Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ № 5 г.Нефтеюганска

Разделы: Социальная педагогика


1. Приоритетные направления в работе МОУ СОШ №5 г. Нефтеюганска

МОУ «СОШ №5» основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. В образовательном учреждении создана программа для профилактики правонарушений среди обучающихся школы и сокращения количества детей, имеющих отклоняющее поведение.

Цель программы: cоздание условий для формирования у обучающихся норм законопослушания и профилактики противоправного поведения в обществе.

Задачи:

1. Создать условия для освоения подростками норм общества.
2. Формировать правовое, позитивное поведение обучающихся.
3. Выявить индивидуальные качества личности ребенка.
4.Совершенствовать педагогические формы и методы работы участников образовательного процесса в вопросах ранней профилактики.
5. Оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

Основные направления работы:

  • Изучение методов и приемов профилактической работы с обучающимися .
  • Выявление факторов, влияющих на асоциальный тип поведения детей.
  • Диагностика обучающихся.
  • Проведение системы мероприятий, направленных на совершенствование форм и методов воспитательной работы (обучающие семинары, круглые столы, родительские собрания и всеобучи, психологические тренинги).
  • Отработка механизма взаимодействия участников программы по профилактике отклоняющегося поведения подростков.
  • Индивидуальное психологическое и педагогическое консультирование родителей по вопросам ранней профилактики.
  • Разработка конкретных рекомендаций по работе с детьми, имеющими трудности в поведении данной возрастной категории:
    • формы и приёмы в работе для учителей-предметников;
    • формы и приёмы в работе для классных руководителей;
    • механизм взаимодействия участников образовательного процесса.
  • Создание банка методических разработок (тематических классных часов и уроков профилактики) для классных руководителей.
  • Создание памяток для родителей по вопросам ранней профилактики.
  • Анализ и соотнесение полученных результатов с поставленными целями.

Содержание системы мероприятий:

Ключевые компоненты Формы работы Сроки Ответственные
1. Диагностика обучающихся
1 Целенаправленная работа по диагностике выпускников МОУ «НОШ № 5» Изучение личных дел, характеристик 4-х классов, выявление степени подготовленности детей к средней школе апрель-май Психолог, зам директора по УВР, учителя-предметники.
2 Изучение пятиклассников и вновь прибывших обучающихся Диагностика обучающихся, выявление первоочередных задач обучения и воспитания сентябрь-ноябрь Классные руководители, психолог, учителя-предметники
3 Изучение коллективов 5-х, 10-х классов Индивидуальные беседы с учениками, их родителями, составление социального паспорта класса, занятости обучающихся во внеурочное время сентябрь Классные руководители
4 Выявление причин отклоняющегося поведения обучающихся:
  • слабоуспевающие,
  • неуспевающие,
  • с ослабленным здоровьем,
  • не сформированы поведенческие навыки в классном коллективе,
  • имеющие вредные привычки,
  • опасное социальное окружение,
  • неблагополучие в семье.
Наблюдение в процессе организации и проведении КТД класса, школы, дежурства по школе, классных часов, тренингов общения, посещения семей, родительских собраний, тестирования и анкетирования. в течение года Классные руководители, психолог, социальный педагог
5 Постановка на учёт обучающихся, имеющих отклонения в поведении в течение года классные руководители, социальный педагог
2. Профилактическая работа с обучающимися
6 Культура общения и поведения Цикл классных часов и общешкольные мероприятия в течение года классный руководитель, педагог-организатор,
7 Законы общества, права и обязанности граждан Учебные предметы в течение года учителя-предметники
8 Ответственность подростков. Правонарушения и преступления Встречи с инспектором ОДН, КДН, УВД в течение года социальный педагог
9 Профилактика вредных привычек Встречи со специалистами служб города в течение года Ответственный за оздоровительную работу с обучающимися.
3. Коррекционная работа с обучающимися, имеющими отклонения в поведении
7 Коррекционная работа с обучающимися, имеющими отклонения в поведении: на уровне класса

на уровне школы

на уровне города

  • включение во внеурочную жизнь класса,
  • организация занятости в дополнительном образовании,
  • контроль за посещаемостью, успеваемостью, поведением в школе,
  • своевременное информирование родителей о ситуации в школе,
  • посещение семьи,
  • информирование зам. дир. по ВР.

Составление карты индивидуального сопровождения обучающегося

  • индивидуальная работа психолога,
  • индивидуальная работа социального педагога,
  • включение в подготовку общешкольных мероприятий,
  • рассмотрение на совете профилактики,
  • постановка на учёт,
  • дисциплинарное взыскание,
  • индивидуальная работа в ОДН,
  • заслушивание на КДН.

в течение года

классный руководитель

зам. дир. по ВР
социальный педагог
психолог,
классный руководитель

педагог-организатор,
классный руководитель

зам. дир. по ВР

социальный педагог
зам. дир. по ВР

инспектор ОДН

административная комиссия

4. Анализ достигнутого результата

8 Подведение итогов профилактики, поиск путей решения проблемы Круглый стол, малый педсовет, в течение года зам. дир. по ВР
9 Принятие решения Управляющий совет,
педсовет
в течение года администрация

5. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей-предметников, родителей

5 Классные руководители, учителя-предметники: изучение форм и методов работы с обучающимися, имеющими отклонения в поведении Семинары, методические рекомендации, педсоветы, совещания в течение года Администрация школы
6 Педагогическое просвещение родителей Лектории, собрания, встречи. в течение года Классные руководители,
психолог, администрация

2. Организация работы социального педагога.

Информация по социальному паспорту школы (5-11 классы) за 2009-2010 учебный год:

– На внутришкольном учете в параллелях 5-11 классов состоит 26 человек: 6 кл. – 1; 7 кл. – 5; 8 кл. – 9; 9 кл. – 7; 10 кл. – нет; 11 кл. – нет.
– Основная причина постановки на учет – это пропуски уроков без уважительной причины и как следствие низкая успеваемость.
– 6 неблагополучных семей.
– 19 подростков состоят на профилактическом учете в ОДН УВД .
– 10 детей состоят на учете в КДН и ЗП.
– 6 семей в ЦСПС и Д «Веста».
– 10 опекаемых детей.
– 19 многодетных семей, из них 13семей (пользуются льготным питанием).
– 28 малообеспеченных семей.

Информация о проделанной работе за 2009-2010 учебный год:

– Написано и отправлено 10 представлений в КДН.
– Написано и отправлено 58 представлений ОДН.
– Написано и оправлено 2 сообщения в Департамент образования об отчислении обучающихся из образовательного учреждения.
– Написано и отправлено 19 ходатайств в ОДН УВД, с просьбой принять меры административного воздействия по отношению к родителям.
– Написано и отправлено 4 сообщения в ЦСПС и Д «Веста».
– Написано и отправлено 42 сообщения в Комитет опеки и попечительства.
– Написано и отправлено 10 сообщений в БОУ ХМАО –Югра «Детский дом «Светозар».
– Отправлены 29 характеристик в ОДН УВД.
– Осуществлено 30 посещения семьи.
– Рассмотрено 52 объяснительных и докладных.
– Проведено 9 Советов профилактики: приглашались 56 человек.

Информация о проведенных внеклассных мероприятиях за 2009-2010 учебный год:

– Родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания.
– Выступление на педсовете на тему: «Организация работы классных руководителей с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию».
– Совместно с психологами ЦСПС и Д «Веста» и проводились беседы с детьми отклоняющего поведения.
– Проведена серия классных часов в классах, совместно с инспектором ОДН на тему «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних подростков».
– Индивидуальные беседы с подростками, попавших в трудную жизненную ситуацию и их родителями.
– Индивидуальные беседы с воспитанниками детского дома «Светозар» и воспитателями.
– Занятость в летний период.

В ходе проведенной работы были получены следующие результаты:

– 2 обучающихся отчислены из списков школы;
– увеличилось количество детей, состоящих на внутришкольном профилактическом учете (26 человек) Это можно объяснить тем, что повысился уровень выявляемости отклонений в поведении подростков, что дает возможность своевременно осуществлять профилактические мероприятия;
– уменьшилось количество семей обучающихся стоящих на учете в ЦСПС и Д «Веста» на 62% (с 16 до 6 семей);
– уменьшилось количество обучающихся стоящих на учете в ОДН УВД на 24 % (с 25 до 19 человек):
– к концу учебного года снизилось количество обучающихся, пропускающих уроки без уважительной причины на 69 % (с 13 до 1 человека), за счет усиления контроля со стороны классных руководителей и профилактических мероприятий со стороны специалистов образовательного учреждения.
– создан банк данных подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и их семей, состоящих на всех видах учета;
– разработана система профилактических мероприятий со всеми участниками образовательного процесса.

Для нормального развития подростков, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в школе и социуме необходимы определенные условия, которые должны создать взрослые:

  • информирование о современной жизни (правах и обязанностях, сочетание свободы и ответственности),
  • организация совместной деятельности со взрослыми (общественно-полезный труд, социальное проектирование),
  • положительный пример достойного поведения со стороны родителей,
  • помощь в профессиональном самоопределении.

3. Приоритетные направления социального педагога образовательного учреждения.

Направления работы:

  • Посредническое (работа с обучающимися, с родителями)
  • Профилактическое
  • Организационно-управленческое.
  • Социально-правовое

Индивидуальная работа с обучающимися пропускающих учебные занятия без уважительной причины:

  • Изучение условий жизни обучающихся, составление актов материально-бытовых условий .
  • Оформление писем по месту жительства родителям обучающихся.
  • Оформление представлений в ОДН УВД, КДН и ЗП, ЦСПС и Д «Веста».
  • Предупреждение родителей об ответственности за воспитание.

Консультативная работа

За 2009-2010 учебный год было проведено 120 индивидуальных бесед с обучающимися, их родителями и учителями.
Велась работа по каждому виду обращений. Оказывалась при этом социально-педагогическая помощь разнообразного характера (оказание материальной помощи малообеспеченным семьям, оказание психологической поддержки опекаемым и проблемным обучающимся, посещение семей).
Для решения других вопросов привлекались представители межведомственных организаций: инспектор ОДН УВД, КДН и ЗП, специалисты центра социальной защиты, специалисты отдела опеки, медицинский работник.

Контакты с семьей

Работа с семьей – составная часть работы социального педагога. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества, а значит, и училища. Социальный педагог, руководствуясь педагогическим тактом, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли посредника, между ребенком и родителями и консультанта. Важно отметить, что некоторые родители, определив ребенка в школу, не уделяют достаточного внимания своим детям, зачастую многие родители не знают о пропусках их детьми учебных занятий, и как следствие о задолженностях по предметам, не аттестации, исходя из этого вытекают следующие направления работы социального педагога по работе с семьей:

Направления работы социального педагога по работе с семьей:

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого образовательным учреждением.

  • Своевременное информирование родителей о проблемах обучающихся .
  • Корректировка воспитания в семьях отдельных обучающихся.
  • Взаимодействие с заместителем директора по УВР, общественными организациями родителей, Советом профилактики, с ОДН УВД, КДН и ЗП и других служб города.

Практика по вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность предполагает, решение следующих воспитательных задач:
– установление дружественных отношения сотрудничества;
– нормализацию отношений детей и родителей за счет позитивного переживания;
– родители лучше узнают своих детей, а социальный педагог – родителей;
– достигается большой охват учащихся различными формами воспитательной работы, положительное влияние на подростков различных людей.

Профилактическое направление:

Работа по профилактике правонарушений складывается из нескольких направлений деятельности:

– работа с детьми «группы риска»;
– работа с родителями;
– взаимодействие с ОДН УВД, КДН и ЗП и другие службы города.
– с целью профилактики правонарушений использовался наглядный материал – памятки по профилактики правонарушений (оформление стенда).
– в течение года анкетирование с целью профилактики правонарушений и повышения в области права;
– в течение года лектории по профилактике правонарушений и безнадзорности;
– в течение года запланированы классные часы с показом презентаций о вреде алкоголя, курения, токсических и наркотических веществ;
– в течение года запланированы проведение бесед совместно с инспектором ОДН УВД с обучающимися.

Социально-правовая защита

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

На опеке

4

5

6

10

Приемные семьи

нет

нет

нет

нет

Поддерживается связь социального педагога с опекунами, отделом опеки и попечительства через выходы в семьи.

На 2010-2011 учебный год для организации профилактической работы были поставлены следующие задачи:

1. Продолжить работу программы образовательного учреждения.
2. Продолжить обучающие встречи и беседы с классными руководителями о методах и формах работы с детьми отклоняющего поведения с целью повышения эффективности профилактической деятельности.
3. Обеспечить посещаемость обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, стоящих на учете в других службах города школьных занятий, с целью предупреждения повторного года обучения.

Ожидаемый результат работы:

1. Создание базы данных по накоплению материалов, отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции, социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания образовательного учреждения.

Вывод:

Проблема современности: семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции.
Причинами этого являются кризисные явления, идущие в семье. В первую очередь нестабильность семьи (разводы), во вторую очередь дезорганизация семьи (конфликты). Нравственно-психологический климат в семье, является определяющим фактором в социализации личности.
Отсюда можно сделать вывод, что необходима социальная работа образовательного учреждения с семьей.
Интегрированное влияние школы, различных служб, в том числе и социальных, требует обширной диагностической информации – общих данных о семьях и т.д;
Своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекция успешного семейного воспитания,
Социологическое изучение и коррекция факторов среды – важный элемент профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности.