Явления природы. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Систематизировать имеющиеся знания о явлениях природы.
  • Способствовать развитию умения выражать свои чувства и эмоции посредством слова, развивать умения на доступном уровне анализировать произведения различных видов искусства, развивать умение мыслить образами.
  • Способствовать развитию универсальных учебных действий (коммуникативных, интеллектуальных, организационных, оценочных).

Оборудование: репродукция картины Левитана «Март», аудиозаписи П.И.Чайковского «Времена года», Э.Грига «Утро».

ХОД УРОКА

1. Вступление

На фоне музыки Э.Грига «Утро» учитель читает стихотворение.

Когда по родимому краю иду
И песнею сердце полно,
Березок листва
И песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева,
И лугов трава,
И все это, Родина, ты!

2. Определение темы и постановка целей урока

– Ребята, какой у нас сейчас урок? (Урок окружающего мира)
– Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира? (Слушаем музыку, читаем стихи, отвечаем на вопросы, развиваем кругозор, наблюдаем.)
– О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь, анализировать.)                      
– Вот мы с вами поставили задачи на урок.
– Как вы думаете, каким будет урок сегодня? (Необычным, мы будем говорить о природе.)
– Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы характерных для каждого времени года. Мы будем слушать музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и читать стихи известных русских поэтов.
– А какие времена года вы знаете? (Осень, лето, зима, весна.)
– Для того, чтобы вы смогли сформулировать тему урока, отгадайте загадки, которые дети приготовили дома специально к нашему уроку.

1. После ливня и грозы
Мост невиданной красы.
Не потрогать, не забраться –  
Можно только любоваться. (Радуга.)

2. Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто ее не поймает. (Гроза, молния.)

3. Шел долговяз
В сыру землю увяз. (Дождь.)

4. Гуляет на воле 
В лесу, в чистом поле
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит,
По селам, городам летает,
Знать никого не желает. (Метель.)  

                                                
–  Так о чем мы с вами будем говорить на уроке? (О радуге, метели, дожде…)
– Как назвать это одним словом? (Явления природы.)
– Тема нашего урока: Явления природы.   

3. Обобщение имеющихся знаний

Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

– Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие?
– Как догадались? 
– А какое время года сейчас? (Начало осени.)
– И впереди у нас « золотая осень».
– Итак, вы готовы вообразить, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу?

Звучит пьеса П.И.Чайковского из цикла « Времена года» (осень).

– Закройте глаза, положите головы на руки.
– Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами разноцветный ковер. Смотрите – красный фонари – это листок уронила осинка, дальше – желтая звездочка – подарил ее клен, а у пруда милая ивушка рассыпала золотистые рыбки – листочки – узкие,  длинные, тонкие. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Что-то грустное, прощальное слышится в осеннем лесу.
– Откройте глазки.
– Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.)
– Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
– Вдруг подул сильный ветер, деревья закачались, листья закружились в воздухе.
– Давайте поднимем руки и покажем, как деревья закачались.
– Ударил гром. (Хлопки в ладоши.)
– Пошел дождь. (Стучат пальцами по столу.)
– Какие еще явления природы мы назвали? (Листопад, гром, дождь, ветер.)
– Дождь закончился, и в нашем классе стало свежо, как в осеннем лесу после грибного дождика, теплого и веселого. На разноцветных листьях блестят дождинки, переливаясь всеми цветами радуги.
– Итак, мы продолжаем наше удивительное путешествие.
– В какое время года мы отправимся? (В зиму)
– Музыка великих композиторов помогает нам увидеть, ощутить сказочную, не увядающую красоту земли.
Петр Ильич Чайковский написал цикл пьес «Времена года» и сейчас мы послушаем пьесу посвященную зиме. Пусть эта чудесная музыка проникает в каждое сердце! И пусть природа дарит людям все новые и новые прекрасные звуки!
– Давайте слушать. (Слушание пьесы П.И.Чайковского « Времена года»)
– Какое настроение у вас возникло после слушания музыки?
– Какие картины представились в вашем воображении?
– В какое время года происходят эти явления природы?
– Зиме посвящается много рассказов, стихов. Мы любим зиму. В сказках зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз всемогущим воеводой.
– Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева и скажите, какие картины возникли в вашем воображении?

(Стихотворение читает ученица, подготовив его дома.)

Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

– В чем красота зимнего наряда?                                                              
– Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?  
– Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.)

– Что особенно красиво при снегопаде?

4. Самостоятельная работа в парах

– Откройте рабочие тетради на стр.18.
– Сейчас вы будете работать в парах.
– У снежинки есть подружки. Нарисуйте их.
Опишите словесно своих снежинок друг другу .
– Какие явления природы бывают зимой? (Снегопад, первый снег, иней)

5. Физминутка (пантомима)

– Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он  то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.
– Спасибо, присаживайтесь.

6. Чтение стихов о весне (1-2 стихотворения)

– Наше путешествие продолжается.

(Стихотворение читает ученик, подготовив его дома.)

Пройдет зима холодная,
Наступят дни весенние.
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.

– В какое время года мы отправимся?
– Кто знает стихи о весне? (Обучающиеся читают стихи.)

6. Рассматривание картины Левитана « Март»

– Сегодня мы слушали великого композитора П.И.Чайковского, стихи о родной природе. Также и художники часто обращались к этой теме.
– Радостно, как гимн пробуждающейся природы, гимн весне «звучат» замечательные картины Левитана. В картине «Март» Левитан запечатлел тот момент в жизни природы,
Когда во всем ощущается предчувствие весны.
– Какое явление природы изображено на картине? (Таяние снега.)
– Медленно оседает снег, побурела разъезженная санями дорога, по-весеннему сияет небо.
– Какие еще явления природы бывают весной? (Таяние снега, половодье, ледоход.)

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята? (Лето.)

5. Работа по учебнику

– Откройте учебник на стр. 42.
– Прочитайте текст о явлениях природы летом.
– О каких явлениях природы говорится в тексте? (Радуга, дождь.)
– Рассмотрите фото на стр. 40-41
– Назовите, какие явления природы бывают осенью? Зимой? Весной? Летом?
– Прочитайте вывод на стр. 43
– Наше путешествие по временам года закончилось.

6. Оценка работы на уроке

– Самостоятельно оцените свою работу на уроке. (Очень хорошо работали – поднимают картинку солнышко, средне – солнышко за тучкой, слабо – тучку).

(Комментарии учителя.)

7. Итог

– Что нового узнали на уроке?
– Достигли ли поставленных целей?
– Кто и что помогли сегодня донести до нас, передать красоту природы?
– Какими качествами мы с вами должны обладать, чтобы увидеть эту красоту?