
Форма проведения: дискуссия
Наглядность: слайды великих русских меценатов и меценатов современных
Использованная литература: иллюстрации картин Третьяковской Галереи, песни Ф.Шаляпина; вырезки из современных газет «Республика Татарстан», «Дружба» о благотворительности в наше время.

Краткое содержание:

  1. Вступительное слово учителя о меценатах (Мамонтове Третьякове Морозове Щукине и других)
  2. Выступления учащихся:

А) О С.Т.Морозове
Б)Игра «Мраморные люди»
В) О П.М.Третьякове
Г) Просмотр картин. Беседа
Д) О С.И.Мамонтове
Песни Ф.Шаляпина

  1. О современных меценатах (Растропович, Э.Неизвестный, К.Лавров)

Организация Татнефть (г.Альметьевск)
РТ Казань – И.Микляев, А.Родионова и др.
Нурлатский р-н –ОАО Кондурчанефть – дет.сад №5

Тема «Что такое счастье?»
Цель проведения: познакомить учащихся с понятием счастье; помочь осмыслить понятие каждому ученику в течение урока применительно к самому себе.
Форма проведения: диспут
Наглядность: презентация «Что нужно человеку для счастья?»
Краткое содержание:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Рубайи. Слово об О. Хайяме «О если б каждый день иметь краюху хлеба»
  3. Разговор о счастье

А) утверждение психологов
Б) счастье в литературе
В) толковый словарь русского языка Ожегова
4. Творческое задание
5. Литературная композиция «Что такое счастье?»
6. Презентация. Дискуссия.
7. Выработка своих правил «Чтобы быть счастливым»
Песня И.Николаева «Мы желаем счастья вам»

Тема: «Доволен ли ты жизнью?»
Цель проведения:  показать , насколько  может отличаться  жизнь детей в современном мире; существует предел и глубина  понятия «я хочу»; понять насколько жизнь твоя хороша, доволен ли ты жизнью?
Форма проведения: дискуссия
Наглядность: презентация, слайды о жизни детей
Использованная литература: Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность»
Краткое содержание:

  1. Вступительное слово учителя о жизни, о желаниях и возможностях, о «духовной» пище, становлении подростка по книге Л.Н.Толстого.
  2. Презентация, дискуссия
  3. Анкетирование «Довольны ли вы жизнью?»
  4. Игра «Взгляни на себя со стороны»
  5. Об отношениях родителей и детей
  6. О власти денег, богатстве

Тема «Поговорим о религии»
Цель проведения: показать, как важно знать нашу православную веру, церковные традиции, что без воцерковления нашей частной  и общественной жизни невозможно спасительное преображение человеческой  души и возрождение нашего отечества; поговорить о боге, о Евангелии
Наглядность: презентация «Разговор с богом», слайды великих художников на тему религии
Форма проведения: беседа, дискуссия
Краткое содержание:

  1. Беседа по статье из журнала «Сторожевая башня»  «Есть ли бог?»
  2. Беседа о Библии  (новый завет, старый завет)
  3. Дискуссия о Евангельской  притче «О блудном сыне»
  4. Выступление учащихся «Евангельская притча «О блудном сыне» в стихах и прозе русских писателей»
  5. Выступления учащихся «Евангельская притча «О блудном сыне» в картинах великих художников»
  6. Просмотр презентации. Дискуссия
  7. Выводы

Использованная литература:

  1. Казыханов В. «Уроки нравственности»
  2. Сельская школа - 2001 - №6
  3. Лубянова Н.Н. «Мир мужественности, женственности и красоты»
  4. Классный  руководитель// - 2006 –№2
  5. Классный  руководитель // - 2005 - №7
  6. Погорелова И.А. Калейдоскоп внеклассных мероприятий – М.: Илекса, 2003
  7. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О.. Воспитание творческого читателя